Папа Франциск в Боливии принял участие в национальном евхаристическом конгрессе и всемирной встрече народных движений
Санта-Крус (Боливия), 10 июля, Благовест-инфо. Папа Франциск, совершающий апостольский визит в Латинскую Америку, открыл вчера V национальный евхаристический конгресс в Боливии. На папскую мессу в городе Сант-Крус собрались – несмотря на холод – десятки тысяч человек.
Поскольку в Боливии живет множество индейских народов (страна официально именуется «многонациональным государством»), месса совершалась на четырех основных языках Боливии: испанском, гуарани, кечуа и аймара.
В своей проповеди Папа призвал боливийцев хранить народную память, противостоять логике отторжения и развивать культуру общения и единства, сообщает французская версия Радио Ватикана.
Накануне, в ходе встречи с представителями боливийских властей, понтифик призвал их заботиться о «всеобщем благе», не путая его с «благосостоянием», которое «имеет в виду исключительно материальное изобилие, способствует развитию эгоизма и… порождает такое зло, как коррупция». «Напротив, -- продолжил Папа, -- всеобщее благо превыше всей совокупности частных интересов, оно включает все то, что объединяет народ: общие цели, общие ценности, идеалы, которые помогают подняться выше своего индивидуального горизонта».
В контексте нынешней напряженности в отношениях Боливии с Чили из-за так называемого «морского вопроса» – в ходе Второй Тихоокеанской войны (1879-1883) Чили отняла у Боливии приморские территории, богатые месторождениями селитры – Папа коснулся и вопросов внешней политики. Он призвал решать существующие вопросы исключительно путем дипломатии. «Я и сам сейчас думаю о море», -- признался понтифик.
В Санта-Крусе Папа также встретился с 4000 боливийских священников, монашествующих, семинаристов и активных мирян.
Выслушав свидетельства ряда участников встречи, Папа призвал священнослужителей быть «благодарными свидетелями милосердия, которое преображает нас». В своей речи Франциск вспомнил евангельского персонажа Вартимея, слепого и нищего. Он сидел у дороги и просил милостыню, но тут услышал, что мимо проходит Иисус, и стал громко взывать о помощи. На эти крики можно отреагировать трояко, продолжил Папа: «пройти мимо, сказать: «замолчи!» или же сказать: «мужайся и вставай!».
«Пройти мимо – значит проявить безразличие, -- сказал Франциск. – Это своего рода «духовность заппинга» (сознательного переключения с одного телеканала на другой, чтобы не смотреть неинтересную передачу или рекламу)». Проходя мимо, мы говорим себе, что человеческая боль – это что-то вполне нормальное, считает понтифик. Такое отношение к страданиям показывает, что «сердце человека ослеплено, замкнуто, лишено способности удивляться и, следовательно, меняться».
Второй тип реакции на крики Вартимея (сказать «замолчи!»), к сожалению, был и остается свойственен многим священникам, повторяющим одни и те же проповеди и Папам, считавшим своим долгом наказывать. Это – «реакция ворчунов», считает Франциск, отражающая «драму совести, оказавшейся в самоизоляции». Такие люди «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят».
Настоящий христианин должен не проходить мимо страдающего и не заставлять его молчать, а – подобно Господу – остановиться и постараться помочь, убежден Папа Франциск.
Вечером 9 июля в Санта-Крусе Папа принял участие в закрытии всемирной встрече народных движений. Организованная при участии папского совета «Справедливость и мир» и папской академии общественных наук, она собрала представителей профсоюзов, объединений крестьян, коренных народов, рабочих – в том числе не имеющих постоянной работы, – мигрантов. На форуме обсуждалось пять основных тем: жилье, работа, насилие, земля и климат.
В своей заключительной речи Франциск подверг резкой критике систему, которая господствует сегодня в мире. «Признаем ли мы, что дела в мире обстоят нехорошо, когда столько крестьян не имеют земли, столько семей – крыши над головой, столько рабочих – основных прав, когда унижено достоинство стольких людей? - задался риторическим вопросом Папа. – Признаем ли мы, что дела обстоят нехорошо, когда в мире пылает столько бессмысленных войн, когда братоубийственное насилие охватывает наши кварталы? Признаем ли мы, что дела обстоят нехорошо, когда земля, вода, воздух и все творение находятся в постоянной опасности?... Давайте скажем себе без страха: нам нужны перемены, и мы желаем этих перемен… Невозможно впредь терпеть нынешнюю систему, сама земля не выносит ее». Нынешнюю «глобализацию исключения и безразличия» Папа призвал заменить «глобализацией надежды».
«Вы – сеятели перемен, -- сказал понтифик представителям народных движений. – Вы, самые скромные, эксплуатируемые, бедные и исключенные из общества – вы можете сделать и делаете очень много. Дерзну сказать, что будущее человечества в значительной степени находится в ваших руках. Не надо себя недооценивать!»
В своей речи Папа Франциск также попросил прощения у индейских народов Америки за то зло, которое причинила им Церковь во время евангелизации континента. «Многие тяжкие грехи были совершены по отношению к коренным народам Америки во имя Бога, -- признал Папа, повторяя, по сути слова, которые уже произносили ранее его предшественники. – Со смирением прошу прощения – не только за обиды, нанесенные самой Церковью, но и за все те преступления против автохтонных народов, совершенных во время Конкисты».
При этом Франциск напомнил о подвиге всех тех священников, епископов, монахов и монахинь, «которые противостояли логике меча, опираясь на силу креста», и защищали индейские народы.
Возвращаясь к сегодняшней ситуации в мире, Папа признался, что у него нет конкретных рецептов по е оздоровлению. В то же время он назвал три основных принципа, которые помогли бы улучшить положение.
«Прежде всего, нужно поставить экономику на служение народам и сказать «нет» экономике исключения и несправедливости, в которой деньги не служат людям, а царствуют... Нужно создать подлинно общинную экономику, экономику, вдохновленную христианством, гарантирующую сохранение человеческого достоинства: земля, работа и кров для всех, -- подчеркнул Франциск».
«Вторая задача – объединить наши народы на пути мира и справедливости, -- сказал далее Папа. Осудив «новый колониализм», который может принимать самые разные обличия – от «свободной торговли» до «жестких мер экономии», понтифик также подверг резкой критике «идеологический колониализм», заключающийся в концентрации в руках небольшой группы лиц средств массовой коммуникации, которые навязывают идеалы потребления и культурного единообразия».
Наконец Папа вновь призвал к защите «Матери-Земли». «Наш общий дом разграблен, опустошен, осквернен, -- сказал понтифик. – Проявлять трусость при защите Земли – тяжкий грех.
Форум в Санта-Крусе стал второй всемирной встречей народных движений. Первая состоялась в Ватикане в октябре 2014 года. Президент Боливии Эво Моралес присутствовал на обоих форумах.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии