Ответы на вопросы о воспитании мужчины. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

— Здравствуйте. Христос Воскресе! Раба Божия Вера. Дело в том, что у меня три внучки было и две дочери, и я всё девчонок растила, а тут у меня внук родился, ему уже четыре года. У меня давно возник вопрос: что бы вы посоветовали, какие качества мужские вы считаете самыми главными, и что можно почитать в Священном Писании на тему воспитания мальчиков? Будьте добры.

— Святое Писание о воспитании мальчиков ничего не говорит. Какие качества нужны мужчине? Это вопрос естественного отбора, и он достаточно хорошо прояснён в истории любой большой цивилизации. От мужчины требуется: постоянство, терпение, немногословность,  рассудительность, ответственность, верность и прочее. Для того, чтобы воспитать хорошего мужчину, вы можете читать, что об этом говорили древние греки, древние китайцы, древние римляне: всё, что языческий мир сказал о мужчине — это всё действует, работает и сохраняет свою актуальность. Христиане ничего специально о мужчинах не говорили. Христиане, распространяясь в пределах Римской империи, вполне спокойно и законно довольствовались учением о мужестве, которое досталось им от римского мира, от античного мира. Мужество, немногословность, — повторяю, — строгость, терпение жизненных невзгод, ответственность за жену, детей и порученное дело, постоянство, упражнение ума, сдержанность в желаниях. Вот есть такое понятие — «благородный муж» (vir bonus): благородный муж вечно учится, благородный муж терпит боль, благородный муж не плачет на людях, благородный муж отвечает за тех, кто под его рукой. Т.е. учение о воспитании мальчиков хранится не в сокровищницах Новозаветного Откровения, а оно выработано до этого, ещё во времена, предшествующие пришествию в мир Христа Спасителя. Вот так нужно на это смотреть, и отсюда «плясать». Мальчик должен быть силён, умён, терпелив, неболтлив, целомудрен, ответственен, храбр, трудолюбив. Вот это и воспитывайте.

— Христос Воскресе! Отец Андрей, здравствуйте, раб Божий Аркадий. У меня к вам решительный вопрос, надеюсь на решительный ответ. Я отец сына четырнадцати с половиной лет. Я считаю — умный, крепко развитый, только, к сожалению, у него сложился такой стереотип, что жить надо урывая, не вкладываясь. Вот просто, весь свой ресурс могучий, Богом данный — на махинации, манипуляции. Я, наверное, родитель неправильный: и крик был и стук был. А сейчас уже взрослый, и поэтому я не считаю, что должен ставить рамки, но я мыслю так, что всё-таки берега у бурной реки должны быть крепкие. Вот есть такое наше православное понятие: на добро ответь добром, на зло ответь добром. На эту же тему есть другое изречение: на добро — добром, на зло — по справедливости. Ваше мнение: справедливость или милосердие? Как быть?

— Ну вы не можете устраниться от сына, вы будете переживать о своём ребёнке, потому что ребёнок — это не пиджак и не ботинки, которые, кстати, тоже жалко. Шутки шутками — даже вещи жалко, но ребёнок — это не вещь, это дитё. Поэтому если дитё идёт не туда, то мы сдерживаем его; если оно вырывается и сдерживать невозможно, — мы не можем его сдержать, оно идёт туда, куда хочет, — то мы говорим ему, как в притче о блудном сыне: «Сынок, я жду тебя. Иди куда хочешь, но помни, что за тебя молятся и тебя любят, и ты пошёл не туда». Поэтому пока можете сдерживать — сдерживайте, а если уже сдержать нельзя, — он уже пошёл туда, куда вы видите, что нельзя идти, а уже нельзя сдержать, — то нужно вступить в роль этого доброго отца из притчи о блудном сыне: выглядывать на дорогу, ждать его возвращения и молиться о нём Богу постоянно, чтобы он до конца не погиб. Я понимаю, что это очень действующая на сознание человека парадигма такая, она впитывается людьми из воздуха: что ничего не делать и всё иметь; на махинациях, на шахер-махере получить сверхприбыли. Я понимаю вас прекрасно. Ну что же, мы не сможем сдержать их, мы будем говорить им, убеждать их, кричать на них, иногда даже брать их за шиворот и трясти их, но потом, на каком-то этапе мы уже не можем их трясти — они уже вышли из возраста трясения. Ты продолжаешь просить, молиться Богу, а он уходит в другую сторону, а ты продолжаешь просить, и потом он хлебает этой забортной воды, понимая, что вода эта вовсе не сладкая, а горькая: морская, забортная, солёная — и возвращается обратно, и слава Богу! «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Такая парадигма процессов зашита в историю человечества, к сожалению: нужно уйти, чтобы вернуться; пока не уйдёшь, не поймёшь, что ты потерял; пока не потеряешь, не поймёшь тоже, какова цена того, что ты не оценил вовремя. Поэтому желаю вашему сыну вразумиться как можно быстрее, с меньшими потерями. Вам желаю увидать своего сына, ходящего в истине, потому что нету больше радости для отца и матери, нежели видеть своих детей, ходящих в истине. Так говорит Иоанн Богослов.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-24-04-2015-21-00-protoierey-andr...