Пасхальное воскресенье

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

StavAnast_up

“Этот желанный и святой день, главный и господствующий над всеми субботами, – праздник из праздников и торжество из торжеств…” Мы поем восьмое славословие пасхальной утрени. Пасхальное воскресенье называют “торжеством торжеств”. Было бы (говоря богословским языком) неточным сказать, что Пасха, в абсолютном своем выражении, является самым большим праздником христианства. Праздник этот, конечно, важнее, чем Рождество или Крещение, но мы не можем сказать, что Пятидесятница менее значима, чем Воскресение. Однако Пасхальные торжества – и здесь мы должны соединить Пасхальное воскресенье с Великим четвергом и Великой пятницей – исполняют тайну Рождества содержанием, являющимся необходимым условием для Пятидесятницы. Поэтому Пасха является опорой, сердцем и ядром церковного года. От этой даты зависит весь литургический цикл Церкви, ибо именно Пасха определяет все переходящие календарные праздники.

Воскресение Христово торжественно празднуется на пасхальной утрени в воскресенье – богослужении, совершающемся либо рано утром в воскресенье, либо в полночь между Великой субботой и воскресеньем. Перед началом богослужения вышитая эпитафия-плащаница ставится посредине храма в окружении цветов, после чего передается в святилище и помещается на алтарь. После канона с девятью песнопениями, поющимися по сей день, настоятель появляется у Царских Врат. Он держит в руках зажженную свечу, в то время как духовенство поет стихиру: “Приидите получить свет от Света Божественного и прославляйте Христа воскресшего из мертвых!” очередной раз Восточная Церковь являет нам тайну нашей христианской веры как тайну Света. Света, чье рождение указано Вифлеемской звездой, воссиявшей среди нас, но тьму Голгофы не смогшей загасить. Теперь Он воссиял между нами, а все свечи в руках благочестивых верующих являют собой свидетельство Его верного торжества. Так является глубокая духовная драгоценность Пасхи. Телесное воскресение Христа не имело бы никакого значения для нас, если бы Свет Христов не освещал нас, прежде всего, внутренне. Мы не можем достойно праздновать Воскресение Христово, если в наших душах Свет, принесенный нашим Спасителем, не победит полностью тьму грехов наших.

Начинается крестный ход, который останавливается у входа в храм. Тогда читается воскресное Евангелие от евангелиста Марка (16:1-8), после чего следует торжественное чтение Пасхального антифона: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”.

Этот антифон повторяется несколько раз. Когда крестный ход возвращается в церковь, возглашается пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина: “Воскресения день, просветимся людие…”, “Светися, светися, новый Иерусалиме…”, “О Пасха велия и священнейшая, Христе!”.

Верующие начинают христосоваться между собой: “Христос воскресе! Воистину воскресе!”

После утрени следует Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Апостольское чтение из Книги Деяний святых апостолов повествует о явлении Спасителя ученикам по воскресении, давшего Святым Духом повеления апостолам, “которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами” (Деян. 1:2-3).

Нам может показаться странным, что Евангелие оказалось не очередной историей Воскресения. Для Пасхального торжества Православная Церковь выбирает первые строки Евангелия от Иоанна: “В начале было Слово…”. За пределами плотского Воскресения Христа стоит победа света над тьмой. Ибо стих: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1:5) – означает не то, что тьма не приняла свет, а то, что тьма не в состоянии погасить этот свет, торжество которого мы видим сегодня: “и мы видели славу Его, славу…” (Ин. 1:14) Выбор для чтения Евангелия от Иоанна как воплощения всего христианского послания еще можно объяснить и тем, что праздник этот больше всего отзывается в душах восточных христиан.

В конце литургии читается “Огласительное Слово на Святую Пасху” св. Иоанна Златоуста, посвященное празднованию Святой Пасхи. Вот некоторые отрывки из этого труда:

“Кто работал с первого часа, – тот пусть получит сегодня должную плату… Кто успел придти после шестого часа, – пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого… Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду… воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне… все наслаждайтесь пиршеством веры… Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение”.

Эти замечательные слова могут породить сомнение. Кажется, что святой Иоанн Златоуст считает духовно готовых к празднику равными всем тем, кто не был готов к нему. Он приглашает на праздник и тех, и других. Говорит так, как будто нет никакой разницы между ними, как если бы все принимали ту же благодать. Однако мы знаем, что благодатью Воскресения услаждаются поднявшие Крест Его и умершие вместе с Ним. Мы знаем, что страдания Страстной пятницы являются необходимым условием вхождения в радость Воскресения Христова. Это истинная правда. Но Господь наш по Своей великой милости присвоил сегодня Себе право изменить порядок вещей. Он открыл ученикам Свою победу, перед тем как соединить их с Любовью. Все, кроме одного, бросили Его в мучительные часы на Голгофе, но Он все равно всех приобщает к радости Своего Воскресения. Это не значит, что изменилась суть стяжания спасения нашего: вне Креста нет славы Воскресения. Спаситель оправдывает слабость Своих учеников, дарует им радость Пасхи, хотя они так мало к этому готовы. Чуть позже, завтра, Он подведет их к Своим Страстям: “…когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь” (Ин. 21:18), – говорит Господь Петру, когда является ученикам на берегу Галилейского озера по Воскресении Своем. Евангелист объясняет смысл сказанного Им следующим образом: “Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога” (Ин. 21:19). Петр и другие апостолы удостоятся мученического венца, они будут причастны Страстям Учителя, но только после того, как станут сопричастниками Воскресения. Господь действует в нас таким же образом. Мы бесконечно далеки, по крайней мере большинство из нас, от вкушения чаши Страстей. Мы не подставили плечо Иисусу, когда Он поднял Свой Крест. Не христосовались с Ним. В часы Его испытаний мы спали. Мы покинули Его. Мы отреклись от Него из-за великого множества грехов. Но, несмотря на то, что мы не подготовились должным образом, несмотря на то, что не чисты мы, Иисус приглашает нас к участию в Пасхальных торжествах. Если мы решимся открыть наши сердца искреннему прощению, исходящему из Гробницы Его, если мы позволим сердцу нашему исполниться Светом Воскресения, если мы поклонимся Воскресшему – только тогда мы сможем принять полное всесилие Воскресения, дар которого усовершенствует праздник Пятидесятницы. Тогда, и только тогда, мы поймем ценность Креста и сможем вникнуть (насколько это позволяют наши грехи) в тайну Страстей. Вот как объясняется зов Златоуста, а вернее, его обещание тем, кто не готов к торжеству – “не голодавшим”. Церковь сделала прекрасный выбор, включив эту речь в светозарное празднество Пасхи. Давайте прочитаем ее еще раз, чтобы убедиться, что не существует на сегодняшний день лучшей пищи для размышления.

Лев Жилле, “Пасхальное благоговение”, изд-во “Aкритас”, стр. 105-112

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2015/04/пасхальное-воскресенье/