Памятка новопреставленному. Протоиерей Игорь Рябко
Воскресная проповедь.
Господь исцелил прокаженных, но только один вернулся Его поблагодарить. Каждый из них сделал свой выбор. Очень часто мы видим, что главные события нашей земной биографии совершаются помимо нашей воли. Но в нашей воле определить свое отношение, восприятие и понимание всего того, что с нами происходит. Личность человека формируется в результате того, что мы называем нашим выбором. А выбор формирует нашу жизненную позицию.
Все это происходит с нами каждый день, даже тогда, когда мы этого не замечаем. Вот в душе возникла обида, а в обиде всегда присутствует гнев на обидчика. Можно даже не пытаться разбирать все нюансы и детали произошедшего. Любая обида и гнев — это констатация того факта, что в нашей душе живет привязанность к тому миру, который, по большому счету, живет только в одном месте – в нашей голове.
Когда мы выбираем борьбу с другими людьми, то становимся на путь демонов. На этом пути вы можете встретить «духовных» наставников в рясах, с крестами на груди и дипломами в карманах. Необходимость этой борьбы будет обоснована цитатами из Священного Писания, так же как и власть антихриста, которая, конечно же, тоже будет «от Бога» (Рим. 13:1-2).
Внешнее «православие» идет той же дорогой в ад, что и весь безбожный мир.
Истинное Православие — это спасение во Христе: в Духе и Истине. В том числе и от обиды, гнева, привязанности к своему эгоизму и ко всему тому, что так ценят люди этого мира. Такое Православие дает силы переносить скорби, болезни, страдания и нести свой крест до конца. Истинное Православие — это подготовка к главному экзамену нашей жизни – физической смерти и мытарствам.
Невежественные люди думают, что когда приблизится этот страшный час, тогда они будут как-то молиться и спасаться, а пока можно не думать об этом, чтобы не омрачать праздник земной жизни. Но опыт духовных практиков говорит о другом. Если человек не сможет закрепить в сердце молитву и удерживать ее в период относительного здравия и спокойствия, то во время умирания, когда ум цепенеет от страха смерти, это практически невозможно. Когда молитва укоренилась в сердце и соединила нас с Богом, то в определенной степени можно контролировать даже процесс умирания. Но если этого не произошло, ум становится одержимым умирающим эгоистом, и никакие усилия нашего духа не смогут его обуздать.
Тот, кто стал Христовым, умер еще до смерти, зная, что ничего в этом мире ему не принадлежит.
Он с радостью снимет с себя одежду земли, в которую была облачена его душа, чтобы вознестись на Небо, к которому давно испытывает взаимное притяжение. Суть такого подвига заключается в том, чтобы суметь все предать Христу. Притом «все», в самом широком и глобальном значении этого слова. Тогда молитва становится для такого христианина дыханием вечной жизни.
На страничке одной из моих «виртуальных» друзей, которую ведет Olga Bright, я прочитал замечательную публикацию: «Путь посмертного восхождения человеческого духа к Богу». В ней речь идет об опыте человека, который находился в коме, пережил клиническую смерть и проходил мытарства. Там нет экзальтаций и всего прочего, характерного для православного фольклора. Меня заинтересовал опыт этого человека, потому что он давал очень важный посыл в отношении того, как правильно себя вести во время этого испытания. Его можно описать очень кратко – «Не реагировать», «не отвечать», «не слушать наветов».
Суть мытарств можно сравнить с неправедными выкриками бесов во время суда.
Бесы – лжецы, завистники и клеветники. Они похожи на наглых журналистов, которые всеми правдами и неправдами провоцируют, пытаясь добиться интервью. Мытарства — это последний шанс демонов ввергнуть душу в ад. Их задача – заставить душу смутиться, начать препираться, оправдываться, в общем всеми силами вывести ее из состояния равновесия, привести в ужас, страх, забвение Бога. Это у них получается в том случае, если душа не стяжала мира и устойчивости во время земной жизни, не избавилась от страха воспитанием в себе полного доверия Богу. Поэтому она начинает смущаться не только от жуткого вида бесов, но и от собственного маловерия и малодушия, принимая на веру все эти наветы. С душой происходит то же, что случилось с апостолом Петром, который отвел свой взор от Христа и начал тонуть.
Поэтому так важно прилепиться к Богу сердцем еще здесь, в земной жизни, чтобы потом не отпасть от Него во время мытарств. Собственно, уже сейчас нужно учиться все происходящее принимать с душевным спокойствием: не реагировать на клевету, не оправдываться перед лжецами, не заботиться о том, что о нас думают другие люди. Для нас не должно быть важным, каковы мы в глазах окружающих, для нас главное то, какими нас видит Бог.
Мытарства, как они были кем-то вложены в уста блаженной Феодоры, не соответствуют Священному Писанию, которое учит нас тому, что суд – прерогатива Бога, а не бесов. Только Он может решать участь души, а не бесы, которые караулят ее на мытарствах.
«Писание ясно указывает на власть бесовской силы в области поднебесной, предлагая при жизни облекаться во всеоружие, чтобы противостоять нападкам – не бороться и не пререкаться в спорах, ибо по смерти душа лишена воли, а именно противостоять молчанием, нереагированием, что возможно достичь лишь при жизни, облекшись в мир благодатного Духа» (Olga Bright). Я полностью согласен с автором этой статьи. Нам нужно бороться не за то, чтобы сделать этот мир лучше и победить в нем зло. Нам нужно бороться за то, чтобы приобрести еще при земной жизни полную свободу от этого мира, стяжавши мирный дух. Суд над нами должен быть Божий, а не бесовский, только Он будет решать нашу участь, а не свора клевещущих духов.
Жажда Бога – это и есть стремление ко спасению.
Если, несмотря на многолетние посещения храма и богослужений, на частое Причастие и домашние молитвы, мы по-прежнему остаемся ропотниками, бурчунами, постоянно кого-то осуждающими и всегда чем-то недовольными, то скорее всего наш путь лежит во внешнем православии, которое ничего нам не смогло дать, кроме иллюзии спасения и самообмана.
Истинное православие – это глубокое вхождение в молитвенную тишину своего духовного сердца, это внутреннее умиротворение и покаяние, уменьшение помыслов, гнева, похоти, прекращение осуждения и порицания всех и вся, отказ от эгоизма, благодатное изменение себя и полное смирение пред Промыслом Божиим без всякого саможаления. Вручение всего себя и всей своей жизни не на словах, а на деле, единому Богу, Который пребывает в нашем сердце. «Сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим».
«Что же тебя удерживает от спасения? Твой ум, который вцепился в этот мир, словно навозный жук в свой шарик. Оставь Богу и этот серый мир, который ты видишь из окна своей кухни, и этот обезьяний ум, который безпрерывно обманывает тебя, и это тленное тело, которому ты посвящаешь все время своей жизни. Бог лучше тебя знает, что с ними делать. Это есть начало твоей свободы, начало твоего спасения, начало твоего духовного просвещения» (старец Симон Безкровный).
Что бы не происходило с нами: болезни, жизненные потрясения, неустроенность и препятствия во спасении, мы призваны воспринимать все эти ситуации через глубокую внутреннюю молитву, в которой с полным самоотречением вручаем себя, свое тело и жизнь Возлюбленному Христу. Нам нечего порицать и нечего осуждать, мы все должны покрывать Христовой любовью. Тогда и Христос таким же образом будет покрывать и наши прегрешения Своей бесконечной милостью, просвещая нас светом Духа Божия, светом Своей безграничной Любви.
https://spzh.media/ru/chelovek-i-cerkovy/78580-pamjatka-novoprestavlennomu
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии