ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЁВР. Сергей Худиев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Продолжающиеся разговоры об обращении Рады к Константинополю с просьбой о легализации филаретовского раскола выдают определенный тип парадоксального патриотизма — то есть такого, который делает все, чтобы разрушить ту самую родину, именем которой клянется.

Ничего специфически украинского в таком типе мышления нет — у нас на полном серьезе обсуждают идею оставить русских больных без западных лекарств, чтобы нанести ущерб фармацевтическим компаниям США и их союзников. Возможно, какой-то ущерб западные фармацевты и понесут — но Россия понесет ущерб гораздо больший, в частности из-за того, что множество до того совершенно аполитичных граждан, по больным родственникам которых это ударит, сильно озлобятся против власти — мысль, сколь очевидная, столь и сложная для восприятия некоторых государственных мужей. Впрочем, у нас эта инициатива имеет все шансы завязнуть — и уже, кажется, вязнет, люди здравомыслящие у нас во властных структурах тоже, слава Богу, есть.

Но само патриотическое рвение выколоть себе глаз, чтобы у тещи зять был кривой, безусловно, присутствует в политическом мышлении обеих стран. Только для Украины — в силу причин, о которых мы еще поговорим — оно является гораздо более заметным.

Как открыто говорят инициаторы обращения к Константинополю, они исходят не из религиозных, а из чисто политических соображений. Аргументация, которую выдвигают про-властные публицисты, тоже не имеет отношения, к, собственно, вере в Бога. Как, например, пишет Виктор Трегубов, «Верите ли вы в Бога или нет, но это объективная геополитическая победа. Заявка не только на укрепление украинской независимости, но и на изменение баланса влияния во всём мировом православии с перспективой отхода РПЦ с первого даже не на второе, а на третье место по численности и влиянию — после румын. А значит, руки Кремля станут резко короче, а его мягкая сила, одна из основ его «неофициальной дипломатии», — резко ниже. И в религиозном плане из сильного глобального игрока он сползёт в пухленького регионального. Такие победы даются раз на много поколений, так что тут действительно может быть повод для восхищения».

То есть все, чего автор ожидает от (гипотетического) признания раскола — это падение влияния Московского Патриархата и его веса в православном мире. Этот прогноз не учитывает того, что Патриарх Константинопольский — не Папа Римский. Он один из Патриархов, влияние которого связано с глубокой историей — Константинополь был столицей Восточной Римской Империи, Вторым Римом. Патриарх столицы православной Империи естественно воспринимался как фигура, выделяющаяся в ряду православных Патриархов.

Восточная Римская Империя до сих пор занимает особое место в православном сознании — но, увы, как государства ее уже очень давно не существует. Патриарх Константинопольский живет под властью неправославной Турции, его паства рассеяна по разным странам. Ожидать, что другие православные Патриархи просто безропотно покорятся его решению (опять-таки, в крайне гипотетическом случае, если оно будет принято) нет оснований.

А для всех остальных Патриархов признание раскола в одной из поместных Церквей будет крайне неприятным решением — у них самих есть расколы, существующие или потенциальные, и создание Константинополем примера легализации такого раскола задним числом будет встречено в штыки. Получить согласие остальных православных Патриархов на признание филаретовцев будет невозможно, легализовать раскол без их согласия — значит вызвать острый конфликт внутри православного мира, потери, которые понесет Константинополь, будут существенны — и непонятно, зачем бы ему их нести. Из глубокой любви к Бандере и Шухевичу? Не уверен, что Патриарх Варфоломей знает, кто это такие.

Но — вообразим — что у Порошенко все получилось, «Киевский Патриархат» сливается с УАПЦ и получает признание от Константинополя. Каковы будут результаты?

Как подробно обьясняет депутат Рады Андрей Деркач, «Это приведет к тому, что «посыплются» приходы традиционных церквей в Украине. Это будет сопровождаться скандалами, распрями, конфликтами… Если же предоставление автокефалии ныне существующим УПЦ и УПЦ КП состоится, она будет поддержана лишь несколькими Патриархатами с одной стороны и несколькими – с другой. Это несомненно приведет к окончательному разрыву в семье Православных церквей всего мира. Получим раскол в Православии на почве «украинской темы»… В случае автокефалии, существует риск перераспределения церковного имущества, находящегося на балансе пенитенциарной системы, больниц, воинских частей, коммунальных организаций. И это накроет конфликтами всю страну и только разделит украинцев».

В самом деле, вот есть множество вполне лояльных граждан, которым говорят — Его Величество создает новую церковную структуру, под которую вы все должны пойти, иначе вы предатели нации. Патриотические громилы, отбирающие церковные здания у их общин, еще более активизируются. Людей жестко поставят перед выбором между лояльностью их церковной общине и лояльностью государству. А вера — это не та область, где шантаж хорошо работает. Вернее, это та область работает с точностью до наоборот.

Конечно, будучи людьми религиозно индифферентными, политики не понимают психологии верующих людей. Для верующего его вера — абсолютная ценность; если ставить его перед выбором между верой и чем бы то ни было еще, он выберет веру.

Сама ситуация, когда иноверцы, атеисты, и другие внешние по отношению к Церкви люди указывают, как должна быть устроена Церковь, и добиваются в ней каких-то перемен, глубоко скандальна и отвратительна для всякого человека, который верит в Церковь как Божие установление. Не дело Порошенко, иди депутатов Рады, или Путина, или Трампа, или кого бы то ни было еще распоряжаться в доме Божием.

Поэтому у многих верующих людей, которые были вполне лояльны властям, это вызовет резкое отторжение. Как отмечает тот же Андрей Деркач, «Задача власти – сшивать Украину, а не раскалывать»

В самом деле, в условиях конфликта представляется самоочевидным умножать число союзников и не умножать число врагов, не сеять смуту и конфликты среди своих, привлекать людей на свою сторону — а не настраивать их против себя.

Почему украинские власти — и украинские патриоты — поступают ровно наоборот? Почему они стремятся усилить смуту и настроить против себя даже тех людей, которые могли бы быть их сторонниками?

Здесь можно отметить два фактора. Один работает на до-сознательном, чисто инстинктивном уровне. В условиях гражданского конфликта человек испытывает потребность обезопасить себя — а для этого всячески подчеркивать свою лояльность. «Я не сепар! Сепар — не я! Не бейте меня! Бейте вот его!». Нельзя сказать, чтобы человек глубоко задумывался — «Как бы мне застраховаться от неприятностей? Изображу-ка я такого патриота, что дым из ушей!». Нет, это срабатывает на уровне инстинкта — человек приспосабливается к среде, и часть этого приспособления — подавление любых сомнений. Так заложники искренне верят в правое дело террористов, а подданные тираний — в чрезвычайную мудрость и доброту вождей.

Это порождает супербдительность, когда человек больше всего на свете боится быть заподозренным в миролюбии и снисходительности к врагам. Он ищет и разоблачает врагов — даже там, где их не было. Конечно, это только усиливает гражданскую смуту, и вредит стране в целом. Но человек не думает о проблемах страны — он решает свои проблемы.

Это же мешает одернуть самые глупые, вредные и нелепые поступки, если только они совершаются под флагом патриотизма. Что заставляет патриотов писать в своих блогах, что «2 мая герои спасли Одессу от Мордора»? Нет, вовсе не крайняя бесчеловечность, как о них часто думают. Напротив, такое простое человеческое качество, как страх. Панический ужас показаться недостаточно патриотичным. За нападками на Церковь стоит все тот же ужас — «Не бейте меня! Бейте вот их! Я патриот! Предатели — вот они!»

Второй фактор вполне сознателен. «Революция достоинства» привела к несомненному и тяжелому ухудшению жизни людей, и это ухудшение продолжается. МФВ требует повысить еще цену на газ для населения, Госдеп поддерживает это требование. Как сказал старинный европейский поэт, «Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, необогретым!.. Чтоб крестьяне не жирели, чтоб лишения терпели,- Надобно из года в год всех держать их в черном теле».

Чтобы как-то контролировать и перенаправлять недовольство, нужно создавать отвлекающие поводы — пусть люди ненавидят друг друга по самым разным причинам, пусть находят каких угодно козлов отпущения, пусть увлекаются каким угодно несбыточными проектами.

Независимо от реакции Константинополя, в качестве дымовой завесы борьба за «Единую Поместную Церковь» отлично работает. А большего от нее и не требуется.

Церковь пережила очень много политических режимов — большевики были намного, намного сильнее и свирепее порошенковцев. Где теперь большевики? И где — через не слишком долгое время — будут нынешние теснители Церкви? Как говорит псалмопевец, «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» (Пс.36:35,36).

Источник: Радонеж