Папа Римский винит в климатическом кризисе «потребительскую жадность» и «эгоистичные сердца»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Папа Римский винит в климатическом кризисе «потребительскую жадность» и «эгоистичные сердца»
Эта мысль звучит в его послании от 25 мая к Всемирному дню молитвы за заботу о творении 1 сентября

ВАТИКАН. Папа Римский винит в климатическом кризисе «потребительскую жадность» и «эгоистичные сердца» в своем послании от 25 мая к Всемирному дню молитвы за заботу о творении 1 сентября, сообщает religionnews.

Напомним, что понтифик учредил Всемирный день молитвы за заботу о творении в 2015 году одновременно с обнародованием своей энциклики Laudato Si, в которой он взывает к разумному природопользованию и защите Творения Божьего. Темой Всемирного дня молитвы за заботу о творении этого года папа Франциск избрал слова пророка Амоса «да пребудут справедливость и мир». Он признается, что в труде над нынешним послании его питало вдохновение, которое он испытал при посещении святынь коренных народов и католиков в Лак-Сте (Канада), где ему посчастливилось побывать прошлым летом. Там он стоял перед «прекрасным озером, слушая гул барабанов», и ощущал, как в его душу проникает «материнское сердцебиение земли».

«В этот период Творения давайте сосредоточимся на этих сердцебиениях: нашем собственном, наших матерей и бабушек, и сердцебиении Творения, сердцебиении Бога, – пишет папа Франциск в своем послании. – Сегодня они бьются в дисгармонии; наши сердебиения не достигли гармонии со справедливостью и миром». Далее он поясняет, что современные общества, более заинтересованные в прибыли, чем в благополучии и процветании будущих поколений, несут ответственность за дисгармонию между человечеством и окружающей средой.

«Потребительская жадность, взращиваемая эгоистичными сердцами, нарушает круговорот воды на планете, – напоминает понтифик. – Безудержное сжигание ископаемого топлива и уничтожение лесов повышают температуру на планете и приводят к массовым засухам. От тревожной нехватки воды все чаще страдают как небольшие сельские общины, так и крупные мегаполисы. Хищнические отрасли промышленности истощают и загрязняют наши источники пресной воды, добывающие отрасли все шире используют самые радикальные методы, такие как гидроразрывы пластов при добыче нефти и газа, прочие безудержные технологии сверхдобычи, методы интенсивного животноводства».

Рисуя эту мрачную картину, которая может показаться обескураживающей, папа Франциск все же взывает к вере и надежде. «Мы можем и должны предотвратить худшее, – подчеркивает он в послании. – Всем людям и сообществам нужно объединиться подобно множеству ручьев и речушек, которые бегут к одной цели и сливаются в могучую реку, чтобы оросить жизнь нашей чудесной планеты и нашей человеческой семьи для блага будущих поколений. Эти перемены могут произойти только через преобразование наших сердец, нашего образа жизни. Это преобразование наступит, когда католики и некатолики раскаются в наших общих экологических грехах».

«Изменения в нашем образе жизни наступят со временем, когда мы станем производить меньше отходов и ограничим свое безудержное потребление, – указывает понтифик, – когда придем к умеренному и разумному использованию ресурсов, наладим утилизацию и вторичную переработку отходов и расширим применение общедоступных продуктов и услуг, производимых экологически и социально ответственным образом». Призывая верующих первым делом вносить изменения в собственную жизнь, понтифик в то же время побуждает их всеми средствами влиять на государственную политику ради ближайших и будущих изменений к лучшему в плане защиты природы. «Экономическая политика, которая приводит к скандальному обогащению немногих привилегированных слоев общества и унизительным условиям существования для подавляющего большинства, означает конец миру и справедливости. Нам надлежит всегда помнить об экологическом долге человечества, – пишет папа Римский, цитируя свою «зеленую энциклику» Laudato Si. – Этот долг должны оплатить немногие богатейшие страны, которые веками наслаждались экономическим развитием за счет безрассудной экологической политики. По этой причине мировые лидеры, которые соберутся на саммит COP28 [Конференция ООН по изменению климата; 2023 UN Climate Change Conference] в Дубае с 30 ноября по 12 декабря этого года, должны прислушаться к доводам современной науки и заложить основы для быстрой и справедливой трансформации, чтобы положить конец эре ископаемого топлива».

Упомянув международное Парижское соглашение об изменении климата, к которому Святой Престол присоединился в 2022 году, папа Римский назвал «продолжающиеся исследовательские и строительные работы по расширению инфраструктуры добычи и использования ископаемого топлива» «абсурдными». В заключение своего послания, папа Франциск подчеркивает неизменную приверженность Католической церкви делу защиты окружающей среды. «Сезон молитв за заботу о Творении» стартует в сентябре и формально заканчивается 4 октября, в день открытия долгожданного ватиканского Синод по вопросам соборности. Это собрание епископов и мирян, в которое папа Франциск недавно включил и женщин, ставит своей целью «создание новых структур власти и возрождение миссионерского духа в церкви». «Точно так же, как река дает жизнь всем видам животных и растений, синодальная Церковь должна давать жизнь общинам, сея справедливость и мир во всех уголках света, в которые она приходит, дабы наш общий дом снова наполнился жизнью».

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10263999.html