Ответ "этим"
Отвечать на каждое обостренннее (особенно -осеннее) миссиофобко-расакольнической диареи Можегова и ему подобных- много чести. Лучший ответ- тексты о том, чего же мы действительно хотим. Поэтому републикую свою прошлогоднюю статью.
Православное сообщество эпохи Дмитрия Медведева
12.03.2008
Владимир Путин провозгласил "инновационный" период в развитии России, переход от эпохи стабилизации к эпохе развития. Эпохе модернизации на основе традиции, перехода от сырьевой к высокотехнологической конкурентноспособной экономике. Осуществлять национальную модернизацию поручено преемнику нынешнего Президента - Дмитрию Медведеву. Политическое кредо Медведева можно охарактеризовать как национально ориентированная демократия и "национальный капитализм".
Православных граждан России, естественно, интересует вероисповедная позиция Медведева и его религиозная политика.
Дмитрий Медведев, юрист, "законник", специалист по римскому праву. Одновременно он верующий, практикующий "литургический" христианин.
Таким образом, он, как юрист будет блюсти нынешнее законодательство, считающее Россию светским, но не атеистическим государством. Эти понятия постоянно путаются. А светском государстве возможно и логично действовать в политической и даже экономической сфере, исходя из православных христианских убеждений, и Дмитрий Медведев пошел дальше других политиков, которые декларировали дань Русской Православной Церкви как силе, играющей особую роль в русской истории.
Медведев пошел дальше и признал сообщество православных наций как фактор международной политики. 22 января 2008 года, обсуждая с Патриархом и лауреатами Премии Фонда единства православных народов проблему Косово, Медведев отметил, что "православный мир не такой уже большой, но все-таки он достаточно велик, чтобы представлять международную силу".
Это очень серьезная заявка.
Однако, православное сообщество интересует не только геополитика. Интересует реальная реализация своих гражданских прав. Права на информацию, чтобы "Слово пастыря" было не в 9 утра, а в 9 вечера. Некоторые обещания Дмитрий Медведев уже исполнил. Вопреки сопротивлению профессиональных антиклерикалов, можно считать решенным вопрос о государственной аккредитации духовных школ. Что касается "Основ Православной Культуры", то Медведев сказал "да", но подводных камней еще слишком много. И многое зависит от самоорганизации православного гражданского сообщества, от того, сумеет ли оно законным и правовым путем добиваться своего. Для того, чтобы действовать на поле "европейской светскости", необходимо избавиться от иллюзии того, что все, что очевидно для воцерковленного человека, очевидно для всех окружающих. Научиться объяснить и убедить, а не уповать на админресурс или "доброго царя", - вот залог побед православного сообщества. Объяснить то, что православные граждане и христианские ценности являются неотъемлемой составляющей гражданского общества.
Таким образом, у православного общества эпохи Медведева есть несколько императивов, без которых оно не может быть конкурентноспособным (я настаиваю на необходимости этого термина в разговоре о православной жизни 21 века).
Это императивы апологетические, гражданско-правозащитные, молодежные и миссионерские. На последнем заседании Московской епархиальной комиссии по делам молодежи было принято решение перевести с английского языка все имеющиеся православные и инославные методики молодежной работы. Давно пора. Ведь рядом есть удивительный и эффективный опыт молодежного движения Польской Православной Церкви. Есть и опыт общественно-активных христианских массовых движений. Например, Итальянского католического движения 1920-30 х годов, которое противостояло и коммунизму, и фашизму. Оно было настолько влиятельным, что фашисты были вынуждены разрешить молодым католикам не вступать в итальянское молодежное фашистское движение, а вступать в католическое! И это было при режиме, где все нефашистские политические силы подавлялись. Необходимо изучить и востребовать опыт католических профсоюзов 1930-х годов, эффективно противостоявших и нацизму, и коммунизму, любой тоталитарной идеологии. Он важен и с точки зрения развития христианской этики в рыночной экономики, что могло бы стать важным социальным проектом Церкви.
Можно опереться и на отечественный опыт таких подвижников, как схиархимандрит Серафим (Муравьев), знаменитый Вырицкий старец который до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, и достойнейшим образом оплачивал и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга. Национальная православная экономическая мысль нашла свое отражение и в интеллектуальной жизни русской эмиграции. Так, в 1922 году под руководством того же митрополита Антония (Храповицкого) в немецком городе Баден-Рейхенгалль состоялся Съезд хозяйственного возрождения России, затем, в программах эмигрантских организаций, типа Русского общевоинского союза, появляется термин "народный капитализм". В этих документах так или иначе нашли свое воплощение идеи митрополита Антония о православной этике в рыночной экономике, о религиозной ответственности предпринимателей, о примирении между трудом и капиталом. Естественно, раскрытие потенциала православного гражданского общества, его становление как влиятельной общественной силы, его нравственный, духовный авторитет и интеллектуальная, стратегическая, доктринальная конкурентноспособность невозможны без решительного расставания с идеями и силами, это сообщество маргнинализующими, являющимися его интеллектуальным и политическим балластом. Эта "опричная оппозиция", "антимиссионерское лобби", "партия пензенской пещеры" и "общество спасателей Церкви от миссионеров и молодежи", понимая свою неизлечимую антисистемность, интеллектуальное убожество, свою бесперспективность, пытается утащить за рамки системной общественной жизни, на социальное и интеллектуальное "дно", как можно больше людей. Именно так можно объяснить стремление самозванцев, пытающихся "приватизировать" правый консервативный церковный дискурс, скомпрометировать, заставить прекратить просветительскую деятельность каждого "молодого и талантливого" священника или мирянина, появившегося на горизонте. "Раз не будет будущего у нас, но пусть его не будет и у вас" - вот истинная логика тех, кто завалил Интернет конспирологическими бреднями о "заговоре либералов в системе управления Русской Церковью" и объявил "смертельную войну" православной миссии. Нравственный облик этих людей характеризует идеолог "опричного" сайта "Правая. Ру" В. Карпец , автор строк о том, что "миссионерство - не в русской традиции". Приведем его реакцию на появление Преемника в лице Дмитрия Медведева: "Россию спасет только полный беcпредел, полное отвержение всякий правил, всякой морали". (http://www.pravaya.ru/look/14750)". Судя по политическому и повседневному поведению подобных групп, эту программу они стала воплощать довольно давно.
Таким образом, "инновационная эпоха" неизбежно коснется и Русской Церкви, и православного гражданского сообщества. Церковь неизменна в своих Догматах, но в "керигме", то есть в проповеди внешнему миру, нет другого выхода, как научиться вести доброжелательный миссионерский диалог с собственным народом, зажечь Православием современного человека, для которого Россия и свобода, собственность и ответственность, патриотизм и универсализм, "всемирная отзывчивость", являются вовсе не антагонистическими, а неотделимыми друг от друга ценностями.
tzargrad-moskva.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=916
http://kirillfrolov.livejournal.com/657827.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии