Пасха: меж Солнцем, Луной и двумя календарями. Андрей Десницкий
В 2002 году западная Пасха праздновалась более чем на месяц раньше восточной. В этот день я случайно встретился с одним из своих знакомых? католиков и деликатно, как казалось мне, поздравил его «с праздником», не уточняя, с каким именно. Он в ответ признался, что некоторые православные даже говорили ему «Христос воскресе!», но исключительно шёпотом. У них ещё только начинался пост...
Попробуем разобраться в истоках этого календарного расхождения, не вдаваясь при этом в сухие подробности из области астрономии и математики.
В первые века одни христиане праздновали Пасху в соответствии с иудейским календарём, поскольку и Евангелия недвусмысленно связывают распятие и Воскресение Христа с празднованием иудейской Пасхи, т. е. воспоминанием об исходе из Египта; тогда как другие стремились «оторваться» от иудейского календаря, поскольку отношения между христианами и иудеями были не самыми радужными, и привязать празднование Пасхи к воскресному дню — ведь и в современном русском языке он сохраняет название, происходящее от Воскресения Христова. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что иудейский календарь был лунным, а общеимперский, введённый в своё время Юлием Цезарем, — солнечным.
Впрочем, в те времена подобные разногласия обычно приводили к договорённостям, а не к религиозным войнам и не к взаимному бойкоту. Возможно, свою роль играло и то, что при существовавшем тогда многообразии календарных систем и способов летоисчисления людям лучше была понятна относительность любых человеческих календарей. В результате Первый Вселенский Собор в 325 году решил совместить лунный цикл с солнечным и постановил праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, случившегося после весеннего равноденствия. Казалось бы, система эта достаточно проста и удобна — но только если не забывать о том, что земные календари лишь с большей или меньшей точностью отражают движения небесных светил, а вовсе не заменяют его.
К сожалению, люди слишком часто склонны смотреть не на небо, а в свои собственные книги, где рассказывается о небе. В результате в приведённой выше формуле фраза «после весеннего равноденствия» стала пониматься как «после 21 марта», а ведь юлианский календарь, как известно, на протяжении долгих веков смещался относительно астрономического равноденствия. Именно это заботило Римского папу Григория XIII, издавшего в 1582 году буллу «Inter gravissimas». Папа велел выбросить 10 дней из календаря на текущий год, чтобы астрономическое равноденствие вернулось на дату 21 марта, а чтобы оно никуда не смещалось впредь, велел отменять некоторые високосные года (именно поэтому разница между григорианским и юлианским календарём выросла к началу XX века с 10 ти до 13 ти дней; в 2100 м году она составит уже 14 дней). Естественно, это радикальным образом отразилось на вычислении даты Пасхи.
Это нововведение постепенно было принято во всём западно-христианском мире, хотя протестанты ещё долго считали его вредоносным католическим изобретением. «Лучше разойтись с солнцем, чем сойтись с Римом», — сперва говорили они, но постепенно на григорианский календарь перешли и все протестантские государства. В 1920 е годы приняли его и во многих православных странах, причём не только для гражданского, но и для церковного употребления. Подобная попытка была сделана и в России, но сопротивление верующих против приспособления церковного «старого стиля» к введённому большевиками «новому» оказалось слишком сильным, и патриарх Тихон очень скоро от такой реформы отказался.
Впрочем, как ни странно, при переходе на новый календарь пасхалию оставляли старую, и дата главного христианского праздника по-прежнему отсчитывается не от фактического равноденствия, а от 21 марта по старому стилю, да и полнолуние определяется не по реальному виду Луны на небе, а по старинным и не вполне точным таблицам. Отсюда возникает и расхождение между консервативным Востоком и Западом, адаптировавшим свою пасхалию к данным астрономии. Поскольку лунный и солнечный циклы каждый год налагаются друг на друга по-разному, это расхождение может сходить на нет, а может, как в иные годы, достигать пяти недель. Ещё на Востоке хорошо помнят о древних правилах, запрещающих христианам праздновать Пасху вместе с иудеями, и толкуют их в том числе и в календарном ключе: христианская Пасха должна наступить обязательно после иудейской.
Итак, большинство поместных Православных Церквей сочетает григорианский календарь и юлианскую пасхалию. Православные в России, Грузии, Сербии и Иерусалиме полностью придерживаются старого стиля. Есть и одна Православная Церковь, полностью перешедшая на западный календарь и празднующая Пасху вместе с католиками и протестантами, — Финляндская. Есть в России и протестанты, которые принципиально отмечают Пасху вместе с православными согражданами... Как видно, границы между календарями не обязательно проходят по границам конфессий.
http://otrok ua.ru/ru/sections/art/show/paskha_mezh_solncem_lunoi_i_dvumja_kalendarjami.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии