ПАМЯТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ"
Сегодня благодать Святаго Духа нас собрала, чтобы чествовать явление иконы Божьей Матери Знамение.
Этот праздник очень чтили на святой Руси, потому что Матерь Божия явилась Заступницей всей нашей русской земли. Она, можно так сказать, воспитывала русских людей лично. Сама Она являет нам образ бесконечной, недомыслимой щедрости Божьей. Мало того, что Бог не пощадил Сына Своего, но отдал Его для нашего спасения, для нашего возрождения, для нашего освящения, для нашей вечной жизни, Он, из недра человеческого, воспитал Себе Мать, Которую Церковь Духом Святым называет Всесвятой. Мы не знаем, когда Она крестилась, когда причащалась, когда Она была лишена обычного для всех людей давления первородного греха. Духом Святым Она была создана в поколениях людей. Она вышла из недр человечества как самый высший воспитательный цветок, для того чтобы мы с вами ободрились.
Бог велик, недостижим, недомыслим. Мы же с вами знаем, как мы слабы, как мы не верны, как мы суетны, страшливы, боязливы, нечестивы, хотя и называемся христианами. Вот Всесвятая Матерь Божия осталась с родом человеческим почти неисходно, хотя Она и превыше всех небес. Но Господь отдал Ей такую святую близость к роду человеческому, что Она постоянно с нами. Она постоянно являет силу Своего Сына Божия через Себя, соуправляет миром и совоспитывает нас.
Русские люди чувствуют на себе не только Ее заступление, не только помощь, но и особую теплоту Ее присутствия. Да прежде всего Русь назвала себя домом Божьей Матери, а потом Святой Русью. И это было не самохвальство, и даже не дерзновение. Это была дань любви и признательности к тому, что нас пасет Христос не жезлом железным, а вот этой милостью, блаженным участием в нашей жизни Матери Божьей. Матерь Божия Всесвятая, и требует от нас терпения Господня, без чего не бывает подвига. Без подвига же не бывает той святости, которая требуется человеку, для того чтобы войти в Царство Небесное, ради которого мы здесь и живем и существуем и боремся, ибо сказано: ничто нечистое не войдет в Царство Небесное.
И вот этот образ Матери Божьей, который можно видеть с правой стороны нашего алтаря на иконостасе, он явлен с поднятыми руками и с таинством Богомужнего присутствия Сына Ее во чреве. Матерь Божия представлена с такими возносящимися руками, с открытыми руками, что в древности означало чистоту намерений, непорочность и отсутствие двоедушия всякого. То есть это простота во Христе, о которой умолял апостол Павел нас всех сохранять, возбуждать в себе этот чистый смысл, была в совершенстве дана Матери Божьей. И Она представлена нам вот так, как доверяющая от лица Божия нам, которые доверились нашему Богу. И эта чистота и открытость и есть знак нашей сыновности Богу. «Богу же мы открыты», – говорит святой апостол Павел.
И нашу совесть мы не должны никогда затемнять, никогда не должны быть суетны, двоедушны, человекоугодниками, не забывать того, что Господь нас долго терпит, но никогда не потерпит нашего скольжения такого, нашего лукавства, нашего двоедушия. И вот эта чистота, она не только в наших деяниях, но и в нашем сердце. Мы тоже должны быть богоносцами, тоже должны, как Матерь Божия, непорочного младенца, нашего хранителя, ангела, даже так можно сказать, посланного через непорочную Жену Матерь Божию нам, Которая в нас стала нашим сердцем. Это нельзя терять, это надо в себе возогревать богомыслием, молчаливым вниманием, абсолютным закрытием себя от того, что не Бог. На человека пока он в земных условиях действуют, как известно, многие силы. Там человеческого мало – говорят святые. Или там ангел-хранитель, который дан нам при крещении, и он нас учит всему. Он нас овеет вот этим Духом Божьим и нас поднимает, нас защищает невидимо. Или дух лукавый, который нас рассеивает, оглупляет, отрывает нас от нашего сердечного центра, чтобы мы его потеряли, перестали следить за своим сердцем и увлеклись какими-то фокусами, которые он нам посылает. Или это что-то яркое, как в рекламе вспышка. И становится интересно: что там такое новенькое? Или это страхи, какие-то внезапности, или это просто давление наглое на сердце, которое нас выбивает из нашего святого ядра.
Так вот мы должны распознавать на подходе, говорят святые отцы, вот это наше впечатление извне, это помыслы: откуда они? Распознавать, еще не зная даже их содержания. Мы часто этого какого-то сообщения извне не можем и уразуметь. Так вот мы сердцем должны по какому-то дыханию, по аромату знать, Божье ли это или нет. И только это нам нужно знать. Если это не Божие, если там нет кротости, если там нет доверия к нам, долготерпения, если там нет чувства святой свободы, которой нас Господь обволакивает и которой нас Господь содержит («К свободе призваны вы, братья») и если это значит не Божье, то все остальное не должно быть нами воспринято. Мы не должны никакого внимания, никакого интереса проявить к этому. Иначе нашими же предательскими руками, прорывается внутрь помысл и начинает там разбойные действия и потом сделает нас еще и виновными. Во всяком случае, мы приходим растерянные, подавленные и расстроенные к нашему Богу и Спасителю.
Так вот Матерь Божия Знамение этим своим обликом требует от нас внимания, непрерывного бодрствования над своим сердцем и всесвятого служения, как и Она, Всесвятому Богу, ибо мы такие же. Заповедь, с которой мы приходим к Богу, и которая еще в Ветхом Завете была сказана, звучит так. Она: «Будьте святы, ибо Я свят».
Будем же мы, братья и сестры дорогие, в день памяти явления иконы Божьей Матери Знамение, достойны Ее величия, достойны Ее внимания, достойны Ее ходатайства за нас. И укрепимся духом, возрадуемся тем, что мы имеем эту благую часть в себе. Будем эту благую часть в себе возогревать и будем воинствовать против всех тех, кто по суете своей пытается нас оторвать от нашего Всесвятаго Бога и Господа Иисуса Христа. Аминь.
Протоиерей Алексей (Сысоев)
http://optina-msk.ru/vse-sobytiya/2012-pamyat-ikony-bozhiej-materi-znamenie
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии