ПАМЯТИ ВЛАДЫКИ ЛАВРА.
Что произвело на Вас наибольшее впечатление во время официального визита в Россию?
Я бывал в России несколько раз, но неофициально, частным образом. Первый раз – в 1994 г. Тогда мне удалось посетить Центральную часть России, Москву и ближайшие города с их святынями, а также Северо-Запад России – Новгород, Псков, и Санкт-Петербург. После я еще не раз бывал в России, в частности на Севере – в Санкт-Петербурге, на Валааме, в Соловецком монастыре и на острове Анзер.
Во время моего последнего визита в Москву я был поражен благолепием Храма Христа Спасителя, в котором уже шли богослужения. Но особенно мне запомнилось посещение Екатеринбурга, мест, где были заточены и убиты Царственные узники: Государь Император Николай II, вся его семья и их слуги. На месте Ипатьевского дома построен величественный Храм на Крови в память Всех Святых, в земле Российской просиявших, и Царственной семьи. Это Русская Голгофа. Можно сказать, что вся земля здесь пропитана кровью Царственных Мучеников. Мы были там в мае, вовремя праздника СВ. Николая чудотворца. Несмотря на то что это было среди недели, собор был переполнен молящимися. В этих местах – семь храмов. На литургии мы были в Никольском храме, а после посетили Алапаевск и помолились там, где преподобномученицы Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара и бывшие с ними узники приняли мученическую кончину. Все мы были благодарны Господу за Его великую милость: мы смогли посетить эти святые места и помолиться! Также нас порадовало то, что на сих местах воздвигнуты прекрасные храмы и там постоянно идут богослужения. Со всех концов России и даже из-за границы сюда круглый год приезжают богомольцы.
Побывали мы и в Дивеево, у мощей преподобного Серафима Саровского. Там мы с молитвой прошли по канавке, переночевали в Дивеево и на следующий день были в соборе на литургии. Приятно было видеть, как монастырь возродился, его украсили обновленные храмы и новые постройки. Впервые я был там в 1994 г., когда монастырь был передан Церкви. В то время в монастыре жило только 107 насельниц, которые восстанавливали его из руин. Теперь в обители около 600 насельниц.
Владыко, о каждом народе, каждой стране существует Промысл Божий. Каково историческое задание России и русского народа? Возможно ли восстановление Третьего Рима?
Идея Третьего Рима долгие годы жила в народном сознании: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть»…Можно сказать, что при Благочестивейшем Государе-Мученике Николае II стояла Россия как Третий Рим – духовная наследница и единственная охранительница православных царств. И еще живы были русские люди, которые – от царского дворца до последней хижины – исповедовали православное, национально-русское, верноподданническое мировоззрение. Оно являлось связующей силой, которая делала русский народ государственно сплоченным и православным, а Россию – Третьим Римом. Но трагедия России была в том, что издавна, еще с VIII в., в русском народе появились иные, чуждые тенденции, усвоенные людьми, чуждыми духу подлинного Православия, и подхваченные богоборцами и революционерами. Эти чуждые Православной Руси темные силы соблазнили и развратили народ и открыли путь страшной эпохе безбожия и коммунизма.
Восстанет ли вновь Россия как Третий Рим? За этим вопросом неизбежно следует другой – вопрос о «симфонии властей»: власти государственной и духовной власти Православной Церкви. Но когда мы говорим о духовной власти Церкви, необходимо понять, что именно олицетворяет собой Церковь. Зарубежный богослов, протопресвитер Михаил Помазанский, говаривал: «Если люди крестятся, кланяются, целуют иконы, ставят свечи, берут благословение у священника, пьют святую воду, это еще не значит, что эти люди христиане. Ведь и язычники, поклоняясь идолам, совершают ритуальные действия. Подлинный христианин тот, кто сделал Закон Евангельский главным законом своей жизни, кто стяжал благодать Святого Духа. В противном случае это не христиане». Так что Церковь правильнее назвать обществом святых. Действительно, и Господь в Евангелии, и апостолы в Посланиях называют христиан святыми: «Будьте святы, как и Я свят». Можно сказать, «симфония властей» - это симфония святости, и власти, склоняющейся перед святостью, и охраняющей ее святой Церкви, и Царя, охраняющего ее, преклоняющего Христу царскую багряницу.
Именно так и было в новокрещенной Руси. Просветитель и преобразователь Руси святой равноапостольный князь Владимир смог превратить свое государство из языческого в христианское, потому что сам преклонился пред святостью, сумел в корне изменить свою собственную душу и жизнь, «первый по доброй воле подчинил Христу царскую багряницу», из грубого язычника сделался истинным христианином, соединил «благоверие с властию». Святая Церковь называет святого равноапостольного князя Владимира «верховным князей русских», так как он был не только родоначальником всех русских князей – правителей государства Российского, - но и первым святым князем в целом сонме святых русских князей. Ни один народ не имел столько святых правителей. Можно сказать, что в Древней Руси почти все, кто проявил себя в церковной, политической, культурной жизни страны, кто оставил след в ее истории, были святы.
«Благоверие с властию» соединил и сын святого равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый, и великий князь Владимир Мономах, его достойный правнук. Недаром народная память любовно соединила двух Владимиров – равноапостольного и Мономаха – в один былинный образ «Владимира – Красное Солнышко». Не случайно и старец Елеазарова монастыря Филофей, впервые изложивший теорию Третьего Рима, указывал, что идея «Москва – Третий Рим» может осуществиться только при условии, что правитель земли Русской будет «браздодержатель святых Божиих церквей…святой православной христианской веры содержатель», что он не преступит заповеди, которую положили его прадеды, блаженный святой Владимир и великий богоизбранный Ярослав.
Многие святые угодники, например Иосиф Волоцкий, предупреждал, что ежели царь, поддавшись страстям, превысит свою власть, то «таковый царь – не Божий служитель, но диавол, и не царь, но мучитель…». А Патриарх Никон, защищая Церковь от мирской власти, прямо утверждал: «Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, не есть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников».
Каково же могло быть отношение Церкви, хранящей святость, к сатанинской богоборческой власти? В 1920-х годах прошлого все честные, верные Церкви архиереи и пастыри были единомысленны в осознании своего пастырского долга и служения как сохранения души народной, разлагаемой внедрением материализма и теории классовой борьбы, ненависти и мести, видели свой долг не в активном сопротивлении советской власти, но в пассивном мученичестве.
Курс митрополита Сергия, обозначаемый им в вышеупомянутой декларации 1927 г. о лояльности по отношению к советской власти и признании Советского Союза «гражданской родиной», провозглашал необходимость лжи для спасения земной Церкви в период ее испытаний. Общее отношение духовенства и мирян к этой декларации было таково: одно из двух – или Церковь есть Царство Истины, или же она, как и весь лежащий во зле мир, живет во лжи. Немало в то время нашлось и тех, кто предпочел умереть в истине, чем жить во лжи и раствориться в окружающем лукавстве мира сего.
В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Всем нам следует помнить, что святость нельзя изображать, к святости нужно стремиться: постоянно идти за Христом по Крестному пути в самоотверженном служении Богу и людям. Изображение же святости приведет только к «лицемерству», по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), к лукавству. Очень важно хранить завет преподобного Серафима, данный им дивеевским сестрам: «Берегите совесть. Совесть наинужнейшая». Иначе в России может возникнуть очень опасная ситуация, также предсказанная российскими старцами: внешнее подражание святорусской «симфонии» властей чревато иллюзией, что почти уже достигли «симфонии», согласия и взаимопонимания. И даже взаимозаменяемости, так что если бы вдруг в силу каких-то обстоятельств поменяли местами церковное и государственное начальство, то никто и не заметил бы подмены, так как внутренне и внешне духовенство все более будет сливаться с гражданскими властями. Такой путь – опасный и гибельный. Истинный путь – евангельский, а значит – узкий путь совести, искренности и честности.
Москва-Джорданвилль-Москва, 2006 г.
опубликовано в № 4 за 2006 г. журнала «Экономические стратегии».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии