Память всех святых. Архимандрит Владимир (Милованов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Дорогие братья и сестры, сегодня мы торжествуем великий день памяти всех святых от века Богу угодивших. Вся полнота церковная, действительно мы должны это знать, не может вместиться в календарный лист и то, что мы совершаем ежедневно в нашем церковном богослужении, это не значит, что мы можем охватить памятью всех святых. Действительно за две тысячи лет христианской Церкви и несколько тысячелетий ветхозаветной церкви невозможно по-человечески охватить всех праведников, имена которых знает только один Бог. Но чтобы действительно не остаться передними в долгу, как говорит святитель Феофан Затворник, святая православная Церковь установила праздновать день, когда совершается память всех не только общеизвестных святых, а тех, кто не вошел в силу разных причин в день памяти ежедневного поминовения святой православной Церковью.

Это удивительный день, когда мы можем, и каждый час и сегодня мы особенно можем и должны возносить молитвы к своим небесным покровителям, потому что сегодня день особого торжества, когда мы, молясь к ним, просим их помощи, чтобы они нам помогли устроить свою достойную христианскую жизнь. Сегодня вы слышали за Богослужением в евангельском чтении: Православная Церковь открывает условие усвоения нашей жизни в вечности, условие вхождения в будущую вечную жизнь и условие соединения с Богом, потому что источником жизни вечной, источником совершенной безграничной красоты и совершенства является Сам Господь. Так вот вы слышали эти ступени восхождения. Они краткие, но как трудно по ним восходить. Но, в то же самое время мы знаем, что Господь дал нам обетование. Об этом свидетельствует апостол Павел, что не может Бог дать человеку больше испытаний, чем он может понести. Так вот эти заповеди: Господь говорит, кто исповесть Меня в этом мире, кто будет проповедовать Меня в этом мире, того и Я буду проповедовать перед лицом Отца Моего Небесного; кто Меня в этом мире отвергнется, того и Я отвергнусь перед лицом Отца Моего Небесного.

«Кто любит отца и мать более, нежели Меня…», — слышите, очень многие в этих словах путаются. Говорят, как же так, неужели Бог не позволяет любить отца или матерь. Слушайте внимательно: кто любит больше Меня, — Господь говорит, — кто любит больше отца или мать, сына или дочь, тот не достоин Меня. Почему так? Объясняю. Почему Господь просит и обращается к нам, чтобы мы это поняли, что невозможно не любить Его первого. Почему? Потому что Он дал вам и отца и мать, и сына и дочь, и все нам дал, и жизнь. Поэтому как же Его не любить, если Он источник нашей жизни, источник жизни наших родителей. Он не отнимает нашей земной любви, земной привязанности, земного почитания. Это все нормально и естественно. Все создал Бог. Благо и семейная жизнь, и семья и родство — это благо и священный дар Божий нам. Но любить Его за это нужно в первую очередь.

А кто не любит, кто любит что-нибудь больше Его, то это, если хотите, по мысли святителя Димитрия Ростовского, идолопоклонство. Одно из понятий появления в древние времена язычества: святитель Димитрий Ростовский это показывает, — излишняя безумная любовь к родственникам либо к детям. И когда кто-то из них умирал, они со временем обожествляли их и вместо Бога истинного поклонялись собственным истуканам, которых они в память детей своих изваяли из камня, дерева и так далее. Получается абсолютная подмена. Вместо поклонения, благодарения и любви к Богу человек начинает кланяться собственным родственникам, близким, друзьям, влюбленным и так далее. Это самое страшное заблуждение.

Первая любовь, единственная — она всегда только к Богу, потому что Он дал нам все, Он дал нам жизнь. Он вселил в наше сердце и ум возможность и понятие любви. Любить до смерти, как Он нас любит. До смерти, Он не просто же так сказал, а Сам за нас умер. В чем сила и совершенный авторитет Бога? Потому что Он не просто говорит, а Сам первый исполнил и исполняет.

Вот в чем сила христианства! Не просто на себя кресты надень, что-то из себя изобразить. Настоящий христианин, который не только словом, но мыслью и делами исполняет то, что Господь просит от нас. А Он просит от нас исполнять заповеди. Что такое заповеди? Заповеди не Богу нужны, а нам. Заповеди это условие сохранения нашей вечной уже жизни, чтобы мы через исполнение этих законов божественных вошли в вечную жизнь.

Это правила дорожного движения — вот что такое заповеди, дорогие братья и сестры. Но как бы нам ГИБДД не нравилась, но написаны эти правила для кого, для них? Они для нас написаны, чтобы мы домой спокойно вернулись, не нарушая их. Нам многие законы не нравятся. Но понимаете, закон создан не для того чтобы (я говорю о земном сейчас) отнять у нас свободу, а чтобы ее направить, для того, чтобы сохранить нашу жизнь. Написано на щитке: «Осторожно, убьет!» и молния нарисована. И это понятно, что не надо не специалисту туда лезть, а то тебя убьет и не потому, что электричество плохое, а потому что надо голову иметь.

И все заповеди Божии, умоляют и предупреждают: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй, потому что это тебя убьет на всю вечность, если ты не остановишься, если ты не покаешься. Пока мы живы, есть возможность покаяния. Но если не дай Бог, вот как происходит: сел человек, вроде думал, что он поживет еще весь день, а вот так бывает, что и дня-то не проживают. Жизнь наша как пар, как туман утренний, вроде он есть, а не успели оглянуться, все уже седые. Поэтому с полной трезвостью самоконтроль нужно производить — подвиг в своей жизни, потому что без нашего желания никто нас не спасет.

А то говорят, куда же Бог смотрит? Бог дал всем свободу и разум, но предупредил, что Я вам дал свободу и разум, и вы все Мой образ и подобие. Но придет время, что каждый из вас даст отчет, как он воспользовался своим разумом, своей свободой, своим сердцем, своей совестью и своими делами. Если ваши дела будут благи, Господь говорит, значит, вы войдете в вечную жизнь, вы уже в вечной. Но пока мы здесь находимся, мы все на испытании. А вечная жизнь открывается после нашей смерти и после будущего Страшного Суда. А тот, кто совершает зло самостоятельно, а многих из вас под страхом смерти не заставишь сделать зло. А для кого-то, это воздух. Вот сегодня не украсть — он считает, что не поел, не подышал. И кто виноват? Сам человек. Выбор был сделан, и к сожалению …

Но опять же, пока человек жив, есть покаяние. Господь видит всю немощь нашей природы, насколько пало человечество, и пока жив человек, Господь до последнего дыхания дает возможность покаяния, и вы этому свидетели. У нас два подворья есть — в Москве и в Петербурге. Только на наших подворьях через наш монастырь проходят десятки тысяч, а может быть, сотни тысяч особенно людей старшего поколения. Перед нами обманутое поколение, которое пропагандой и страхом отводили от веры в Бога. Они, умирают, Господь всех их забрал, почти всех с покаянием, мы свидетели. Во всяком случае, все, кто попал на наших глазах в область служения Оптиной Пустыни, почти все покаялись, представляете какое чудо. Сколько мы знаем таких... Сотни тысяч примеров. Человека обманули, но Господь праведный судья. Будут судиться те, кто их обманул. А они, честно работали почти бесплатно всю свою жизнь, как в рабстве. Кто их обманул, тот будет гореть вечно в аду. А обманутые? Посмотрите, Господь на одре смертном дал покаяние. По-соборовали, по-исповедовали, причастился, через десять, пятнадцать минут умер. Это не всякие святые такому сподобляются. Это за тот ужасающий крест, который проносит и несет до сих пор наш народ.

Господь, почему продлевает век всего человечества? Потому что есть народ, который крест несет. И преподобный Антоний Великий, когда у него спросили, когда будет конец мира, он сказал: конец мира будет тогда, когда люди перестанут каяться, когда люди откажутся от несения креста, когда откажутся от братства, от родства, от взаимопомощи, от милосердия друг к другу.

Мы видим, что потихоньку человечество звереет. Это делают искусственно, конечно. Мы это видим и прекрасно понимаем. Через телевидение, через интернет идет системное извращение сознания человека через кровь, разврат и бесстыдство. Идет реальное изменение человеческого сознания, то есть создается новый искусственный человек.

Во втором послании к Тимофею святой апостол Павел пишет, что Дух Святой говорит, что в последние времена люди будут подобны зверям. И он перечисляет все качества отрицательные, что мы сейчас и видим: эгоизм, подлость, гордость, развращенность, бесстыдство, наглость. Конечно, я говорю это для того, чтобы вы прекрасно понимали, что это знамение времен. Мы предупреждены еще две тысячи лет тому назад, что будут эти времена.

К сожалению, во всем мире власть перешла к тем, кто проповедуют дьявола. По делам их узнаете их, — Господь говорит. Дела, котрые они пропагандируют, в обществе нормальных людей о них даже подумать нельзя, не просто стыдно, простите меня, от них стошнит. А что они творят? Ну, кто они? Благодетели?

Федор Михайлович Достоевский — великий писатель, великий пророк. Почитайте его дневники, дорогие братья и сестры, 21-й-26-й том полного собрания сочинений. Шесть томов пророчеств. Почитайте, у вас волосы дыбом от страха встанут. Вот он пишет прямо: придут времена и уже приближаются за то, что позволит власть делать беззаконие и зло, они дойдут до умопомрачения. То, что мы на западе видим. Их превратили не просто в скотов, а простите меня, у скотов таких грехов нет. И это все возведено в ранг культурного наследия, прости, Господи. Это не «культуро-наследие». В Священном Писании об этом сказано. Апостол Павел говорит, что это не просто беззаконие, а это карается вечным огнем. Содом и Гоморра, да? Что это, шутки? Господь же предупредил, что даже блуд — это грех в законе естества. А эти вещи… Господь же показал, чем они закончатся. Вечным огнем еще на земле.

Я когда учился в 80-тых годах в Семинарии и в Академии, к нам пастор приехал, знаменитый проповедник, величайший. Вся Европа перед ним трепещет. И многие студенты ему в глаза говорят: вас ист дас, дорогой наш друг, написано же в Евангелии, что даже мыслить об этих вещах нельзя, что они постыдны, они оскверняют человека. А он говорит: да нет, это …  Даже тошно это произносить. Этот «супер-пупер» проповедник мировой заявляет: да нет, это переводчики Библии ошиблись, это не за содомские грехи были сожжены, а за то, что Авраам их не так принял. Что это? Это не богословие, это сатанинословие.

Вот, мы тоже видим знамение времен. А это, извините меня, тридцать лет тому назад было, то, что я вам говорю. Это у них норма вещей. Это я говорю в отношении того, что пропаганда западного образа жизни продолжалась и продолжается к сожалению. И величайшая беда, что до сих пор наш народ не вразумляется, что в конце 19-го века преподобный святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что Господь западом накажет наш народ. И мы видим, как Он наказал. За 19-й век полностью развратилось дворянство, и народ вывели из веры. Посмотрите, чем закончилась ужасающая революция. Потом Гражданская война, Вторая Мировая война, Первая. Ужас! Конечно, это силы пропаганды. Потому что какую ты кнопку не нажал, везде говорят о западе.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем соблазняться безумием, не будем соблазняться сатанизмом, постыдством, вот этой тошнотворной мерзостью, помойкой, которую они изливают на весь мир. Будем обращаться всем сердцем своим к живому евангельскому слову Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Правда в огне не горит и в воде не тонет, братья и сестры. Не бойтесь жить праведно, не бойтесь жить честно, как всегда жил наш народ. Во веки веков жил наш народ честью, правдой и достоинством. Я еще захватил это время. Сорок лет назад во многих местах центральной и северной России понятия замков в домах не было, дорогие братья и сестры. Было такое время. Вот какая любовь была в народе друг к другу. Был действительно единый род, единый народ, величайший русский народ. И посмотрите, конечно, какая пропаганда сатанинская действует, потихонечку видите, как разлагает людей. Теперь все перепуганы, как не знаю кто, по углам сидят, друг друга боятся. Никого не нужно бояться, бояться нужно только Бога, любить Его безгранично. А бояться почему? Чтобы даже тенью мысли Его не оскорбить.

Каждый день нужно читать Евангелие, дорогие братья и сестры. В заповедях евангельских все объяснено. Там Сам Господь говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь». Все, кто ходят в Его свете, никогда не споткнется, никогда не заблудится, потому что свет жизни Он Сам и есть. Не бойтесь делать правду, но, только делая правду, будьте осторожны. Потому что Господь дал нам заповеди, предупредил нас, что будьте просты, как голуби, но мудры, как змеи. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Есть такая порода людей. Что такое бисер веры и святыни? Не помогайте и не объясняйте людям, потому что они рано или поздно разорвут вас. Будьте просты, но мудры. А то видите, самый наивный народ на земле это наш народ. Кому угодно бегут помогать, забывая себя. В результате ничего кроме плевков в нашу сторону мы не видим. Надо знать, кому помогать, когда помогать и где помогать. А это вразумит Господь либо духовник. Все делаем с умом.

Нет просто возможности примеры приводить, дорогие братья и сестры, потому что мы за наш век уже насмотрелись, когда люди от всей души хотят кому-то помочь. Очень много проходимцев. Если во времена апостолов святой апостол Павел говорит, что будьте осторожны, потому что не у всех вера. Уже тогда были проходимцы среди апостолов. Ну, пожалуйста, Иуда Искариотский. То есть это сопровождается всегда в жизни праведников, всегда находится паразит, который пытается жить за счет кого-то. Поэтому будьте осторожны. Делая добро, нужно всегда сохранять мудрость и осторожность. Если мудрости не хватает, идите к священнику либо к верующему надежному человеку, который посоветует. Помолитесь вместе, подумаете, взвесите, стоит ли помогать. Обязательно в совете нужно это делать, во многом совете разума. Святой пророк говорит.

Вот дорогие братья и сестры, следующее, что Господь говорит, что тут же переходя, третья ступень: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет». Вот тот Мой ученик. И апостол Павел говорит, что значит взять крест свой, что значит, идти за Христом. Опять же это исполнение святых Христовых заповедей и это сораспятие со Христом, то есть попрание в себе всех злых начинаний, всех злых мыслей, дорогие братья и сестры. Мы созданы детьми Божьими, дорогие братья и сестры. Услышьте, родные, дорогие, какая честь нам дана. Ни один ум не может это охватить, что мы не просто творение, мы не просто создание, а Господь нас создал, родил, как говорит святой апостол Павел, словом истины. Мы Его родные дети. Всю славу Свою Он нам отдал. И уже даже на земле мы находимся, многие из вас знают это безграничное начало вечной жизни, радость, которая дается через покаяние, молитву и причастие. Это залог будущей вечной жизни, блаженства. Поэтому будем помнить об этой чести, к которой мы призваны и не будем бояться смутьянов, безумцев, которые, падая сами в ад, пытаются, как утопленники за собой еще утянуть. Вы понимаете, помните то призвание, ту честь, которую нам Господь дал. И помните, что наша жизнь очень коротка, невероятно коротка.

Поэтому в память всех святых, дорогие братья и сестры, будем молиться, чтобы они всегда нас покрывали и наставляли, защищали своей молитвой и покровом. Чтобы нам действительно всей своей душой, всем своим существом, всем своим умом стать настоящим христианином каждому из нас. Чтобы не зазорно было нам жить среди людей и среди святых, потому что к святости мы все призваны. Не думайте, что это участь только отдельных людей. Это всем вам.

Приведу кратко два примера, дорогие братья и сестры. Преподобный Макарий Великий, Антоний Великий величайшие подвижники, одни из великих отцов, столпы церковные, а враг их тоже искушал. Мысль пришла Макарию великому: а кто больше меня подвизался в постничестве. Господь говорит ему: иди в Александрию и Я покажу тебе, кто больше тебя. Пришел он в Александрию и смотрит — две женщины сидят на крыльце. Он говорит: рабы Божии, научите меня благочестию, потому что меня к вам Господь послал. Они говорят: отче, святой, ты что, мы в эту ночь с мужьями жили; мы обычные женщины, но по милости Божьей прожив в мире 15 лет, мы ни разу не поссорились. Господь говорит ему: вот у кого учись.

Слышите, ни посты, ни бдения, ни то, что вы думаете, что монахам это дано. Простые женщины, живущие обычной жизнью, но живущие ради Христа в мире и любви друг с другом, выше всех подвигов. 50 лет прожил в пустыне Макарий великий, а Господь ему показал: по сравнению с ними ты мало что сделал. Сидеть в келье это тоже подвиг. Но по сравнению с тем, чтобы жить в мире в одной семье…

Тоже самое и Антонию Великому. Он пришел к кожевнику. Кожевник сидит, кожу мнет, и он говорит ему: научи меня твоему подвигу. Тот говорит: отче, ты что? Весь мир по тебе учится, а ты спрашиваешь. Я знаю, говорит кожевник, что я самый грешный человек на земле, но надеюсь на милосердие Божие. Я делаю свою домашнюю работу, мну кожу и говорю: Боже, милостив буди мне, грешному. Вот все труды Антония Великого.

Чем искреннее мы живем хотя бы среди близких своих, молимся за них и друг за друга — вот где Христос. Где два или три собраны во имя Мое, на основе Его любви, вот где Царства Небесного начало. Аминь.

https://www.optina.ru/sermon/ned1po_pjatides17/