Пасха и послание примирения. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы празднуем Пасху — этот праздников праздник и торжество из торжеств — в пугающей и трагической обстановке, когда мы каждый день слышим о новых жертвах боевых действий, о новых проявлениях жестокости одних людей к другим. Некоторые даже спрашивают — уместно ли само это празднование, само это ликование в такое трудное и горестное время?

Оно не только уместно, оно особенно необходимо — мир, в котором мы живем, особенно нуждается в том пасхальном возвещении, с которым выступает Церковь. Более того, именно сейчас мы призваны всмотреться в это возвещение особенно внимательно.

Первые слова, которые воскресший Господь обращает к ученикам — «мир вам». Это особенно примечательно, потому что Евангелие повествует нам о том, что ученики покинули Его в момент величайшей нужды — «Тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Матф.26:56), а Петр три раза отрекся. Но Господь не укоряет их — напротив, Он подчеркивает, что доверие, которое Он оказал им, сделав их Апостолами, ничуть не исчезло: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Иоан.20:21)

Послание, с которым Христос отправляет Апостолов, есть послание мира: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:18-21)

Примирение с Богом означает и примирение между людьми — Апостол говорит о том, что преграда вражды, существовавшая между иудеями и язычниками, уничтожена Христом: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф.2:13-16)

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова Апостола, говорит о смирении Бога, который настойчиво ищет примирения с оскорбившими Его:

«Не мы обратились к Нему, но Он сам призвал нас к Себе. Как же призвал? Смертью Христа. «И давшего нам служение примирения». Здесь (апостол) опять указывает на достоинство звания апостольского, показывая, сколь великое дело поручено им, и как велика любовь Божия к нам. В самом деле, и после того, как люди не послушали пришедшего ходатая, (Бог) не отвергнул и не оставил их, но продолжает звать их как сам, так и чрез других. Кто достойно может надивиться такому попечению о нас! Сын, пришедший для примирения, Сын приискренний и единородный умерщвлен; но Отец, не взирая и на это, не отверг убивших Его, и не сказал: «Я послал Сына Моего совершить Мое посольство, а они не только не хотели послушать Его, но еще убили и распяли, потому праведно отвергнуть уже их». Но поступил совсем напротив: по отшествии от нас Сына, Он вверил нам дело примирения: «давшего нам служение примирения. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их» (ст. 19). Видишь ли любовь, превосходящую всякое слово, всякий ум? Кто был обижен? Сам (Бог). Кто первый пришел для примирения? Он же.

 Потому (апостол) и сказал далее: «не вменяя [людям] преступлений их». Действительно, если бы Он захотел требовать отчета во грехах наших, то все мы погибли бы, потому что все умерли. Но при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но даже и не вменил их нам. Так и мы должны прощать врагов своих, чтобы и самими получить такое же прощение. «И дал нам слово примирения». «И мы, – говорит, – не для того пришли теперь, чтобы возвещать что-нибудь тяжкое, но чтобы сделать всех друзьями Богу». «Если мне, – говорит (Господь), – они не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите». Потому и говорит далее: «и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом»

Сходную мысль высказывает и Блж. Феофилакт Болгарский

«От имени Христова, то есть вместо Христа посланы. Ибо что Он намеревался сделать, то мы ныне приняли, и как чрез Него призывал нас Отец, так и ныне чрез нас призывает вас, чтобы примирились с Ним. Не сказал: примирите с собой Бога, но примиритесь с Ним. Ибо вы враждуете против Него, а не Он против вас: ибо Бог есть и Отец. Он, словно погрешивший против них, посылает к ним, чтобы они простили Его. О богатство милосердия и благоснисхождения!»

Кажется, что нет ничего безобиднее примирения и прощения — и нет ничего желаннее — но в мире это возвещение вызывало с самого начала, и вызывает сейчас резкое противление. Почему? Потому что вражда, ненависть и непрощение — это скелет этого падшего мира, его несущая конструкция.

Если лишить людей врагов, они лишатся всего — смысла жизни, чувства принадлежности к родному племени, сознания своего достоинства, которое строится на уверенности, что мы — хорошие люди, в отличие от наших врагов, места в жизни, социальных связей. Трудности, которые испытывает солдат вернувшийся с войны в адаптации к мирной жизни, гораздо меньше, чем трудности человека, который вообще остался без врагов, чтобы их ненавидеть.

Очень многое строится на вражде и ненависти; даже то, что люди считают любовью. Теплое, упоительное чувство товарищества возникает в минуту общей борьбы и уходит, когда общего врага больше нет. Вчерашние благородные союзники оказываются эгоистичными и себе на уме типами — а то и врагами, против которых уже призываются новые союзники.

Эпические истории, которые люди рассказывают друг другу с незапамятных времен — это истории вражды. Уберите вражду и насилие из мировой литературы, фильмов, компьютерных игр — и вы останетесь практически ни с чем.

Эта вражда может носить грубый, кровавый характер, может затихать до тихой враждебности и презрения, четкого деления мира на наших, хороших, правильных, достойных любви и привязанности людей, и их — неприятных чужаков, которые неизмеримо ниже нас. Но она всегда является фоном жизни падшего человека.

Принять послание Христа — значит утратить те основания, на которых люди в мире сем строят свою жизнь, и начать возводить ее совершенно другом фундаменте. Сделаться гражданами и посланцами того мира, где «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)

Это нелегко и требует немалой решимости; это подвиг веры. Мы неизбежно постоянно дышим воздухом этого мира, который наполнен враждой; мы рискуем — как об этом предупреждал Спаситель — навлечь на себя ненависть людей, потому что им перенести врага гораздо легче, чем того, кто отказывается от вражды.

Враг только подтверждает картину мира человека, его чувство смысла, единства и достоинства; тот кто уклонятся от вражды — ставит всю эту картину под вопрос.

Но мы знаем, что наш Царь — это «Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6), Он ведет и введет нас в мир, где уже никогда не будет вражды, ненависти и мести. В мир, которому мы уже принадлежим здесь и сейчас — если следуем за Ним.

https://radonezh.ru/2022/04/27/pasha-i-poslanie-primireniya