Память преподобного Сергия Радонежского. Протоиерей Андрей Ткачев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

Ныне память преподобного Сергия Радонежского. На худых плечах этого человека держится наша история. Это человек, который реально держит на себе всю историю России с XIV века и до сегодняшнего дня. Это не метафора, это факт. Как так получилось, трудно понять, но это факт.

Сергий ушел в уединенное место. И там создал обитель, которая стала сердцем, корнем русской земли. Сергий  - это большое чудо.

Попытаемся понять,  что такое наша история вообще. Это смесь злодейств, негодяйств, грехов, но, вместе с тем, это действие Божие через святых. Эта смесь и есть русская история. То есть святые люди, принимающие на себя действие Божие и  транслирующие через себя на мир на всю вселенную Бога и Его энергии -  с одной стороны, и с другой, - люди, которые действуют по страстям, по грехам. Славолюбию, златолюбию, завистью, гордостью. Вот это тоже история. Это смесь Божественного и человеческого. То есть она изначально трагична. История изначально  - это трагическая смесь Божьего и человеческого. И мы начинаем с Владимира, потом дальше Борис и Глеб, потом Игорь, Ольга, Сергий  и дальше, дальше.

Мы наблюдаем историю как кошмар. Происходит насилие, убийство, подкуп, злодейства, хитрость, обман.  И наряду с этим, честность, строгость, скромность, верность, святость. Вот такова история человечества. Сергий родился, что важно, был прославлен Богом в те времена, когда  греки - наши отцы и матери по вере, - когда они уже верить устали. Утомились, все понятно кругом: мощи, кресты. Все привычно и все понятно, и ничто уже не трогает. Они уже устали быть христианами. И они уже сомневались в наличии святости. В это время  Сергий жил в тех краях, которые были для греков адскими. Далеко и холодно. Там где-то, в холодных землях живут какие-то люди. Да не просто люди, а святые. Да, ладно,  - не верили они.  И вот они приходили к Сергию.

Он показывал им настоящую святость, которой у них уже не было. Они забыли о ней. И у него вразумлялись. Так далеко, так на севере какой-то Сергий -  для них это было большим вопросом. Я думаю, что вот китайцы вдруг обратятся к Христу. И мы скажем: почему-то они вдруг к Христу обратились?  Мы скажем: да нет, не может быть. А вдруг! И появится там свой Сергий, и начнет там жить чисто и свято. Мы удивимся. Может быть такое? Может. Значит, Бог действует во всю жизнь человеческую одинаково над разными людьми, и в любом народе в любой момент может подняться святой человек. Греки не верили, что на Руси может быть святой в конце времен. А то, что у них конец времен -  у нас начало. И так же может быть в любом мире, в Китае или где-то еще.

Есть миллиарды некрещеных людей, и между ними есть люди религиозно одаренные. И они могут начать  ради Христа обновлять жизнь своего народа. Так было у Сергия. Это наш пример. XIV век, тьма тьмущая: монголы, земля не родит, чума, голод, разные нашествия. И вдруг раз -  и Сергий. И молится.  И до сегодняшнего дня на своих плечах тянет всю русскую землю. Однажды ушел в дебри  - и там остался.

Поэтому я думаю, что, когда мы считаем, что все закончилось, то мы спешим, реально спешим. Спешить не нужно, нужно спокойно и серьезно подумать: есть ли кто-то такой, кто бы на плечах своих мог нести тяжесть сегодняшнего мира? А вдруг есть?

Если нет такого человека -  тогда конец.  А кто такой?

Кто несет тяжесть сегодняшнего мира? Не знаю. Живут в одиночестве, никем не знаемые. Но раз мы живем,  значит, кто-то молится Богу о нас о всех. О таких грешных, о всех. Вот такие люди и есть такие Сергии. В Библии, в книге Бытия рассказывается о разговоре Авраама с Богом о содоме, когда он понижал планку праведников. И Господь с ним разговаривал: столько пощажу и столько. А потом Он ушел и не разговаривал больше. То есть некая граница разговора человека с Богом, но все-таки с Богом нужно разговаривать: пощади, помилуй. И раз мы живем,  значит, есть те, кто просит Бога, чтобы Он потерпел, подождал, помиловал. То есть история мира очень связана со святыми.

Например, известен такой факт. В 1521 году Сергий и Варлаам Хутынский вышли из Царских врат и сказали, что Русь будет помилована. В это время Москва была в осаде.  Они сказали: мы помолимся и все будет хорошо. Это один из немногих фактов, что они молятся, чтобы мы не погибли. Они просят. Говорят Богу: прости, пощади, помилуй. И мы это чувствуем. Чувствуем, что живем по милости Божией, по молитвам тех, кто молится Ему.

Тел. звонок:

- Невинный, осужденный виновным, и виновный, осудивший невинного обманом или клеветой -  разве должны они одинаково каяться, одинаково молиться, по одному алгоритму смиряться? Как же так - один все чувствует, другой ничего?

Одному больно, а другой в позитиве, потому что ему не больно, а правило для них одно? Т.е. Бог видит сердце человека, а мать-Церковь  - нет? Вот мой вопрос: существуют или не существуют в Предании церкви какие-либо канонические различия в молитвенном правиле и покаянном каноне для  злодея и для его жертвы?

-Вы  подняли очень серьезный вопрос. Нельзя, конечно, одинаково судить жертву и палача. И те, кто кается  - это одни, а те, кто не кается  - это другие. Кающиеся люди  - это  одно, не кающиеся   - это другое. Поэтому я думаю, что здесь мы с вами -  ни вы, ни я не разберемся до конца. Но  однозначно Бог разберется. То есть это разный суд. Там палач и жертва. Там нашептыватель палачу, осуждающий, мотивирующий палача на казнь  - это одно. И другое дело уже казнящий. Да, это все очень тонко. Ужасно тонко. Я не смогу здесь дать тонкие дефиниции. Но то, что суд будет разным -  это точно. Одно дело тем, кто стрелял, другое дело тем, которые подписывали: расстрелять. Сам не стрелял, но подписал, третье те, кто взял под руки повел. Это все разное. Я понимаю ваш вопрос, но я замираю перед ответом: кого как Бог будет судить. Но я уверен, что разная вина у стукачей; у тех, кто подписывал приговоры; у тех, кто бил людей по застенкам;  тех, кто тащил на расстрел; тех, кто стрелял; тех, кто закапывал. У всех у них разная степень вины.

Это очень непростая тема, и мне даже страшно о ней говорить.

Кто как грешил, тот так и накажется. Не знал -  одно, в простоте - другое, осознанно - третье. То есть разное.

Тел. звонок:

- Где в Писании написаны слова Господа: «в чем застану -  в том и сужу»?

-Нет таких слов в Писании. Есть в книге пророка Иезекииля слова о том, что если покаявшийся грешник к Богу обратится, то будет помилован. А если согрешивший  праведник про Бога забудет, значит, будет наказан. Вот такое есть. А в принципе вот такие слова, буквально: в чем застану -  в том и сужу, не ищите в Писании. Их там нет.

Это, скажем так, некое предание. Благочестивый фольклор.

Это от незнания Писания. Златоуст говорил – все грехи от незнания Писания.

Эти слова являются отголоском учения Иезекииля об ответственности за свои грехи.

Тел. звонок:

Два вопроса. Первый: сестра встречается с турком. Сама не очень воцерковлена. Надо ли в это вмешиваться?

- Ну, там где турок, там лучше не лезть, мне кажется. Вдруг там любовь? Вот если любовь там, то уже нужно будет думать. И лучше всего, чтобы, конечно, в идеале,  чтобы турок стал христианином. Но поскольку это очень сложно, то, по крайней мере, чтобы турок не запрещал крестить будущих детей. А то, что наши влюбляются в них - это вопрос открытый. Это понятно. А в кого у нас влюбляться? У нас же нет никого. То есть, их много - наших мало. Но, в  общем, все понятно. Так что турок пусть будет турком.

Тел. звонок:

-Хотела узнать ваше мнение о книге «Лавр» Евгения Водолазкина, если вы читали?

-Хорошая книга, на мой взгляд. Интересная. Водолазкин -  хороший русский современный писатель. Все, что я читал его и о нем, мне нравится. Серьезно.

Конечно, в «Лавре» есть вещи, которые смущают, соблазняют, но мне книга понравилась. Сейчас у нас вся жизнь такая - сплошное смущение и соблазнение. Но в принципе книга хорошая. Я плохого про нее не скажу.

Кто хочет -  читайте.

Тел.  звонок:

-Почему когда была Тайная Вечеря, где Господь научал апостолов совершать это Таинство, перед этим они ели пасхального барашка? А теперь у нас, в православной церкви постятся перед причастием. Почему это так, и когда это стало?

-Ну, смотрите, действительно, можно было причащаться, поевши. Но поскольку народ приходил поесть-попить, они ели-пили , наедались, напивались, то в конце концов, решили вначале принимать еду и питье, а потом евхаристию. Так было вначале. А потом решили сделать так: причастие вначале,  а потом все остальное. В I веке ели-пили до причастия. А потом уже  причащались, праздновали и радовались. Слушали проповедь. Потом решили, что нужно делать наоборот,  в конце I века решили. Сначала причащаемся, а потом всё остальное. Иначе мы объедимся, обопьемся и забудем про причастие. I век  христианской церкви уже ставит вопрос, что раньше: причащаться или есть.

Тел.  звонок:

-Как стяжать кротость?

-Как исправить человека в духе кротости и смирения?

-Вы знаете, вы исправите вообще всех, кто возле вас,  если сами будете в духе кротости и смирения. Стоит только вам научиться кротости у Господа,  вы  вообще всех исправите. Весь мир, все вокруг вас исправятся. Я   без шуток говорю.

Вопрос: как нам научиться быть кроткими и смиренными, чтобы не дергаться, не роптать, не шуметь, не желать зла тем начальникам, которые нас не любят?

 Это серьезный вопрос. Если мы научимся быть кроткими и смиренными, то вокруг нас реально спасутся тысячи людей. Для меня это, конечно, большая задача, потому что я человек дерганый, нервный и плохой. Возле меня никто не спасается. Но я понимаю, я не дурак, причем хорошо понимаю, что если я смирюсь и начну творить волю Божию, то вокруг меня спасутся тысячи. Вот я хотел бы эту мысль, это чувство вам передать. Передай, Господи, это чувство всем, кто слышит меня. То есть я убежден в этом я это чувствую и знаю.

Не сомневаюсь ни секунды, что если я смирюсь перед Богом моим и поклонюсь Богу моему в духе и истине, скажу ему  по-настоящему: прости меня, я Твой , Ты мой и нам с Тобой никуда не разойтись. Я Твой человек, а Ты Господь мой. И мы с Богом соединимся в молитвенном духе, то тогда я смогу помочь спастись очень многим людям. Тогда люди будут припадать к Богу моему, как я припал однажды к Нему. Мне бы, конечно, очень хотелось бы спасти свою бессмертную душу и хотелось  бы, чтобы другие тоже спаслись. Все спаслись. Чтобы народ почувствовал, что есть у нас Господь наш. И чтобы мы припали к Нему и сказали: Господи Боже наш, прости нас, вот мы люди Твои. Мы верим в Тебя, прости нас, прости нас, прости!

Давайте будем веровать и молиться и жить по-Божьему и надеюсь, нас это спасет, и скажет нам Господь: вот ты тоже Мой, входи в Царство Небесное!!! Вот такое хорошее хочется услышать.

Тел.  звонок:

-Может быть какое-то, хоть одно оправдание у православного: например, если он ненавидит человека, воинствующего безбожника?  Кроме своей немощи, может ли быть у него оправдание? И если человек считает себя правым в своей ненависти, то, как ему подходить к Причастию?

А второй вопрос, связанный с этим: ненавидел ли кого-то из людей Христос? Не говорю: гневался, а именно ненавидел ли?

И есть ли у православного преимущество перед безбожником, когда апостол Павел говорил, что нет преимущества?

-Ну, вы знаете, что, у нас с вами нет преимуществ. У нас умноженное требование, с нас спросится больше. Никаких преимуществ.

Что касается первого вопроса, нет, не стоит себе разрешать распаляться ненавистью к кому-то. В особенности, если это человек истории, то есть недальних событий. Вот сегодня живущие рядом могут быть объектом вашей терпимости, любви, молитвы. То есть вы не должны быть молитвенником за всех и вся. Вам не дано это. Злодеи, преступники, убийцы, кровопийцы, наркоманы, развратники,  - они не есть объект ваших молитв, вы не должны молиться за всех. Не должны. Вы должны на литургии молиться Богу за всех и за вся, вне литургии вы должны понимать, что есть такие-сякие, пятые-пятнадцатые и не заставляйте свою душу  бедную, слабую, маленькую душу молиться Богу за всех и за вся. Это не ваша задача, это слишком тяжело для вас. Поэтому терпеть людей нужно, прощать людей нужно, не осуждать людей нужно, но любить всех вообще одинаковой любовью, -  ну, это не ваша мера. Поэтому не лезьте в эти высоты, вы просто там разобьетесь на этой высоте, не нужно.

Поберегите себя. Нужно смиряться, терпеть, жалеть, снисходить, но не терять при этом четкого понимания, что хорошо, что плохо. То есть можно и гомосексуалистов любить: ну, ладно, ну и шут с ними, пусть дурака валяют. Но нужно понимать, что есть смертный грех и правда Божия. То есть не осуждаю, но и не оправдываю. Это очень тяжелое занятие. Посему я вам советую не ставить перед собой задач вселенского масштаба: сейчас я напишу себе правило отношения ко всем. Не надо такого делать. Не судите, не лезьте в чужое, не думайте о том, что вас не касается. И хватит с вас. Вы и так замучаетесь. И так будет жизнь такая, что вы волком будете выть.

Не лезьте в жизнь отчаянных грешников. Не пытайтесь любить всех, вы не Господь. Вы просто грешный, слабый, маленький человек. Всё. Больше ничего.

Я хочу всех любить -  да не надо! Не надо!

Ты просто не лезь и живи своей правильной жизнью.

Тел. звонок:

-Если отчаянным злодеем является твой родной брат, который пакостит не просто где-то кому-то, а своим племянникам? Вот, можно ли как-то за него молиться, нужно ли? И буду ли я, как родная сестра, отвечать за него, если я не тяну? Я чувствую, что мне не по силам.

- Не ваше это дело из болота тащить бегемота. Мы часто уверены, что мы сейчас все перемолим-перевымолим. Да ничего мы не вымолим! Себя самого не можешь вымолить. Поэтому не надо брать на себя то, что не в вашей силе. Если он - злодей, пьянчуга, отсидел, отвисел, не надо вымаливать! Ограждайте себя от них - милицией, законами. «Сейчас  я помолюсь, и он будет хорошим», - да не будет! Он тебе еще и всю кровь выпьет, и ты, не дай Бог, из окна вывалишься. Не надо этого всего. Вы никого не вымолите, кроме себя. И даже себя самих…  Да какие ваши молитвы?!  Только Матерь Божия, спаси меня! Архангел Михаил, помогай мне! Вот и всё! Вы - дистрофики духовные, переставайте брать на себя духовные подвиги и смиряйтесь перед Богом и тем, что мы вошли с вами в последнюю стадию истории человечества. Покаяться и смириться - вот и всё!

2016 г.

http://radonezh.ru/text/pamyat-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-kak-is...