Папская миссия помощи голодающим в России 1922-1924 гг. как «первые шаги настоящего экуменического диалога»
Москва, 28 апреля, Благовест-инфо. Презентация монографии Марии Кьяры Доммарко, аспирантки Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия, "Un compito eccezionale e rischioso. Il governo bolscevico e la missione della Santa Sede al tempo della carestia degli anni Venti" («Исключительная и рискованная задача. Большевистское правительство и миссия Святого Престола во время голода 1920-х годов») состоялась 27 апреля на онлайн-семинаре Центра изучения религии и церкви (ЦИРЦ) ИВИ РАН. Книгу на итальянском языке выпустили совместно Институт Св. Фомы в Москве и издательство "La Casa di Matriona" («Матрёнин двор», Seriate, Italy).
Впервые всесторонне рассматривая такую малоизвестную пока историю, как помощь голодающим в России со стороны Ватикана, молодой историк вводит в научный оборот материалы многих архивов и подробно рассказывает о различных аспектах деятельности в России в 1922-1924 гг. Папской миссии. Известно, что Миссия, возглавляемая американским иезуитом Эдмундом Уолшем, оставалась единственным примером официальных контактов советской власти с Ватиканом. Автор книги утверждает, что «с точки зрения диалога между православными и католиками это были первые шаги настоящего экуменического диалога».
Открывая презентацию, руководитель ЦИРЦ РАН Евгения Токарева сообщила, что работа над монографией велась в рамках исследовательского проекта “Entangled history: Россия и Ватикан в 1917-1958 гг.”, нацеленного на выявление и последующую публикацию источников негосударственного происхождения для изучения истории Церкви в России. В этом плане книга Доммарко представляет особую ценность: она основана на анализе переписки членов Миссии со Святым Престолом, с главами своих орденов, между собой. «Это позволяет увидеть их глазами ситуацию в России, положение простых верующих и духовенства, а также увидеть, как представители Католической и Православной Церквей начинают искать точки соприкосновения, … узнать о подпольном существовании католической субкультуры в советской России…, детально восстановить облик членов Миссии и оценить выполненные ими задачи», – сказала Токарева. Она напомнила, что в следующем году будет отмечаться 100-летие подписания договора между Советской Россией и Ватиканом о работе Миссии, поэтому восстановление ее истории в России сейчас очень актуально и важно.
Как отмечается в аннотации, в книге рассмотрены экономический, политический и религиозный аспект работы Миссии в контексте общей экономической и политической ситуации в России и в условиях внешней и религиозной политики советского государства. Особый интерес представляет анализ связей членов Миссии с католическим и православным духовенством в России. Кьяра Доммарко справедливо считает также своей заслугой то, что ей удалось восстановить хронологию событий: как сообщила она на презентации, отсутствие этой последовательности не позволяло раньше правильно толковать источники. Кроме того, ей удалось на основе кропотливого изучения архивных документов осветить множество деталей этой истории, о которых раньше не было известно.
На презентации автор не стала излагать основные положения своей работы, но остановилась лишь на некоторых. Так, она заострила внимание на «огромной мобилизации», которой мировое католическое сообщество ответило на призыв Папы Бенедикта XV помочь голодающим в России. Понтифик, в свою очередь, так отреагировал на известия из России и на письмо Патриарха Тихона, который обратился к Папе Римскому и другим западным религиозным организациям с просьбой о помощи. По словам Доммарко, Бенедикт XV и его преемник Пий XI сообщили всему миру о том, что происходит в России, и обратились «ко всем людям доброй воли». Она подчеркнула, что «со стороны Ватикана эта мобилизация не носила конфессионального характера».
Эдмунд А. Уолш. Фото: jesuit.ru
Миссия Уолша в России была частью этой «огромной мобилизации» со стороны католического сообщества. 24 июля 1922 года двенадцать католических монахов – представителей разных орденов отправились в Россию и там, как рассказала автор книги, распределились на пять групп (Москва, Крым, Ростов-на-Дону, Краснодар, Оренбург), где организовали пункты выдачи питания, одежды и лекарств нуждающимся. О. Уолш в России заключил договор о сотрудничестве с американской миссией помощи голодающим АРА, что помогло католиком расширить свои возможности помощи. «АРА – это была самая организованная и самая богатая миссия, сотрудничество с ней очень положительно», – отметила автор книги, подчеркивая экуменический посыл Святого Престола.
И с точки зрения диалога между православными и католиками это тоже были «первые шаги настоящего экуменического диалога». «В планах Святого Престола, разумеется, не было современной концепции экуменического диалога, но судьба русских людей и территорий, где начались массовые гонения на верующих всех конфессий, очень беспокоила Католическую Церковь. Поэтому нельзя оценить решение отправить Миссию Уолша в Россию только на дипломатическом или на религиозно-миссионерском уровне, потому что в ней очень важна человеческая составляющая», – подчеркнула исследовательница.
«Человеческая составляющая» важна для автора и при рассказе о судьбах членов Миссии: «Для членов Миссии это (работа в России- ред.) было психологическое и моральное испытание, иногда совершенно невыносимое. Среди них были примеры благополучные с точки зрения нравственного поведения, но нельзя молчать и о некоторых падениях в борьбе со злом… Когда Миссия закончилась, это для них было как бы освобождение от ужасной ситуации, но с другой стороны, они очень переживали за Россию и писали, что не хотели уезжать». Однако правительство Советской России решило по-другому: после того как иностранные миссии спасли страну от полного краха, оно ликвидировало их в 1924 и больше их не принимало помощь от иностранцев, добавила историк.
Зима 1922, Москва. Фото: jesuit.ru
Профессор Миланского Католического университета Адриано Дель’Аста также подчеркнул, что, несмотря на абсолютное понимание в Ватикане сути большевизма, в документах, сопровождающих отправку Миссии Уолша, отсутствуют политические и идеологические оценки происходящей в России катастрофы и ее причин. Что касается собственно миссионерского аспекта, то на нем тоже не акцентируется внимание (так, речь не идет даже о создании христианских школ, что было обычно для иезуитов). Профессор уверен, что Миссия не была актом «чисто дипломатической тактики в политической и религиозной сфере», но она была «продиктована бескорыстной заботой о страдающих людях». «Документы неопровержимо свидетельствуют о «интервенции» Ватикана без малейших идеологических соображений… ради реальных нужд людей, умирающих от голода… Папское действие было актом милосердия и сострадания. Это составляет истинную суть христианского свидетельства в мире», – сказал он. И в этом смысле можно говорить, что книга Кьяры Доммарко – «о единстве, существовавшем среди христиан в начале ХХ века, когда казалось, что все [этому препятствует], но христиане знали, как поддерживать это единство, как жить с единством с гораздо большей решимостью и щедростью». «История, рассказанная Кьярой, – история возможного единства и человеческой солидарности», – заключил Дель’Аста, добавив, что подтверждения «этого мощного явления» можно найти в советской литературе 20-х гг., в частности – у Бабеля, писателя-нехристианина.
Издание монографии Доммарко приветствовали о. Штефан Липке, директор Института св. Фомы (Москва), о. Роберт Данелюк (Исторический архив Общества Иисуса, Рим), историки ИВИ РАН Алексей Беглов и Георгий Гиголаев (Институт всеобщей истории РАН). Они выразили большую заинтересованность в теме, выбранной итальянской исследовательницей, а также уверенность в том, что работа должна быть продолжена. Кроме того, было высказано пожелание об издании монографии Доммарко на русском языке.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии