Патриарх на Святой Земле: Пасха и Рождество в ноябре

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

С 9 по 14 ноября Святейший Патриарх Кирилл посещает Иерусалимский патриархат. На языке церковного протокола это называется «мирный визит» — после избрания Предстоятель поместной Православной Церкви по очереди посещает всех других предстоятелей. На обычном языке это называется паломничеством. Среди осени зазвучали пасхальные слова — у Гроба Господня иначе и не должно быть. Впечатлениями об атмосфере визита делится Александра СОПОВА
 Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Иерусалим: крестный ход по извилистым улочкам

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» — так начиналось шествие Святейшего Патриарха Кирилла от Яффских ворот к Храму Гроба Господня и Воскресения в первый же день поездки. По правилам, тропарь Воскресения можно петь только от Пасхи до Вознесения, но в Иерусалиме радостное песнопение звучит каждый день.

Смеркалось, кто-то мерз в футболке, кто-то предусмотрительно облачился в теплую куртку, словно днем и не было +23⁰. Францисканские монахи из Мексики, живущие в Иерусалиме уже давно, —подпоясанных веревками хабитах («рубищах св. Франциска») и сандалиях на босу ногу. Множество паломниц из России — в белых платочках. Турецкая стража Храма Гроба Господня — в малиновых фесках, с железными посохами. Человеческая каша: к Патриарху тянутся за благословением, аплодируют, поднимают повыше фотоаппараты и телефоны. Пели не очень стройно — не профессиональный хор, а просто люди, встретившие своего Патриарха на Святой Земле. Большинство не знали, когда вылетали из Москвы, ехали из Обнинска, Архангельска, Тюмени, что их паломничество совпадет с «мирным визитом». А кто-то подгадал специально: хотел увидеть Предстоятеля именно здесь.

Крестный ход движется по извилистым узким улочкам христианского квартала — мимо сувенирных лавок, францисканского книжного магазинчика, мусорных баков, под резными балкончиками, с которых процессию фотографируют местные жители. Пасхальный тропарь смолкает, слышны удары железных посохов стражей по каменным плитам. Проходим мимо Иерусалимской Патриархии, колокольный звон на время заглушает и молитвы, и «простите, я вас толкнул», и «не убегай, а то потом друг друга не найдем», и сербскую, и греческую, и испанскую (почему-то особенно много испанской) речь в процессии.

Где еще, кроме Иерусалима, Патриарх будет проходить пешком по кварталу сувенирных лавочек — покупатели фотографируют и возвращаются к выбору подарков и свечек. Навесы магазинчиков смыкаются над головой, в этой галерее смешиваются запахи ладана из кадильниц, душистых трав, каких-то экзотических ароматов.

Об Иерусалиме написано столько, что кажется бесполезным описывать встречу во дворе Храма Воскресения Христова — множество женщин со свечами, оглушительный трезвон колоколов, братские приветствия двух Патриархов. Московского собрата встречает Патриарх Иерусалимский Феофил. Вместе они подходят к Камню Помазания — здесь св. Иосиф Аримафеский положил Тело Спасителя, чтобы умастить его ароматами перед погребением. Потом был молебен, посещение Голгофы, беседа предстоятелей в Патриархии и вручение Патриарху Кириллу ордена Иерусалимской Церкви.

А в ночь на воскресенье будет Литургия на Гробе Господнем, совершенная двумя Патриархами. Задолго до начала в Ротонде и Кафоликоне — самых просторных частях Храма — битком народу, обсуждают трудности восстановления монастыря под Одессой, впечатления от работы в трапезной при храме на Бутовском полигоне, экскурсию по Иерусалиму, кто кого встретил, кто откуда приехал, видел ли раньше Патриарха и есть ли надежда взять благословение. Потом переговариваются все больше о том, какая нынче часть службы: большинство молитв и возгласов звучат по-гречески. Евангелие, а потом Символ Веры и Отче наш повторяются и по-гречески, и по-славянски, и тут уж храм пусть нестройно, но громогласно присоединяется к пению. Что, впрочем, не пробуждает детей, уже спящих в ногах у взрослых на сумках и куртках.

В конце ночной службы трижды прозвучал возглас и ответ: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» Люди потихоньку выходили под теплый иерусалимский дождь. Кто-то по-сербски обсуждал надежды на помощь России и лично Патриарха, кто-то вспоминал православные баталии в Facebook, кто-то сокрушался, что ночью заперты ларьки с сувенирами и реликвиями.

Вифлеем: город Рождества

Чтобы попасть в Палестинскую автономию, где находится Вифлеем, город Рождества, нужно пройти контроль на пропускном пункте — справа и слева, насколько хватает глаз, тянется бетонная трехметровая стена. Тут и там вышки. Гуляя в ожидании по замусоренным тропинкам между оливковыми деревьями, постоянно чувствуешь кожей, что с вышки в тебя в любой момент может прицелиться суровый арабский стрелок. Умом понимаешь, что скучно ему все-таки не настолько. Армии в Палестинской автономии официально нет, и те мужчины с автоматами, что дежурят на каждом углу, — вроде как полиция.

На фоне базилики Рождества Христова фотографируется группа темнокожих паломников — вот кому по-настоящему идут белые платочки. С види это люди скорее из Индии, чем из Африки или Америки. Встретить, впрочем, здесь можно кого угодно.

В очереди к месту Рождества — известной всем хотя бы по фотографиям Рождественской звезде — больше всего русской речи. Гид инструктирует, как освятить купленные в паломничестве крестики и иконы, приложив их к Звезде. В Ясельной пещере рядом, продолжает он, делать нечего — только посмотреть. И, наверное, поэтому очередь к Звезде движется медленно, а у Яслей нет почти никого. Перед храмом паломники читают правило к причащению, а с минарета соседней мечети громко несутся призывы муэдзина. Намаз скоро кончится, и на площадь из храма, навстречу Патриарху, двинется шествие с хоругвями и крестами — крестный ход на фоне минарета.

— Господь нам дал Священное Писание, существует очень устойчивая традиция Церкви, которая хранит Евангельские истины, но Он также благоволил сохранить для нас места, связанные с Его жизнью, которые являются историческими доказательствами правдивости всего того, о чем рассказывает нам Евангелие. Через эти святые места мы видимым образом соприкасаемся с жизнью, с подвигом, со смертью, со страданиями Господа и с Его рождением, о чем я особо хотел бы сказать здесь, на благословенной земле Вифлеема, — с такими словами Патриарх вышел из базилики Рождества. — Поэтому каждый христианин должен посетить эти святые места, по крайней мере, один раз в жизни, а если получится, то и больше. Здесь мы почерпаем благодать, силу для своей жизни.

Кстати, слова о «должен посетить» не выглядят нереалистичными. Паломников в Святой Земле все больше, туры все доступнее. Безвизовый режим с Израилем и вовсе открыл границу. Как сказал во время встречи с Патриархом Кириллом президент Израиля Шимон Перес, в настоящее время Иерусалим принимает до 600 тысяч русскоязычных паломников в год. Во времена первого визита на Святую Землю будущего Патриарха Кирилла, тогда еще совсем молодого человека, Русская Православная Церковь могла отправить в этот регион лишь две группы в год, по 10-12 человек в каждой.

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Францисканские монахи - приехали из Мексики, живут в Иерусалиме. Ждут Патриарха Кирилла у Яффских воротПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
В ожидании Патриарха Кирилла у Яффских ворот

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Шествие от Яффских ворот к Храму Гроба Господня

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Шествие от Яффских ворот к Храму Гроба Господня

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 годаПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 годаПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Шествие спускается во двор Храма Гроба Господня

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
У входа в Кувуклию - место, где лежало Тело Христово

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Католические монахини у Голгофы

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Патриарх на выходе из Кафоликона после молебна. - Благословите Санкт-Петербург! - Благословение Санкт-Петербургу! - И Архангельск! - И Тюмень!

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Дорога от Храма Гроба Господня

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Оливки и колючая проволока у Палестинской стены

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
За стеной - Палестина. А Газа тем временем перестреливается с ИзраилемПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Оливки горькие, их никто не собирает, и ветер стряхивает их на землюПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Вифлеем. Стрельчатый арочный вход времен крестоносцев в Базилику Рождества был уменьшен во времена оттоманского правления и называется Врата смирения - нагибаться приходится всемПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Деревянные двери в полу Базилики Рождества скрывают фрагменты мозаичного пола, сохранившегося от храма IV векаПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Спуск в пещеру Рождества

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Один из нефов Базилики Рождества

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Площадь перед Базиликой Рождества

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Из Базилики Рождества выходят навстречу Патриарху

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 годаПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 годаПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Патриарх по выходе из Базилики: "Каждый христианин должен хотя бы раз в жизни побывать в Святой Земле"Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Патриарх выходит из Российского культурного и научного центра в Вифлееме, построенного Императорским православным палестинским обществом

Патриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
На всенощном бдении в русском Свято-Троицком соборе Русской Духовной миссииПатриарх в Святой земле, ноябрь 2012 года
Презентация книги Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность" на иврите. Выступает митрополит Волоколамский Иларион

Текст и фото: Александра СОПОВА


Источник: Нескучный сад