Папа Римский призвал богословов к «смене парадигмы» с учетом достижений науки, культуры и опыта человечества
ВАТИКАН. Папа Римский Франциск призвал богословов к «смене парадигмы» с учетом достижений науки, культуры и опыта человечества, и внес изменения в устав Папской академии теологии, дабы тот «лучше отвечал на вызовы нашего времени», пишут catholicnewsagency и apnews.
Оправдывая свою инициативу «глубокими культурными преобразованиями», папа представил свое революционное видение будущей католической теологии в новом послании motu proprio («по собственному побуждению», лат.) Этот документ под названием Ad Theologiam Promovendam («Для продвижения теологии») вносит изменения в устав Папской академии теологии (Pontifical Academy of Theology, PATH), «дабы тот лучше отвечал миссии, которую наше время возлагает на теологию». «Теология может развиваться только в культуре диалога и столкновения различных традиций и знаний, различных христианских конфессий и различных религий, в открытом взаимодействии со всеми, верующими и неверующими», – подчеркивает понтифик в своем апостольском послании.
Папа Франциск указывает, что католической теологии надлежит пройти через «смелую культурную революцию», дабы стать «фундаментально контекстуальной теологией». «Руководствуясь воплощением Христа во времени и пространстве, этот подход к богословию должен вооружить нас способностью читать и толковать Евангелие в каждодневных условиях жизни мужчин и женщин, в различных географических, социальных и культурных средах», – поясняет папа римский. Он противопоставляет этот обновленный подход устаревшей «кабинетной теологии», которая закоснела в «абстрактном повторении прошлых схем и формул» в отрыве от жизни. Теологические исследования, по его словам, «должны стать открытыми для мира», причем это изменение не есть некая «тактическая позиция», а глубинный «поворотный момент», полностью преобразующий метод богословских исследований, которому надлежит стать «индуктивным» (идущим от познания частного к общему).
«Такое переосмысление теологии «снизу вверх» необходимо для того, чтобы лучше содействовать евангелизационной миссии Церкви, – отмечает папа. – Нам нужна синодальная, миссионерская Церковь, и только уходящая Церковь может довольствоваться уходящей теологией. Новый диалогический подход даст возможность теологии расширить границы научного рассуждения и преодолеть дегуманизирующие тенденции». «Чтобы достичь этого обновления, теология должна стать трансдисциплинарной, войти в сеть взаимоотношений, прежде всего с другими дисциплинами и другими областями знаний, – пишет понтифик. – Это взаимодействие ставит трудную задачу перед теологами, ибо им нужно использовать новые категории, разработанные другими науками, чтобы проникать в истины веры и сообщать о них, чтобы все лучше передавать учение Иисуса на современных языках во всей его истинности и глубине, с должным критическим пониманием реалий».
«Приоритет в новой теологии надлежит уделять познанию здравого смысла народа, ибо это теологический источник, в котором живут многие образы Бога, часто не соответствующие христианскому лику Бога, единственного и всегда любящего, – пишет папа Франциск. – Эту пастырскую печать должно обрести все католическое богословие. Должная опора на «популярную теологию» позволяет изучать различные контексты и конкретные ситуации, через которые проходят люди, дает возможность теологам проходить серьезные испытания реальностью, которая питает теологическую рефлексию и помогает ей познавать знамения времени. Теология должна ставить себя на службу церковной евангелизации, служить передаче веры, вплоть до проникновения веры в культуру, когда она становится мудрым духом народа Божьего, основой человеческой и очеловечивающей красоты для всех».
Тем самым папа сместил акцент в католической теологии, и закрепил изменение парадигмы в новом уставе Папской академии теологии. Папское послание Ad Theologiam Promovendam фактически смещает акцент в миссии 200-летней академии с «продвижения диалога разума и веры» на «продвижение междисциплинарного диалога с философией, наукой, искусством и всеми другими областями знаний». Новый устав ставит Папскую академию теологии на путь «служения академическим учреждениям, занимающимся теологией, и другим центрам развития культуры и знаний, заинтересованным в постижении человеческой личности в контексте ее жизни и мышления».
Президент Папской академии теологии, епископ Антонио Стальяно (Antonio Staglianò), приветствовал это изменение парадигмы. «Папа Франциск возлагает на нашу Папскую академию новую миссию: продвигать во всех областях знаний дискуссии и диалог, дабы охватить и вовлечь весь народ Божий в теологические исследования и тем самым обогатить жизнь людей, сделать ее теологической жизнью», - заявляет итальянский прелат в пресс-релизе.
Папская академия теологии, основанная в начале 18 века, до сих пор действовала в качестве консультативного орган, который время от времени проводит конференции или другие собрания.
Новый устав возлагает на академию задачу поиска и развития путей сотрудничества католических богословов с «представителями других христианских конфессий или религий». Академии отныне также надлежит «взаимодействовать» с университетами и прочими «центрами развития культуры и мысли», чтобы разрабатывать и внедрять «культурно квалифицированные» способы проповеди Евангелия в качестве жизненного руководства для всех слоев общества, даже атеистов. Эта миссия в пресс-релизе PATH носит название «распространение мудрости». В соответствии с «учительством папы Франциска», новый устав PATH побуждает академию трудиться на почве «интеллектуальной благотворительности», уделяя особое внимание духовным запросам и потребностям тех отверженных, которые «существуют на экзистенциальной периферии».
Более простым языком излагает новость о смене теологической парадигмы аналитик издания Associated Press. Он пишет, что понтифик в своем апостольском послании призывает богословов к большей чуткости и открытости в ответ на духовные запросы простого народа. Для этого им надлежит вести постоянный диалог с неверующими и верующими различных религий. С этой целью понтифик обновил устав Папской академии богословия, поскольку последняя его редакция вышла почти 25 лет назад еще при папе Иоанне Павле II.
Папа Франциск пишет, что теологи должны «столкнуться лицом к лицу с глубокими культурными преобразованиями» и «открыться миру и человеку, его конкретным жизненным ситуациям, с их проблемами, ранами, вызовами и возможностями». Теология должна развиваться в рамках культуры диалога со всеми – верующими и неверующими, – и более не должна «замыкаться в себе, дабы не прийти к изоляции и ничтожеству». Папа подчеркивает, что теология должна быть «открыта для гласа народов, дабы стать «популярной теологией», обращающей свое внимание к открытым ранам человечества и творения, а также к ранам человеческой истории».
Издание напоминает, что четыре месяца назад папа привлек видного богослова из своей родной Аргентины для руководства Дикастерией доктрины веры. Папа Франциск напоминает, что главная цель этого учреждения состоит в защите церковных учений, дабы «питать наши духовные надежды и не оставлять бреши для врагов, которые указывают их и осуждают». Дикастерия доктрины веры также может направлять на путь истинный богословов, которые вольно или невольно отклоняются от католического учения в своих трудах или речах. За время своего 10-летнего папства Франциск неоднократно заявлял, что католическая церковь должна стать более чуткой и внимательной к страданиям бедных и отверженных, живущих на обочине общества, и, в целом, более милосердной в своих взглядах.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии