ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ПАФНУТИЯ БОРОВСКОГО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Икона преподобного Пафнутия Боровского

Христос воскресе! Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня в нашей обители большое празднование великого святого преподобного Пафнутия Боровского. Раньше до революции в пределе боковом, где сейчас совершается служба и где сейчас престол в честь преподобного Амвросия Оптинского, здесь до революции был предел Пафнутия Боровского, когда преподобный Амвросия не был еще канонизирован. И вот многие из приезжих об этом, конечно, не знают. А мы, насельники этой обители, очень чтим этого святого. Здесь вблизи обители (вы это, наверное, знаете) находится источник в честь Пафнутия Боровского. И сегодня после окончания поздней Литургии — это где-то в 11:20 будет совершен торжественный Крестный Ход на источник Пафнутия Боровского, где будет совершено водосвятие.

И вот что хочется сказать по поводу нынешнего праздника. Во-первых, мы все знаем, что любовь к святому в первую очередь выражается в его подражании, в подражании его жизни. И вот очень важный и глубокий пример, который преподобный Пафнутий дает каждому из нас — и монаху и мирским людям, это его великое смирение и трудолюбие. В монастырских послушаниях обычно распределение такое, особенно в современных монастырях: кто занимает начальственные должности, у них в силу вот этой начальственной нагруженности не бывает времени и сил трудиться своими руками. Преподобный Пафнутий, будучи игуменом монастыря, то есть самым главным человеком в монастыре, и очень нагруженным вот в этом послушании, надзором над братией, решением каких-то экономических вопросов, бытовых и прочих других вопросов и обстоятельств, преподобный Пафнутий Боровский тем не менее всегда ежедневно трудился своими руками. Причем он выбирал для себя самые такие трудные так называемые черные работы: колоть дрова, убирать какой-то мусор, навоз и дела вот такого порядка.

Почему и для какой цели это делал великий святой? Ну, мы знаем еще целый ряд таких совершенно аналогичных подобных примеров. Вот известный нынешний наш современник великий старец архимандрит Павел Груздев тоже всегда работал. Он даже говорил по поводу праздничных дней, что праздники это для одури; отстоял Литургию — иди работай. Сам он всей своею жизнью подтверждал эти слова. Он постоянно помогал в колхозе близ того прихода, где он служил, помогал принимать новорожденных телят, все время трудился на каких-то сельскохозяйственных работах. У себя в храме он будучи архимандритом — это высшая священническая монашеская должность — он мыл туалеты. Матушка Сепфора (ее память была вчера) говорила сестрам Шамординской обители, которые к ней приезжали, чтобы они обязательно участвовали в общих трудах. Одной сестре она сказала: какое у тебя послушание? Та ответила: я иконописка. И вот она ей сказала, ну разве это послушание, сделала свои обязанности и беги на грядки, пропалывай, трудись, делай все, что делают сестры. Наш великий Оптинский старец преподобный Илларион (мощи его во Владимирском храме находятся справа вторые) он тоже настолько много трудился, благоукрашал скит, что сам скит был похож на преддверие рая. Он поражал всех приходящих своими дивными цветниками. И трудно было поверить, что это труды одного человека, такого духовного старца, который был загружен своими духовническими обязанностями. И он много часов проводил в такого рода работах, возделывая землю.

Это если бы касалось простых людей, но можно сказать: да, просто трудоголики, получают от этого удовольствие. Но духовные люди, тем более прозорливые с великими дарованиями … Вот, например, Павел Груздев: он порой тем людям, которые приходили к нему на исповедь, сам им рассказывал все их грехи. Настолько он был прозорливым. Он мог стоять и ходить голыми ногами по снегу. И это после лагерей, где его там мучили, привязывая, стоя на снегу. Ему Господь дал такой особый дар. И о таких людях нельзя сказать, что они трудятся по пристрастию. Нет. Это в них очень глубокое духовное делание. В чем суть этого духовного делания? Вот в Псалтири есть такие слова: В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца (Пс. 72, 5-6). Вот когда мы с вами уклоняемся от физического труда, от общих работ, взваливая самое трудное на других, это мы проявляем свою гордыню. Вот мол, пусть они делают, а у меня обязанности поважнее. А вот святые показали, что нет. И у настоятеля Пафнутия Боровского были обязанности поважнее, но, тем не менее, он своими руками совершал обычный монашеский причем самый трудный труд. Вот как получается. То есть духовная жизнь она всегда глубокая. Нельзя по-мирскому по-человечески оценивать какие-то внешние или внутренние действия в человеке.

И вот, это нам с вами очень глубокий и яркий пример. Пример того, что мы должны обязательно себя понуждать. Вот мирской человек живет в своей семье. И великое и благое дело, если он на себя возьмет целый ряд каких-то важных обязанностей по дому: мыть полы, например, мыть умывальник, туалет, сходить в магазин, почистить картошку. И не надо стараться возлагать это на мужа. Что касается детей, конечно, здесь необходимо, чтобы они тоже с детства приучались к труду и участвовали во всех работах. Вот детей заставлять можно. А что касается уже взрослых, которые рядом находятся, мы должны не возлагать на них труды, а сами первые подавать пример трудолюбия и смирения. Подчеркиваю: не только трудолюбие, но и смирение. Почему? А потому что когда человек трудится, ведь тут еще очень важны, какие он возделывает в своей душе для этого мысли. Если он считает, вот как советует Игнатий Брянчанинов, что новоначальным послушкам надо трудиться со знанием, что они несут наказание за свои грехи.

Грехов у нас у всех много. Мы каждый день совершаем все эти наши грехи буквально на каждом шагу. И вот если мы будем брать на себя труды и при этом считать, что это нам наказание за то, что вот мы такие грешные, что мы так не духовно живем, сами себя осуждая и наказывая перед Богом. А ведь известно, что кто сам себя осудить, того Бог не осудит. И будет от этого всем нам великая польза. И вообще во всех жизненных обстоятельствах трудиться всегда полезно. Это смиряет сердце человека, это избавляет его от лености. Это полезно даже для самого здоровья. Известны многие примеры, когда старые люди, дожившие до ста с лишним лет, еще и в этом возрасте старались что-то полезное сделать. Не сидели, сложа руки, а где-то похлопочут, где-то что-то помогут, что посильно, то и совершат. Вот мы с вами очень хорошо должны запомнить этот урок.

И вот еще что очень хочется сказать о вот этой современной трудной жизни всех нас. Потому что в миру сейчас как никогда очень много соблазнов. И вот эти соблазны целенаправленно приходят к нам через средства массовой информации. То есть если мы вдумаемся в смысл того, что нам говорят, показывают, что главное, нас приучают к вседозволенности, к своеволию, к эгоизму, гордыне, тщеславию. Нас этому всеми силами учат. И мы, смотря всякие современные фильмы, развращаемся и получаем великий грех и вред душе. Слава Богу, что в монастырях мы здесь фильмы вообще не смотрим и вообще даже не знаем, что сейчас показывают. Но к сожалению по наслышке из исповеди приходится все это знать. И надо стараться всеми силами как можно меньше времени включать наши вот эти вещи: телевизор, компьютер и что-то такое, от чего нам поступает информация не из духовного источника. Потому что понятно, что какой источник, такое и действие воды. Из гнилого источника мы будем отравляться. А если мы вместо того, чтобы смотреть пустые ненужные фильмы и губить драгоценное время, мы лучше почитаем что-то или в храм сходим, или кому-то поможем, или просто хотя бы потрудимся. Куда будет большая польза.

И будем всею душою просить преподобного Пафнутия Боровского, нашего старца Иллариона, Павла Груздева, матушку Сепфору — этих наших современных святых, чтобы они своими молитвами нас с вами укрепляли в трудолюбивой и смиренной жизни. Как пророк Давид говорит: Виждь смирение мое и труд мой, и остави все грехи моя (Пс. 24, 18). Если будем трудиться и молиться о помощи и смиряться друг перед другом и носить тяготы друг друга, а это будет легче, когда будем трудиться, мы с вами обязательно сподобимся большой божественной благодати, как сегодня читали в апостольских посланиях: Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Вот мы обязательно смирившись, конечно не сразу, постепенно в течение многого времени, но мы обязательно приобретем все это. И нельзя забывать, что никакое духовное дело не может стать без помощи Церкви. То есть мы должны обязательно посещать Богослужения, делая это во все положенные для этого дни. Потому что если мы не пойдем на воскресную службу, потому что у нас какие-то житейские заботы нам помешали, и себя этим оправдываем. Однако оправдывая себя или нет, не пойдя на воскресную Литургию, мы лишаемся освящения благодатного, которое подается на службе.

Вот вы сейчас приехали сюда в Оптину на службу ведь не только с целью культурной поездки. Вообще это не самое главное. Вы приехали для того, чтобы получить освящение, освящение своей души. Если кто-то не может это выразить своим языком, то душой это каждый из нас чувствует. Глубоко чувствует, что ради этого мы здесь все находимся. И если лишать себя посещения воскресных служб, если редко ходить на исповедь, причащаться, это значит, что мы уходим от Бога, от благодати. Как сказано в Псалтири: Не восхоте благословения, и удалится от Него (Пс. 108, 17). Мы сами от себя удаляем Божье благословение, а соответственно погружаемся во тьму своих страстей и скверных вредных привычек и пороков. И поэтому ни о какой духовной жизни речи быть не может.

Поэтому будем и настраиваться на трудолюбивую и добрую жизнь, не забывая о том, что Господь сказал: Без Мене не можете творить ничесоже (Ин. 15, 5), и приобретать эту Божью помощь в церкви на Богослужениях, в церковных таинствах исповеди и причащения. И тогда по милости и благодати Божьей Господь нас освятит, очистит и приведет к вечному спасению. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)

14 мая 2016 г.

http://www.optina.ru/sermon/prp_pafnutija_2016/