Папа Франциск сокрушается, что у некоторых католиков США «идеология подменяет веру»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Папа Франциск сокрушается, что у некоторых католиков США «идеология подменяет веру»
Он осуждает церковных консерваторов за «отсталость» и косность, напоминая, что католическая доктрина развивается во времени

ЛИССАБОН. Папа сокрушается, что у некоторых католиков США «идеология подменяет веру» и осуждает церковных консерваторов за «отсталость» и косность, напоминая, что католическая доктрина развивается во времени, пишут catholicnewsagency и foxnews.

Папа Франциск выступил с этой речью перед иезуитами 5 августа на встрече в колледже Святого Жуана де Бриту под управлением иезуитов в Лиссабоне (Португалия). В английском переводе текст этой частной беседы понтифика с членами Общества Иисуса вышел 28 августа в иезуитском журнале La Civilta Cattolica.

В беседе понтифик обратился к «атмосфере закрытости» в церкви Соединенных Штатов, где нередко «подменяют веру идеологией». «Вы говорите, что почувствовали атмосферу закрытости [в Соединенных Штатах], – ответствовал папа Римский на жалобу брата-иезуита. – Да, в некоторых ситуациях видно влияние этой среды. Под таким давлением легко отойти от истинной традиции и обратиться за опорой к идеологиям. Другими словами, идеология подменяет веру, членство в какой-то церковной группе подменяет членство в Церкви. Вместе с тем ситуация в Соединенных Штатах непростая из-за очень сильной реакционности, имеющей свою организационную структуру и формирующей отношения людей – даже на эмоциональном уровне».

Эта атмосфера, по его словам, заставляет католиков коснеть в «отсталости», как можно понять итальянское слово «indietrismo», которое употребил понтифик. Такое косное состояние умов он считает «бесполезным, ибо нужно понимать, что понимание вопросов веры и морали пребывает в развитии». «Развитие доктрины подчиняется трем взаимосвязанным принципам, которые Винсент Леринский указал еще в пятом веке: ut annis consolidetur, dilatetur tempore, sublimetur aetate [укрепляется с годами, развивается во времени, углубляется с возрастом], – отметил папа. – Другими словами, доктрина также развивается, расширяется во времени, консолидируется с годами и крепнет по мере развития».

Святой Винсент Леринский был христианским монахом 5-го века. В наше время он считается ведущим авторитетом ранней Церкви в области теологии традиции и развития доктрины, хотя существуют различные трактовки его трудов. Цитата папы римского о Винсенте Леринском в его беседе с иезуитами взята из богословского труда монаха Commonitorium (так называемый «Канон Винсента Леринского»). Следует отметить, что папа Франциск нередко упоминает эту мысль Винсента Леринского о развитии доктрины – в частности, она звучала в его беседе с иезуитами Канады в июле 2022 года.

«Некоторые склонны отказываться от принципов развития доктрины Винсента Леринского, – отметил понтифик в Лиссабоне. – Их можно назвать indietristi [отсталыми, косными]. Останавливаясь в развитии и обращаясь вспять, вы застываете в закрытом коконе, оторванном от корней Церкви, вы теряете сок откровения. Если вы не меняетесь в лучшую сторону, а обращаетесь вспять, вы тем самым попадаете в плен иных принципов развития, а не тех, которые дает нам наша вера для роста и развития. Последствия этой отсталости разрушительны для морали. Проблемы, которые сегодня надлежит исследовать моралистам, очень серьезны, и чтобы справиться с ними, приходится идти на риск изменений в том ключе, о котором я говорю».

Другой иезуит спросил понтифика о самых отрадных вещах для него в эти дни. Папа ответил, что с великой радостью ожидает первое (из двух) месячное заседание Синода по соборности в октябре. Он заверил, что ждет его с радостью, несмотря на некоторые неурядицы и противоречия в процессе подготовки. «Больше всего меня радует сейчас подготовка к синоду, хотя кое-где заметны свои недостатки и недоработки в некоторых вопросах и темах, – отметил папа. – Радостно видеть, как из небольших приходских групп, из небольших церковных общин поступают прекрасные мнения и размышления, вызывающие сильное брожение умов. Напомню, что не я придумал идею синода. Именно Павел VI в конце Собора осознал, что Католическая церковь утратила чувство соборности, которое еще сохраняется в восточной части Церкви».

Понтифик вспомнил, что выступал помощником генерального докладчика на Синоде епископов 2001 года по вопросам епископства. «В то время я готовил материалы для голосования по выводам, поступившим от групп, а кардинал, возглавлявший синод, сказал мне «нет, не включай это, отбрось». Иными словами, они хотели синод с цензурой, занимались куриальной цензурой, которая все блокировала. Вообще на пути к соборности случались многие упущения с тех пор, как Святой Павел VI учредил Синод епископов в 1965 году, однако за последние 10 лет мы продолжали развиваться и, в конечном итоге, мне кажется, пришли к зрелому пониманию «соборности». Соборность не есть погоня за голосами, как у какой-то политической партии. Речь идет не о личных предпочтениях, не о принадлежности к той или иной партии. В синоде главной силой является Дух Святой. Он главное действующее лицо. И потому мы просто должны дать возможность Духу направлять происходящее. Позволить Ему проявить себя так, как Он делает это утром на Пятидесятницу. Мне представляется, что это самый верный путь для нас».

В беседе папа также напомнил иезуитам о правильной жизни по духовному призванию, и призвал избегать обмирщения. «Духовное обмирщение есть постоянная ловушка для духа, – изрек понтифик. – Вы должны научиться различать духовное и мирское. Одно дело готовиться к диалогу с миром – к примеру, с мирами искусства и культуры – и совсем другое идти на компромисс с вещами этого мира, обмирщаться». Обращаясь к средствам защиты от мирского и соблюдения целомудрия в монашеской жизни, папа подчеркнул, что важно проводить ежедневную проверку собственной души, как наставлял основатель Общества Иисуса.

«Сегодня серьезной проблемой для нас становятся скрытые убежища эгоизма, в которых таится не только похоть, но и многие другие грехи, – отметил понтифик. – Что делать? Я нахожу помощь в постоянной проверке совести, о которой просил нас святой Игнатий [Лойольский]. Он очень редко освобождал от этой обязанности братию Общества Иисуса. Цель [проверки] – увидеть то, что скрытно происходит внутри вас. А есть иные посвященные люди, чьи сердца открыты всем четырем ветрам, все их окна и двери открыты настежь. Иначе говоря, они лишены внутренней цельности. И помните о важности молитвы. С молитвой иезуит идет вперед, ничего не боясь, ибо знает, что Господь во благовремении направит его на должное. Когда иезуит не молится, душа его иссыхает. В Португалии уместно, наверное, сказать, что он становится подобен «баккале», сушеной и соленой треске» [знаменитое лиссабонское блюдо].

Издание Foxnews подчеркивает в речи папы недовольство «отсталостью» консерваторов в Католической церкви США, не приемлющих принцип развития доктрины во времени. Церковь США давно раскололась на прогрессистов и консерваторов. Консерваторы находят опору в «доктринерских папствах» святого Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, противясь абортам и однополым бракам. Многие консерваторы также недовольны «одержимостью» папы Франциска проблемами социальной справедливости, защиты окружающей среды и помощи бедным, а также «еретическим» допуском к таинствам разведенных католиков, живущих в гражданском браке.

В трактовке Foxnews, собеседник пожаловался папе на консерваторов в духовенстве и епископате США, недовольных 10-летним папством Франциска. 86-летний папа признал, что в церкви США взрасло «очень сильное, организованное, реакционное отношение», и назвал его «отсталым». Папа и раньше замечал критику в свой адрес со стороны закоснелых в консерватизме американских единоверцев, и однажды даже пошутил, что считает ее «честью» для себя.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10298164.html