Папа Франциск ответил на пять вопросов кардиналов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: vaticannews.va

Ватикан, 4 октября. В июле кардиналы Брандмюллер, Берк, Иньигес, Сара и Дзе-Киун изложили пять вопросов, требующих особого разъяснения Папы (лат. Dubia, «Сомнения»): об истолковании Божественного Откровения, о благословении однополых союзов, о синодальности как определяющем измерении Церкви, о священническом рукоположении женщин и о раскаянии как необходимом условии для получения отпущения грехов в таинстве исповеди, сообщает Vatican News.

Первый вопрос кардиналов касается истолкования Божественного Откровения: «Следует ли в Церкви реинтерпретировать Божественное Откровение в соответствии с культурными переменами нашей эпохи и возникающими в результате новыми антропологическими воззрениями, или же Божественное Откровение незыблемо и ему нельзя противоречить – согласно указанию Второго Ватиканского собора о том, что Богу, дающему Откровение, нужно принести послушание веры?» Верно ли, что учительство не выше Слова Божьего, но лишь наставляет в том, что было передано?

«Ответ зависит от значения, каким мы наделяем слово «реинтерпретация». Если его понимать как «лучшую интерпретацию», то это верное выражение, – сказал Папа Франциск. – В этом смысле Второй Ватиканский собор утверждал, что необходимо через труд экзегетов (и, добавлю, богословов), чтобы «вызревало суждение Церкви» (Dei Verbum 12)». Далее Папа добавил, что «Церковь должна иметь смирение и признавать, что она никогда не сможет исчерпать свое непостижимое богатство, и нуждается в том, чтобы расти в его понимании».

Культурные перемены и новые исторические вызовы «не изменяют Откровения, но могут побуждать нас лучше выразить некоторые аспекты его богатства». Это неизбежно приводит к «лучшему изложению некоторых прежних утверждений учительства, и именно это происходило на протяжении истории».

С другой стороны, поясняет Папа, «верно, что Учительство не выше Слова Божьего, но верно и то, что тексты Писаний и свидетельства Предания нуждаются в толковании, которое бы позволило отличить их незыблемую сущность от культурных обусловленностей. Это очевидно, например, в библейских текстах… и в некоторых высказываниях учительства, которые выражают терпимость к рабству. <…> То же относится к некоторым рассуждениям Нового Завета о женщинах (1 Кор 11,3-10; 1 Тим 2,11-14) и к другим текстам Писаний и свидетельствам Предания, которые сегодня нельзя воспроизводить в том же виде».

На второй вопрос, по поводу соответствия распространяющейся практики благословения однополых пар Откровению и учительству, Папа ответил: «У Церкви совершенно ясная концепция брака – это единственный, стабильный и нерасторжимый союз между мужчиной и женщиной, естественным образом открытый к деторождению. Только этот союз можно назвать браком. Другие формы союза реализуют его лишь «частично и по аналогии» (Amoris laetitia 292)… поэтому не могут быть названы в узком смысле браком». Само это слово не должно применяться к тому, что не является в полном смысле браком.

Поэтому, продолжает Папа, «Церковь избегает каких-либо обрядов или таинств, которые могут войти в противоречие с этой убежденностью и навести на мысль, что браком признается то, что им не является».

Папа добавляет, что в отношениях с людьми следует проявлять пастырское милосердие, которое заключается в «вежливости, терпении, понимании, мягкости и ободрении». «Пастырское благоразумие должно надлежащим образом распознавать формы благословения, о которых просят одно или несколько лиц, дабы они не выражали ошибочную концепцию брака». Существуют ситуации, нравственно неприемлемые с объективной точки зрения, однако пастырское милосердие побуждает нас не относиться к людям просто как к грешникам, учитывая, что могут быть факторы, которые влияют на субъективную вменяемость вины (ср. Reconciliatio et Paenitentia 17).

Папа добавляет: «Решения, которые в некоторых обстоятельствах могут считаться пастырским благоразумием, не должны обязательно становиться нормой. Иными словами, нецелесообразно, чтобы какая-либо епархия, епископская конференция или иная церковная структура устанавливала на постоянной и официальной основе процедуры и обряды по каждому поводу».

Третий вопрос кардиналов относится к синодальности. Поскольку Синод епископов не представляет Коллегию епископов, но является лишь консультативным органом, насколько синодальность может быть критерием постоянного управления Церковью, не нарушая структуры, определенной ее Создателем, в силу которой верховная и полная власть в Церкви осуществляется как Папой, так и Коллегией епископов вместе с Римским понтификом?

«Самими этими вопросами, – поясняет Папа, – вы проявляете потребность в участии, в том, чтобы свободно выражать свое мнение и сотрудничать и просите об определенной форме синодальности в осуществлении моего служения».

Церковь – это «тайна миссионерского общения», отмечает далее понтифик. Это общение не абстрактно, но подразумевает реальное участие – не только иерархии, но всего народа Божьего в разных формах и на разных уровнях. С другой стороны, не следует насаждать некую синодальную методологию, которая нравится определенной группе, и превращать ее в обязательный путь для всех: это лишь заморозило бы синодальный путь и было бы пренебрежением спецификой поместных Церквей.

Четвертый вопрос касается рукоположения женщин в священный сан. Кардиналы спрашивают, является ли невозможность рукоположения женщин «окончательным» учением Церкви, исключающим свободные дискуссии пастырей и теологов на эту тему.

Папа Франциск отмечает, что святой Иоанн Павел II, говоря об окончательном суждении в отношении женского священства, никоим образом не наделял мужчин более высокой властью. Хотя только священник предстоятельствует на Евхаристии, это ни в коей мере не ведет к какому-либо его превосходству над другими. Пока верные не осознают этого в достаточной мере, им «будет сложно принять, что священниками могут быть только мужчины, и мы не сможем признать права женщин или необходимость их участия, разными способами, в управлении Церковью».

«С другой стороны, если быть точными, нужно признать, что до сих пор еще не была исчерпывающим образом развита ясная и авторитетная доктрина о точной природе «окончательного суждения». Речь не идет о догматическом определении, однако оно должно быть принято всеми. Никто не может публично его оспаривать, однако это может быть предметом исследований, как в случае действительности рукоположений в англиканском сообществе».

Наконец, пятый вопрос кардиналов касается таинства покаяния: является ли по-прежнему актуальным учение Тридентского собора, согласно которому для действительной исповеди необходимо сокрушение кающегося посредством отвержения содеянного греха с намерением больше не грешить, иначе священник должен отложить отпущение до того момента, когда будет соблюдено это условие?

«Покаяние необходимо для действительного отпущения грехов в таинстве и подразумевает намерение не грешить, – ответил Папа. – Но здесь не может быть математики, и я вновь хочу напомнить, что исповедальня – это не таможня». Папа поясняет, что есть много способов выражения раскаяния: «Часто для людей с сильно израненной самооценкой заявление о собственной вине – тяжкая пытка, но уже то, что они приступают к исповеди, – символическое выражение покаяния и поиска Божьей помощи».

«Я считаю, – сказал Папа, – что мы не должны требовать от верных слишком четких и уверенных намерений исправиться, поскольку в конце концов они могут быть абстрактными или самонадеянными, но даже предсказуемость нового падения «не нарушает подлинности намерения», – цитирует Папа святого Иоанна Павла II.  

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=105427