Память преподобного Исаакия старца Оптинского (Антимонова). Архимандрит Владимир (Милованов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Мы часто слышим, дорогие братья и сестры, эти великие Божественные слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, обращенные к нашим сердцам, чтобы укрепить нас и помочь нам выбрать правильный путь своей жизни. Быть достойными христианского звания не только по имени и по крещению, но по силе, по духу и по Правде Закона Божия.

Правда Закона Божия именно в этом заключается: чтобы мы жили, дорогие братья и сестры, не равнодушно друг к другу, потому что Царство Божие обретается через веру в Бога, но в добродетель ближнему своему. Не возможно, говорит святой апостол Иоанн Богослов: «Если ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего ненавидишь, то ты лжец» (1 Ин. 4, 20). Потому что, не может быть такого, чтобы ты любил Бога. Это ложь! Потому, что если ты имеешь в своем сердце ненависть, ни о каком Боге не может быть и речи, потому что ты имеешь в себе только змеиный яд вместо Бога. Если ты любишь Бога, ты должен сделать все от тебя зависящее. Если ты не можешь физически найти возможность как-то примириться, то хотя бы нужно помолиться за этого человека.

Наша обязанность не быть равнодушными, дорогие братья и сестры, и что в наших силах — в быту, в нашей обстановке, на работе или в пути, в дороге, где это возможно, конечно, соотноситься надо с разумом и обстановкой, потому что бывает (в наши времена особенно, к величайшему сожалению) очень много проходимцев, преступников, опасных людей лукавых, которые могут прикрываться личиной нужды, а по существу могут оказаться волками в овечьей шкуре. Поэтому в наши времена нужно делать насколько возможно всегда добро, но немножко всегда применяя к этому мудрость и осторожность. Я уж дополнительных примеров не буду приводить, их достаточно много на слуху, но самое главное, что делая добро нужно иметь предельную осторожность.

Господь говорит: «Будьте просты как голуби, но мудры, как змии» (Мф. 10, 16). Посмотрите какая мудрость змеи! Казалось бы, такое почти неприменимое сравнение — мудрость змеи. Пресмыкающиеся, в чем их мудрость, дорогие братья и сестры? Это предельная осторожность! В мире существует несколько десятков тысяч видов змей и только один вид нападает на человека, либо на движущийся предмет, либо на животных, все остальные нападают только из страха нападения на них, т. е. это предельно осторожная мудрость.

Преподобный Амвросий, старец оптинский объясняет, что значит мудрость змеи: он говорит, что нужно брать от змеи какой пример? Что как весной они каждый год, проходя сквозь узкие места под корнями, среди камней, снимают с себя, сдирают старую прошлогоднюю кожу. Так это нам, преподобный Амвросий говорит, дана премудрость для того, чтобы мы так свою ветхозаветную привычку — привычку грешить — также ежегодно, ежечасно, ежедневно с себя через покаяние, молитвы с себя сдирали подобно этому.

И другая мудрость, опять же, всегда-всегда крайняя осторожность. Простота, искренность души, как у голубей, а мудрость, осторожность, как у змей. Поэтому епископский жезл напоминает об этом — о крайней мудрости и осторожности. И даже образ самого Спасителя, вознесенный Моисеем в пустыне: Господь повелел сделать Моисею из змея, который был распят на высоком древе. Это был прообраз Крестного Распятия Христа. И всякий, взирающий на это Распятие, не умирал от укусов змеи в пустыне. Сораспятие со Христом, изменение своей природы по образу и действию самого Бога. Где это действие открывается? В Святых Христовых заповедях!

Сегодня вы слышали как один из предметов пояснения этого вопроса, вы сегодня слышали за Богослужением Евангельское чтение, где говорилось, что один должник пришел к заимодавцу и, не имея возможность отдать долг, стал умолять заимодавца, чтобы он простил долг. И, представляете, этот заимодавец, который дал денег, причем огромнейшую по тем временам сумму, колоссальную — десять тысяч талантов, причем, это вес чистого серебра! И, вот, настолько был этот заимодавец милосерден, что, не взирая на то, что этот должник долгое время деньги не отдавал, он не только ему отсрочил время возвращения долга, а он сказал: «Я тебе прощаю». Какое счастье, да?

Показана сила человеческой души, видя, что человек действительно имеет нужду, что он не проходимец, он не лукавый. Хотя, к сожалению, впоследствии оказалось, что он лукавый человек. Лукавый не потому, что он не искренне просил прощение, а то, что дальше произошло: этот должник пошел домой и по пути встретил своего соседа-должника, который ему был всего должен 100 динариев — минимальнейшую сумму. И что? Он схватил этого должника-соседа и стал его душить: «Отдай мои деньги». Тот упал на колени и говорит: «Прости меня, повремени, я тебе все верну», а что он делает? Поступает так, как ему простил заимодавец? Нет. Он вызывает наряд охраны и этого бедного человека еще посадили в тюрьму за неуплату долга (Мф. 18, 23 — 30).

Вот удивительное смирение этого невинного обвиненного, посаженного в тюрьму, человека: он не стал его не клясть, ни зла ему желать. Видно, что по всему внутреннему настроению он молился. Так друзья этого невинного обвиненного пошли к этому господину-заимодавцу и рассказали, что произошло, какая ужасающая история: «Вот, ты колоссальную сумму простил этому человеку неблагодарному, а этот человек как поступил — за минимальнейшую сумму не только не простил человека другого, своего брата, а еще его в тюрьму посадил».

Так, заимодавец и господин вызвал этого бывшего должника и говорит: «Раб лукавый, почему ты не поступил, как я поступил? Я же тебе такой большой долг простил! И, чтобы тебе впредь было как урок, посадите его в темницу, а того освободите. И он не выйдет оттуда, из этой темницы, до тех пор, пока не вернет последнюю, самую мелкую монету». Но, святоотеческое толкование, дорогие братья и сестры, страшные вещи говорит, толкуя это место, что «как он может отдать долг, находясь в аду? Он его никогда не отдаст».

Вот, с какими мы вещами, дорогие братья и сестры, в этом мире оперируем — вопросы вечной жизни, мы уже вечные, дорогие братья и сестры. Что сатана пытается всю историю человечества украсть у человека — это вечную жизнь — и он внушает, постоянно убеждает, что мы временные, мы очередная формация текущей природы, мы ошибка природы, мы через пол миллиарда лет мы будем с ушами там, с рогами, чем угодно...

Как у академика Павлова, нашего знаменитого академика, спросили о вере в Бога, так он сказал: «Друзья, посмотрите на свой палец и подумайте, как он смог себя сам произвести! Вы посмотрите, какие размеры имеет земля и вселенная, посмотрите, звезда Альфа Центавра: если лететь по орбите этой звезды, потребуется 80 тысяч лет на реактивном самолете». А вселенную кто измерил? Вот, ночью, может кто-то поднимает голову, это надо обязательно — поднимать голову, чтобы отгонять от себя сатанинскую блажь, что этот мир сам себя создал.

Какая фантастическая красота! Нельзя сказать — это машина. Не хорошее слово, мертвое, поганое слово — машина. А посмотрите, какое живое творение даже в неживой природе, создать такие космические объекты, такие космические пространства — в нашей только галактике 100 млн звезд, 100 млн звезд, такие как солнце! А это же, посмотрите, какая химическая реакция. А какое чудо — ваши дети! И мы тоже с вами родились и будущие поколения и начиная от Адама и Евы. Что может быть чудеснее? Ладно там космос, ладно красота и совершенство природы, на своих детей посмотрите! Это что? Какая безмерная красота и совершенство Божие всего лишь от одного эмбриона, от одного! От одного семени рождается тот, ради которого Бог стал человеком.

И посмотрите, Бог осветил этот путь, благословил и возвысил в состояние Славы Божества. Он девять месяцев обитал в Девственной Утробе, родился, не нарушив печати девства, кормился материнским молоком. Посмотрите, как прославил наш путь, вроде бы, это путь наказания, потому что в муках рождаются дети, но Матерь Божия родила в Славе Спасителя, потому что, как Архангелом Гавриилом было возвещено Пресвятой Богородице: «Сила Вышняго осенит тя, тем же и рождаемое свято...» (Лк. 1, 35). Т. е. это сверхъестественное действие Самого Бога. Бог может все! И не удивляйтесь, потому что и изначально рождение у Адама и Евы было бы бестелесное. Это не я говорю, это святитель Иоанн Златоуст говорит.

До грехопадения это было возможно, как Бог из ничего создал Адама, так и из ребра создал Еву, и поэтому, создавать новое человечество можно было, минуя естественные природные следствия любви, но видите, вследствие грехопадения, это совершилось. Но Богу все возможно, дорогие братья и сестры, и поэтому не удивительно, опять же Иоанн Златоуст говорит — величайший отец церковный, какая в нем простота, безмерная мудрость, — он говорит: «Что проще: создать из небытия Адама, первого человека, либо родить Деве?». Что сложнее? По-моему, создать человека.

Поэтому не удивляйтесь, тем более, что сейчас наша плоть изменилась. Плоть Адама и Евы была другая: она была не болезненная и почти вечная, бессмертная и поэтому рождение первичное, до грехопадения, оно было безболезненное. А так, как вот 3 глава 21 стих: «Дал кожаны ризы» (Быт. 3, 21). Господь изменил биологию — духовное тело превратил в мясо, и, поэтому мясо и рвется с кровью, со слезами и болью. Вот, равносильно вода — совершеннейшая структура, — такое состояние на подобие, только не в прямом смысле, на подобие, наше состояние льда — та же самая вода, но она каменная. Поэтому с болью мы живем, с болью проживаем жизнь и умираем со слезами. Так Бог не творил, это следствие грехопадения.

Поэтому благодарной душе, благодарному человеку как легко жить, дорогие братья и сестры. Вот вы домой пришли, если вы любящие люди, ну как не радоваться — какое чудо жизнь! То, что мы не одни! Вот мы друг друга видим... Мы настолько уже расхулиганились, что так мы в обществе живем и думаем, так должно быть всегда. А это Дар Божий. Господь же создал не просто нас, единственного и каждого неповторимого, но мы Богом созданы еще как одно тело, один организм, одна семья, один род. И поэтому, какое счастье видеть друг друга. Вот вы домой приходите, какое счастье быть не одинокими. А самое страшное, что может быть? Это не мои слова, это Макарию Великому было открыто. Находясь в аду, пока сейчас до страшного суда, преподобный Макарий спрашивает у умершего жреца языческого: «Есть ли у вас утешение?» Он говорит: «Есть — когда вы за нас молитесь, Господь нам открывает, и мы видим друг друга и для нас это радость!». Там даже!

А что мы творим сейчас на земле? Вот, вот, вот, не дай Бог, кто-нибудь проглотит или перекусит друг друга. Это сатана, конечно. Но нужно разумевать, себя останавливать, бегом бежать на исповедь, исправлять свою жизнь и молиться друг за друга. Даже, если кто-то не верит... Попробуйте. Не веря, помолитесь: почитайте либо канон каждый день, либо акафист, — на выбор. И вы увидите, что Бог нас слышит, даже неверующих. Почему? Потому, что мы Его родные дети.

Пока мы живы, Он все может исправить, только попросите. А молитва — это просьба. Вот вы дома занимаетесь своим хозяйством, пока ваш ребенок не кричит, вы спокойны. Даже пословица русская есть: дитя не плачет, мать не разумеет. Не потому что не любит ребенка, а потому что сигнала не поступило. Так, сигнал этот и есть молитва. Что мы в храм собираемся, не для того, что какой-то внешний, под галочку, отчет идет, что мы пришли, отчитались.

Нет, дорогие братья и сестры, мы приходим в дом родного Отца! Роднее Отца не существует! Он единственный наш Отец, всех! И мы приходим через молитву, как можем, даже своими словами молитесь, и Он себя откроет: наш ум, наше сердце начинает его лично узнавать. Потому, что Он не изобразим — Он ни цвета, ни формы не имеет Бог, но наш ум, наше сердце Его узнает. Как узнает? Наподобие так, представьте себе, я всегда этот пример привожу, когда человек многие годы не видит родного человека — мать, отца, жену — вдруг такая командировка многолетняя была. И вдруг, он идет по улице и случайно встречает этого любимого человека! Лет 10, 20 он его не видел. Что происходит? Вы хватаете этого человека никакой язык, это все уже другое, все уже прошедшее, это все мясо, это все не то. Ваше сердце полностью и сердце вашего ближнего...

Вот она жизнь будущего века. Вот так наша душа узнает Бога. Это не фантазии, дорогие братья и сестры, Живой Бог, Живая Вера, Он Себя открывает! Он Живой, дорогие братья и сестры. Только нужно знать правильно как к нему обращаться. А правильно — это молиться, даже будучи недостойными. Попробуйте. Как бы мы не грешили, даже не веря, совершенно не веря.

В Евангелие мы имеем пример. Апостолы не могли исцелить бесноватого ребенка, настолько страшный довлел грех над этим человеком, преступление. И что Господь говорит? «Веришь ли сколько-нибудь?» Он честно говорит: «Не верю, но Ты помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Ну как, ребенок к вам подходит и просит кушать, «папа помоги мне сделать то, мама помоги мне...» Неужели вы его отвергаете? Да вы все дела свои бросаете, потому что дороже детей быть не может. А Он то всех нас родил Словом Истины, говорит апостол Павел. Не просто, мы не куклы, мы его родные дети, кровные дети.

Причащаясь Тела и Крови Христа мы в прямом смысле слова с ним соединяемся. Кровное родство. Какая сила, вера, благодать! Ни одна вера этого не дает, ни одна религия. Все религии говорят о Боге, а здесь Он приходит и Себя дает в явное свидетельство, в живую: «примите, ядите» (Мф. 26, 26).

Так вот это было не только будущее насыщение вечной жизни, Он и здесь в молитве насыщения, дорогие братья и сестры. И поэтому добродетель, любая, даже кусок хлеба, что-нибудь, если вы кому то дали от души, это поверьте, закладка фундамента спасения не только вам, а вашим детям и внукам. Посмотрите, что предыдущие наши поколения, совершили многие ошибки, но с другой стороны, то, что мы сейчас здесь в храме, то, что мы еще живы и наше государство живет и побеждает — это чудо сверхъестественное после тех катастроф, которые пережил наш народ. Почему? Потому что заложили фундамент праведности.

Сегодня наша святая обитель празднует память преподобного богоносного отца нашего Исаакия Антимонова старшего или первого. Он же из купеческой семьи — крупнейший купец Курска! И таких примеров среди русских святых масса, я уж не буду перечислять. Будучи крупнейшими купцами, первой гильдии, люди не только не грешили, а представляете, сколько в их родстве за их милосердие и щедрость! Это никогда не афишировалось. Это свойство православной, христианской, благоговейной души. Как Господь говорит: «Когда ты даешь милостыню, твоя рука правая не должна знать, что делает левая» (Мф. 6, 3) — тайно, только перед Богом, ради Бога мы делаем.

И вот, вам, пожалуйста, свидетельства: в их же семье преподобный Исаакий и его родной брат Михаил — и монахи и святые. И это не только пример одной семьи. Это как надо жить было в простоте и искренности: имея богатые обороты, имея огромны деньги, никогда люди не зажимались. Поэтому то, что мы сейчас с вами здесь стоим, поверьте, их слезы, труды и молитвы, невероятный фундамент. Как Господь говорит: «Не собирают с колючки инжира и не собирают винограда с крапивы». Т. е. какой корень, такой и отросток. Вот, дорогие братья и сестры, вот, схватите этот момент, даже не веря. Опять же для многих неверующих это говорю: Вы не верите, но вы сделайте и вы увидите чудеса. Бог, вы увидите, что Он слышит вас и помогает вам. А потом вы не сможете удержаться от встреч с Ним, благодарности и любви. Не только за жизнь, которую мы имеем даром, мы же пальцем не пошевелили, нас родили и мы, посмотрите, всю вселенную получили. И это же наследие, дорогие братья и сестры, всем нам. Кто вселенную, никто вселенную не измерил. Но, посмотрите, столько миллиардов людей, хватит ли всем места? Ну, каждому по вселенной, нормально? И сам Господь Он просто кротко говорит: «у Отца моего обители мнози суть» (Ин. 14, 2). Не беспокойтесь, Он уже давно всем, каждому из вас и всем родам, всем народам приготовил. Потому что Он Отец Живой.

Поэтому, дорогие братья и сестры, вот это — несокрушимый фундамент. Верите или не верите, но делая добро, вы становитесь живым древом, благостным, благоносным, благоплодным, которое, как живая яблоня, посмотрите, она не просто тень дает, она не просто утешение дает, она кормилица. Посмотрите, сколько благородных деревьев. Почему их любят? Не только за красоту, а за то, сколько пользы от них, во многих случаях мы даже ничего не делаем, Господь даром нас кормит каждый день, дорогие братья и сестры.

Вот и ваша сила будет в этом заключаться, если вы, даже не веря, будете совершать добро. Вы будете вот этим благодатным славным древом, который не только себя и свою семью накормил, а видите, поколения проходят... 70 лет тому назад уничтожали всех и все, все сровняли с землей, думали, что русский народ исчезнет как таковой, но вопли, молитвы и труды наших дедушек, бабушек и прабабушек, вот вам результат — несокрушимая стена! И то, что нас ненавидят, а ненавидят за что? Потому что мы есть, нет проще и искреннее нашего народа. Ни один народ на земле..., нет таких народов, как мы. И поэтому, даже неверующие люди, они очень близки к Богу. Потому что где Бог, там и обязательно скорби. Это Сам Господь предупредил, что «Меня гнали и вас будут гнать (Ин. 15, 20); но мужайтесь: Я победил мир» зла (Ин. 16, 33).

Помоги Господи, дорогие братья и сестры. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Исаакия, старца оптинского, молитвами всех старцев оптинских, всех русских святых земли российской, просиявших и всех святых укрепит нас в православной вере, в правоте, в правде, в милосердии и кротости, которое нам даст право и надежду на не просто вечную жизнь, а на то, чтобы быть действительно в Благодати детьми Божьими. Аминь.

4 сентября 2016 г.

http://www.optina.ru/sermon/ned11_po_pjatid_2016/