Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Вечером 10 марта 2022 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Во время Великого поста мы читаем дивную молитву святого преподобного Ефрема Сирина, каждое слово которой имеет большое значение для понимания того, что должно с нами произойти в течение Великого поста, от каких пороков мы должны освободиться и какие добродетели приобрести. И начинается молитва с того, что мы просим Господа избавить нас от праздности. А что такое праздность? Если праздность — это вакуум, отсутствие всякого содержания, то возникает вопрос: может быть, лучше вакуум, чем злое содержание? О злом содержании мы тоже просим Господа — чтобы Он избавил нас от наших грехов. Но неслучайно слова преподобного Ефрема, описывающие состояние человеческой души и содержащие просьбу ко Господу избавить нас от определенных пороков, начинаются с упоминания праздности: Дух праздности не даждь ми.

Действительно, праздность — это не просто пустота, не просто вакуум, но это нечто такое, что несет в себе большую опасность для духовной жизни человека. Почему? Да потому что человек так устроен, что находится в постоянном контакте с окружающей средой, в особенности с окружающими его людьми. Мы общаемся, мы произносим слова, чтобы установить связь с окружающими, мы передаем другим свои мысли и одновременно сами впитываем их мысли. Этот постоянный обмен информацией, который для нас является совершенно обыденным делом, на самом деле очень важен в деле нашего спасения. Конечно, все воспринимаемое нами преломляется в нашем сознании, усугубляется нашими мыслями, нашими словами, нашим собственным поведением; но чаще всего как доброе, так и плохое приходит извне.

Ну, а причем же здесь праздность? А вот причем. Праздность — это пустота, а пустота не может оставаться пустотой, для этого нужны специальные условия. Люди, которые знают физические законы, хорошо понимают, что для создания пустоты, вакуума нужны специальные усилия. В природе нет вакуума, в природе нет абсолютной пустоты, потому что она непременно заполнится либо газом, либо жидкостью, либо еще чем-то. Вот так и в человеческой жизни нет вакуума, нет пустоты; а праздность — это и есть синоним пустоты, применимый к человеческому поведению. Когда мы праздны, мы пусты и становимся очень удобной мишенью для нападения на нас темной силы или плохих людей. Человек пустой, не имеющий внутреннего содержания, беззащитен. Он с легкостью поддается внушению, и его внутреннее содержание легко наполняется тем, что приходит к нему извне.

А отчего образуется праздность? От отсутствия мыслей и от отсутствия дел. Если человек ловит себя на мысли о том, что он вообще ни о чем не думает в течение долгого времени, то нужно спросить: а почему так? Конечно, мозг человека может быть уставшим или нездоровым в силу физического заболевания — это совсем другое дело! Но если совершенно здоровый человек находится в состоянии вакуума, пустоты, то это уже духовное заболевание. Именно поэтому святой Ефрем и поставляет прошение о том, чтобы Господь избавил нас от пустоты, на первое место своего замечательного молитвословия, которое мы повторяем и повторяем в течение Великого поста: Дух праздности не дай мне — чтобы злые силы не заполнили эту праздность, чтобы я не погиб под влиянием внешних злых сил.

А как же нам избавиться от праздности? Еще раз хотел бы подчеркнуть: праздность — это не отсутствие работы, потому что отсутствием работы может быть отдых, а отдых совсем не праздность. Отдых установлен Самим Господом: Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:8-10). Седьмой день — день отдыха, который непременно нужен человеку для обновления его физических и духовных сил. Этот день всегда должен быть заполнен общением с Богом — настолько, насколько мы можем. В нынешних условиях людям, особенно живущим в миру, невозможно целый день посвятить молитве, но молитва всегда должна присутствовать в свободный день, и, конечно, именно в свободный день у нас должна быть возможность открыть Евангелие, почитать жития святых, подумать о своей духовной жизни — даже без того чтобы посетить храм, потому что иногда какие-то обстоятельства мешают нам это сделать. Но даже если мы не можем прийти в храм, то непременно нужно часть этого свободного дня посвятить своей душе.

Все то, о чем я говорю, очень далеко от понимания современных людей. Мир устроен так, что на человека обрушивается мощный информационный поток. Газеты, радио, телевидение, а теперь Интернет погружают нас в этот поток информации, и человеку кажется, что он занят. И он действительно занят, но возникает вопрос: а не является ли эта занятость одной из форм той самой праздности, того самого вакуума, который лишь заполняется потоками информации, поступающей к нам извне? Вот для того чтобы мы были защищены от греховных влияний извне, мы не должны допускать праздности. А для того чтобы было так, необходимо трудиться. Совсем не обязательно постоянно заниматься тем, что ты должен делать по работе, ведь самый важный труд — это труд над самим собой; и если есть время, свободное от работы, то оно должно быть посвящено труду над самим собой. Конечно, определенную часть этого времени нужно употреблять для молитвы, для посещения храма, а затем следует читать, размышлять, стараться развивать свой разум, развивать свои волевые, душевные качества, постоянно совершенствоваться. И если человек постоянно растет и развивается, если он наполняет свой разум, свою душу теми мыслями, которые совершенствуют его природу, — то он на правильном пути.

Но вряд ли такое совершенствование возможно без Божественного участия. Конечно, многие люди, которые и в Бога не верят, тоже совершенствуются и развиваются — интеллектуально, профессионально. Но ведь самое важное, что нам открывает слово Божие, — это то, что мы обладаем не только физическим телом и разумом, но и бессмертной душой; а совершенствование души человека невозможно в отрыве от Бога. Поэтому, если мы сделали все необходимое по дому, по работе, то нужно обязательно находить время для чтения Священного Писания, для чтения иных важных текстов, которых сейчас очень много. Сейчас совсем не так, как в советское время, когда ни одной книжки с положительным религиозным содержанием найти было невозможно, — сейчас публикуется очень много всего правильного и хорошего. Молитва, чтение, забота о своей душе совершенно необходимы. И если мы сформируем навык заботы не только о теле, о здоровье, об окружающих нас людях, но и о своей душе, если каждый день будем уделять время тому, чтобы позаботиться о своей душе — через молитву, через чтение, через размышление, — то, несомненно, никакого вакуума не будет, и душа будет наполняться Божественной энергией, которая оградит нас от всякого зла, укрепит нас на жизненном пути и поможет прийти к Господу.

Пусть дивные слова святого Ефрема Сирина сохранятся в нашей памяти, и постараемся таким образом построить свою жизнь, свои отношения с окружающими, чтобы дух праздности исторгнуть добрыми мыслями и добрыми делами, которые способны повлиять на наш внутренний духовный мир, приближая нас к Господу и помогая обрести надежду на встречу с Ним в невечернем дне Его Царства. Да поможет нам Господь, несмотря на сложные обстоятельства, которыми окружен современный человек, не забывать о самом главном: о том, что мы слышали сегодня в молитве преподобного Ефрема Сирина. И пусть забота о душе станет для нас не двадцатым или тридцатым пунктом в нашей повестке дня, а самым важным и первым, без которого жизнь теряет подлинный смысл и подлинную ценность. И да поможет нам в этом Господь молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси