ПАТРИАРХ ТИХОН ОБ УПРАВЛЕНИИ ЦЕРКОВЬЮ В УСЛОВИЯХ ВРАЖДЫ
Как управлять Церковью в условиях нестабильной ситуации в государстве — подготовил студент КДАиС Павел Плевинскис.
Как управлять Церковью в условиях разобщения епархии и «центра»? Этот вопрос неоднократно возникал, как только складывались сложные для Церкви исторические условия. Ответ был дан патриархом Тихоном в соответствующем Указе, согласно которому РПЦЗ (до воссоединения) и другие епархии организовывали свое каноническое управление. Однако этот указ, изданный законной церковной властью и не отмененный до сих пор, имеет множество истолкований и является орудием в руках тех, кто находится не на стороне Церкви.
Постановление № 362 Святейшего Патриарха Тихона (иногда именуемое «Указом») от 7\20 ноября 1920 года было издано в связи со сложнейшей ситуацией, сложившейся в этот исторический период на канонической территории Русской Православной Церкви. Причиной ее возникновения послужило нарушение нормального общения епархий Русской Православной Церкви с Высшим Церковным Управлением во главе со Святейшим Патриархом. Во-первых, указанная территория в это время была охвачена гражданской войной, во-вторых, начинались невиданные по силе гонения на Русскую Православную Церковь со стороны богоборческой власти.
Этот период точно охарактеризовал иерей Александр (Мазырин): «В истории Русской Православной Церкви, вероятно, не было более тяжелого периода, чем 20-30-е годы ХХ века. С одной стороны, это время самых яростных гонений на нее извне, по своей ожесточенности ничуть не уступающих гонениям первых веков христианства. С другой - это период величайших нестроений внутри Русской Церкви. Такого множества расколов и разделений, как в те годы, она не знала никогда. Количество разного рода автокефалий, новообразованных церковных управлений, просто церковных групп, отказывавшихся кому-либо подчиняться, исчислялось десятками»[1].
Постановление состояло из 10 пунктов: оно предусматривало порядок управления церковными делами в особых условиях (в случае прекращения деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета; в случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением; в случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и т.д.). В Постановлении не только рассматривались различные варианты развития подобных событий, но и формулировались соответствующие указания. Отдельные пункты Постановления используются на практике и в наше время, следовательно, оно не потеряло своей актуальности, поэтому богословский анализ как самого Постановления, так и обусловленных его принятием событий в церковной жизни имеет большое значение.
Следовательно, будет правильно привести текст Указа: «Постановление № 362 Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви о мероприятиях на случай прекращения своих церковно-административных функций от 7/20 ноября 1920 года за № 362.
По благословению Святейшего Патриарха, Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости дополнительно к преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности Епархиальных Советов, преподать епархиальным архиереям такие же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и на основании бывших суждений постановили:
Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать епархиальным архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания:
1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящих к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано.
2) В случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).
3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархии составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.
4) В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составит вышеуказанные учреждения - самолично и под своей ответственностью.
5) В случае, если положение вещей, указанное в п. п. 2 и 4, примет характер длительный и даже постоянный, в особенности при невозможности для Архиерея пользоваться содействием органов епархиального управления наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархии на несколько местных епархий, для чего епархиальный Архиерей: а) предоставляет Преосвященным своим викариям, пользующимся ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права Епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям; б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархии, по возможности, во всех значительных городах своей епархии новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных.
6) Разделенная указанным в п. 5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам.
7) Если в положении указанном в п. п. 2 и 4, окажется епархия, лишенная Архиерея, то Епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному Архиерею ближайшей или наиболее для них доступной по удобству сообщения епархии, и означенный Архиерей или командирует для управления вдовствующей епархии своего викария или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указанных в п. 5 и в отношении этой епархии согласно п. п. 5 и 6, причем при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ.
8) Если по каким-либо причинам приглашения от вдовствующей епархии не последует, епархиальный Архиерей, указанный в п. 7 и по собственному почину принимает на себя о ней и ее делах попечение.
9) В случае крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, находясь в положении, указанном в п. п. 2 и 6, не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов - благочиния и епархии, предоставляя, где нужно совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными.
10) Все принятые на местах согласно настоящим указаниям мероприятия, впоследствии, в случае восстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней»[2].
Постановление было предназначено прежде всего для канонической территории Православной Церкви бывшей Российской Империи, охваченной войной и революцией. Можно допустить, что оно применимо также к созданию и деятельности РПЗЦ, что как раз и позволяет правило 39. «Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческаго рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутаго острова переселислся в Геллеспонсткую область, промышлением человеколюбиваго Бога, и тщанием Христолюбиваго и благочестиваго царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данныя престолу выше наименованнаго мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждыя Церкви, и епископ града Кизическаго подчиняется предстоятелю реченнаго Иустинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластых вышереченному Боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от котораго, когда потребно будет, и самаго Кизика града епископ да поставляется»[3]. Для создания РПЗЦ Постановление послужило своего рода «канонической основой».
Постановление № 362, безусловно, имеет временный характер (об этом прямо говорит п. 10 самого Постановления). Причем именно этот последний пункт определяет порядок прекращения действия Постановления ,а именно автоматически с восстановлением центральной церковной власти. Следовательно, для законного прекращения действия Постановления не требуется каких-либо специальных указаний со стороны кого бы то ни было. Тем не менее, в вопросах толкования порядка отмены Постановления нет единомыслия.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии