Патриарх Кирилл об "удерживающем"
"Господь может явиться в любой момент. И если есть нечто удерживающее, что сохраняет мир от пришествия тотального зла, от порабощения всех людей тотальному злу, то это удерживающее ведь от человек, а не от Бога. Апостол Павел прямо сказал: «Есть нечто удерживающее» (см. 2 Фес. 2:7). Он не сказал, что Бог удерживает. Значит, Бог через земную жизнь людей, через их работу, через их усилия, через их молитву, через их духовный подвиг, через сохранение добра в этом мире удерживает от пришествия зла".
http://www.patriarchia.ru/db/text/4535598.html
Редакторы патриаршей речи поставили неверную ссылку: Святейший имеет в виду славянский (не русский!) перевод 6-го стиха, а не седьмого: "И ныне удержавающее весте во еже явитися ему в свое ему время".
Толкования Отцов очень разнятся между собой:
Блаж. Феодорит Кирский из евангельских слов о том, что всемирная проповедь Евангелия предварит конец истории, выводил, что антихрист не сможет явиться прежде, нежели будет уничтожено идолослужение: «Не думайте, что враг явится ныне, ибо прежде истребится удерживающее идольское заблуждение и утвердится проповедь Евангелия, а уже потом явится беззаконник»
(Толкование на видения пророка Даниила 7, 26 // Учение об Антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. Спб., 2000, с. 361.).
У преп. Ефрема Сирина по такой же логике «удерживающим» оказывается иудейское служение
(Толкование на Второе послание Фессалоникийцам. // Творения. ч. 7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, сс. 247-248). Кстати, сами иудеи считают, что фактором, "удерживающим" пришествию Мессии является греховная лень иудейского народа: если бы хотя однажды все евреи честно соблюли одну субботу - Мессия немедленно пришел бы...
Для св.Феофана Затворника это Сам Господь: "Мог бы явиться и главный антихрист, но есть некто удерживающий его. Кто? Бог и Господь наш Иисус Христос". В свою поддержку св. Феофан приводит толкования Фотия, Экумения и блж. Феофилакта Болгарского.
(Толкование посланий св. апостола Павла к Солунянам. М.. 1895, сс. 316-317 и 324-325).
Также: "мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми принято Евангелие..." (с. 319)
(поэтому и я не раз говорил, что "удерживающий" - это миссионерская лень и немощь православных).
Для свт. Иоанна Златоуста Империя (еще языческая!) является "удерживающим". Он полагал, что именно потому, что под тем «удерживающим», который будет «отнят» разумеется римское государство, ап. Павел говорит об этом прикровенно — «почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. В самом деле, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли и (вместе с ним) всех верующих, как живущих и подвизающихся для этого… Когда прекратится существование римского государства, — говорит вселенский учитель, — тогда он (антихрист) придет. И справедливо — потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и божескую — власть»
(Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2 послание к Фессалоникийцам, 4 // Творения: В 12 т. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2. Сс. 597–598).
Еще раньше: «"Мы знаем, что величайшая катастрофа, нависшая над миром, и устрашающие бедствия, грозящие миру в конце его, отсрочены, пока стоит римское государство. Мы не хотим этих страхов и, молясь об отсрочке, молимся о многолетии римского государства» (Тертуллиан. Апология, 32).
В более близкие к нам времена многие говорили, что "удерживающим" является Православная Литургия: пока истинная Жертва истинно приносится хоть на одном алтаре мира, мир живет.
Толкования слова ап. Павла разнообразны. Сегодня их коллекция пополнилась еще одним вариантом. Действительно новым - до сих пор никто в частных этических усилиях отдельных людей не видел "удерживающее" начало. Кроме того, это мнение прямо противоречит мнению большинства Отцов ("не Бог"). Но раз среди Отцов тут нет консенсуса, то и Патриарх имеет право высказать свое суждение.
Досадно лишь, что высоко авторитетный автор нового толкования не предупредил слушателей, что есть иные прочтения.
Протодиакон Андрей Кураев
http://diak-kuraev.livejournal.com/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии