Патриарх Варфоломей назвал непризнанную Македонскую Церковь «нехристианской пара-церковной организацией»
НИШ. В Македонии разгорелась острая дискуссия по поводу выступления Константинопольского Патриарха Варфоломея на торжествах в Нише, в котором он назвал непризнанную православным миром Македонскую Церковь «нехристианской пара-церковной организацией, поддерживаемой государственными структурами», сообщает македонские и болгарские СМИ.
В проповеди после торжественной Литургии в Нише в честь 1700-летия Миланского эдикта Патриарх Варфоломей коснулся острых тем церковной жизни, прежде всего — положения главы Охридской архиепископии Иоанна (Вранишковского), отбывающего срок в македонской тюрьме. Патриарх также упомянул и о неканонической церкви в Черногории, категорически заявив, что «абсолютно недопустимо, чтобы Поместная Церковь сама провозглашала автокефалию».
Проповедь Патриарха Варфоломея, которую переводил на сербский епископ Бачский Ириней (Булович), вызвала острую реакцию иерархов непризнанной Македонской Православной Церкви. Прежде всего, македонские СМИ гневно комментируют тот факт, что представители Македонской Церкви не были приглашены на всеправославные торжества, прошедшие в начале октября в Нише. Ожидается, что Синод Македонской Церкви выступит с официальной реакцией на слова Константинопольского Патриарха. В то же время реакция самых македонских иерархов различна.
Митрополит Дебарско-Кичевский Тимофей выразил сомнение в том, что слова, произнесенные сербским епископом Иринеем, действительно прозвучали в проповеди Патриарха Варфоломея. «Если это действительно его слова, то они не делают ему чести. У нас всегда были корректные отношения с Патриархом Варфоломеем. Но необходимо иметь в виду, что его финансы зависят от Греции», — заявил митр. Тимофей.
Преспанско-Пелагонский митр. Петр убежден, что «произошедшее в Нише является синхронизированной пропагандой против нашей страны в лице Македонской Православной Церкви в период, когда на государство оказывается сильное давление в целях изменения её названия и против сохранения её идентичности... Если бы было иначе, то следовало бы упомянуть и другие непризнанные и куда большие церкви по сравнению с нашей во всем мире — как Православная Церковь в Америке, Украинская патриархия, греческие церковные организации... Поэтому становится ясно, какой была цель, и тут нет связи с Вранишковским и его Православной Охридской архиепископией, которая не имеет возможностей быть даже нормальным приходом», — заявил митрополит Петр.
Также владыка Петр считает, что Македонская Церковь «не является ни пара-церковной организацией, ни нехристианской, но живой Церковью с древними корнями, наследницей Первой Юстинианы и возобновленной Охридской архиепископии, под юрисдикцией которой была и Сербская Церковь». «Этот натиск нас не испугает, и мы продолжим церковную жизнь, будем основывать новые приходы и избирать новых владык», - утверждает владыка Петр.
Европейский митрополит Пимен в интервью македонской газете «Утренний вестник» заявил: «В день, когда православная вселенная чествует свободу Христианства, а на Ближнем Востоке гибнут тысячи наших братьев христиан, акценты в Нише были поставлены на гонения против одного епископа, и ради его свободы заклеймили целую единую живую Церковь. Это и не по-человечески, и еще более не по-христиански».
На македонском телеканала «Альфа» послание из Ниша в адрес Македонской Церкви назвали ожидаемым, так как православные иерархи не могли обойти молчанием происходящее в 200 км от Ниша.
«Дело Иоанна Вранишковского присутствует в докладах всех международных организаций по защите прав человека в мире. Он провозглашен «Amnesty international» узником совести, а журнал «Экономист» в июльском номере опубликовал статью «Епископ за решеткой — богословие в кандалах». Если будет решена проблема с названием, а Македонская Церковь останется непризнанной, как это произошло со схизматическими церквями на Украине и в Черногории, что тогда делать? Эти церкви независимо от проблем с названием государства остаются непризнанными», - прокомментировал слова Патриарха Варфоломея журналист Зоран Бояровски, который считает, что политические проблемы с названием государства не имеют ничего общего с каноническим статусом действующей в нем Церкви.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии