Пасха — преодолеть разделение
Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).
Светом и теплом
Радостью действительно всегда необходимо делиться, ведь если мы призваны делиться какими-то вещами, представляющими для нас насущную необходимость в материальном плане, то тем более нужно разделять с ближними то, что гораздо важнее — ту духовную радость, которую мы испытываем. Хотя сделаю оговорку: безусловно, можно поделиться только тем, что сам имеешь. Поэтому для того, чтобы мы действительно могли своим близким что-то полезное отдать для утешения их сердец, радость о Христе Воскресшем должна наполнять наше собственное сердце — хотя бы в какой-то мере..
И очень многое здесь зависит от пути, который проходит человек в течение Великого поста, готовясь встретить Пасху. Если мы всего лишь воздерживаемся от пищи, посещаем богослужения и чуть больше молимся, чуть более трезвенно и напряженно живем, но при этом у нас нет глубокого внутреннего переживания всего того, что Пасхе предшествует, нет переживания своих собственных несовершенств, грехов, немощей, нет понимания того, что Пасха — это не просто воспоминание о когда-то бывшем торжестве жизни над смертью, а это торжество, в котором участвует каждый из нас, потому что, победив смерть, Христос для каждого вновь открыл путь в вечное Небесное Царствие, — то испытать настоящую пасхальную радость бывает сложно. Если же для человека Великий пост стал очередным этапом его духовного развития, то, безусловно, он и пасхальный период будет проживать не просто как время отдохновения от поста, но и как время торжества победы света над тьмой, жизни над смертью и праведности над грехом. Когда это воспринимается и переживается духовно, тогда и хочется делиться этим духовным ликованием. И тогда, даже если люди, с которыми мы в праздник встречаемся и делим трапезу, не очень церковные, может быть, даже почти неверующие, то, наверное, мы все-таки сможем хотя бы в какой-то степени с ними поделиться и светом, и теплом, и радостью, наполняющими сердце. И в то же время сможем сохраниться от какого-то чрезмерного рассеяния и развлечения, которым может сопровождаться застолье и которое может разрушить в нас то малое, что за время поста созидалось.
В чем это разделение радости с окружающими может выражаться? А как раз вот это наше внутреннее содержание и будет нам подсказывать, как должно строиться наше общение с близкими. Аналогия очень простая: мы все прекрасно знаем, насколько трудно бывает с людьми, внутренне опустошенными или удрученными какой-то горечью и сожалением по поводу того, как проходит их жизнь, и насколько, наоборот, легко и радостно — с теми людьми, которых наполняет свет и тепло. И если мы сами к Светлой седмице становимся такими, то у нас не возникнет вопроса, как делиться своим состоянием, как его проявить, как показать. Это из нас будет изливаться.
Стоит ли при этом заводить разговор с ближними о самом празднике Пасхи? Слово — всетаки инструмент, и, как любым другим инструментом, им нужно пользоваться только по назначению. Ведь мы же не будем пытаться приготовить пищу посредством молотка, а гвоздь забить кухонным комбайном? Так и слово не должно использовать необдуманно. И если мы хотим с людьми говорить о Христе, о вере, то, безусловно, и время, и обстоятельства такого разговора, и те конкретные слова, в которые мы облекаем свою мысль, нужно выбирать. Сказав слово о Христе тому, кто к нему не готов, мы тем самым обесцениваем его.
Пойти к тем, кто понимает?
Правильно ли будет в случае, если, например, твои близкие не желают каким-то образом отмечать Пасху, провести этот день не в семье, а в среде воцерковленных людей — может быть, с прихожанами твоего храма? Тут нет единого рецепта на все ситуации. Бросать семью и как-то от нее отделяться, тем более по религиозному признаку, мне кажется, не стоит. Потому что если один в семье ходит в храм, а другой или двое-трое не ходят, они, как правило, чувствуют, что верующий член семьи от них отделился и живет какой-то своей жизнью, — и усугублять это ощущение, конечно, ни в коем случае не надо. Наоборот, нужно стараться возникшее разделение постоянно сокращать и врачевать. Если мы можем дать что-то духовное, мы дадим. Если нет, то почему же мы должны лишать близких участия в некой материальной радости? Да, они сейчас неспособны понять, Кто такой Христос и что такое Воскресение Христово, но накрытый стол и улыбающееся лицо близкого человека они способны воспринять. И я думаю, что этим вполне можно с ними делиться. И нужно, самое главное.
К тем, кто тебя понимает, — в храм, к верующим, — ты и так уходишь на богослужения или для того, чтобы принять какое-то участие в жизни прихода, и стремиться проводить вне дома еще и праздники мне кажется неким бегством — совершенно неверным. В конце концов, семья — это зона твоей ответственности. Ты за этих людей отвечаешь, потому что ты уже пришел к Богу и ты хотя бы в этом плане их старше. Ну, так тогда отвечай за это и будь с ними.
Время добрых дел
Совершенно естественно в пасхальные дни делиться радостью — и материальной, и, если получится, духовной — с теми людьми, которые чего-то существенного в жизни лишены и нуждаются во внимании и участии. Но их гораздо больше, чем мы можем охватить. Поэтому адресатами благотворительных акций нашего, например, Петропавловского храма, где я настоятельствую, являются те социальные учреждения, с которыми уже сложились какие-то взаимоотношения, или те, которые находятся в зоне нашей видимости.
Большое подспорье в этом — помощь, которую оказывает нам известный в Саратове торговый дом «Жульен»: на протяжении уже целого ряда лет перед Пасхой он жертвует достаточно большое количество куличей собственного производства. И благодаря этому мы имеем возможность их передавать в несколько саратовских больниц, включая детское отделение клиники гематологии, психиатрическую клинику на Алтынной горе, Центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий. Для нас эта возможность на самом деле очень радостна.
Но просто проводить некую раздачу куличей и подарков недостаточно, и поэтому, когда возможно, мы отправляем к своим подопечным специальную миссионерскую группу — это и волонтеры, и певчие, — чтобы они рассказали о празднике и порадовали слух и сердца тех, к кому они приходят. Это как раз некий самый элементарный способ поделиться пасхальной радостью. Что конкретно придумать для пасхального поздравления, зависит, как правило, от способностей тех, кто это делает. В одном храме готовят какие-то театральные постановки, в другом — концертную программу, в третьем — поделки своими руками.
Если на приходе по той или иной причине не проводятся такие акции, а у кого-то из прихожан есть желание и конкретные идеи, то, безусловно, можно поговорить с настоятелем и с такой инициативой выступить. Ведь священник бывает настолько погружен в повседневные заботы и нужды прихода, бремя которых ему к тому же не с кем порой разделить, что многие хорошие идеи и желания, приходящие ему в голову, остаются нереализованными — просто не с кем опять же их претворять в жизнь. Если же появляются люди, готовые что-то делать, то появляются и сами идеи, и силы на их воплощение.
Безусловно, круг таких людей надо формировать, ими надо заниматься, но может быть и так, что настоятель храма обращается к прихожанам, а ни у кого из них нет желания помочь. Или же наоборот: люди откликаются, а когда доходит до дела, то решать все поставленные задачи священнику приходится в одиночестве.
К сожалению, на сегодняшний день вся наша подобная благотворительная деятельность носит еще очень несовершенный характер. Если бы у нас была та необходимая материальная и, скажем так, организационно-техническая база, которая, например, есть у Католической Церкви, мы могли бы разрабатывать целые программы и воплощать их систематически. Но наши возможности достаточно скромны, и мы можем действовать только в меру этих возможностей. Если бы таких людей, как руководство «Жюльена», было в Саратове не какое-то ограниченное количество, а десятки и сотни, то, безусловно, мы могли бы охватить гораздо больше и пожилых, и детей, и больных. Ведь состоятельных людей в Саратове много, но вот имеющих готовность принимать в чем-либо участие — очень и очень мало, к сожалению. Опыт показывает, что из ста человек, к которым обращаются за помощью наши волонтеры, откликается один-два. И это, наверное, одна из самых главных бед Саратова. Прочие наши беды — дороги, какая-то бытовая неустроенность — меркнут по сравнению с этим равнодушием.
Тех же, кто помочь действительно хочет, даже не приходится обзванивать. Люди предлагают помощь по собственному желанию, и не только перед Пасхой, но и накануне других праздников.
На самом деле, каждый человек может стать волонтером самостоятельно. Если ты видишь, например, живущих по соседству с тобой одинокую бабушку, или дедушку, или того, у кого в силу других обстоятельств мало радостей в жизни, то прийти к ним и поздравить с Пасхой — это очень хорошо. Да, кто-то будет рад и благодарен, кто-то не откроет дверь, кто-то, возможно, в тебя даже куличом запустит — невозможно этого предсказать. Если запустят куличом, то, наверное, второй раз идти в эту квартиру не надо, но пробовать постучаться, безусловно, и можно, и нужно. И не стоит забывать, что если ты идешь делиться радостью, а к тебе отнеслись с подозрением или не приняли твою попытку, то не нужно эту радость самому сразу же утрачивать. И ни в коем случае нельзя допускать какого-то конфликта, чтобы это доброе дело не превратилось в худое.
Подготовила Инна Стромилова
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pasha-preodolet-razdelenie
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии