Отцовская любовь все покрывает. Митрополит Климент (Капалин)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В неделю о блудном сыне

Рембрандт. Блудный сын

Рассказанная Христом притча о блудном сыне интерпретировалась многими святыми отцами и учителями Церкви. Она и сейчас продолжает вызывать интерес у искателей благочестия, находит отражение в произведениях искусства и в литературном творчестве. Это обусловлено не только ее важностью и глубокой духовной содержательностью. В этой притче, прибегая к весьма точной аллегории, Спаситель передает реальность неведомого нам духовного мира: любовь Бога к человеку.

Для ребенка, окруженного родительской заботой, отеческая любовь является естественной и привычной. От этого дети не придают ей должного значения. Возрастая, они порой даже тяготятся опекой и хотят самостоятельности, стремятся к тому, от чего их предостерегает умудренный жизнью взрослый человек. На примере этой часто повторяющейся бытовой ситуации Спаситель раскрывает тайну взаимоотношений Бога и человека.

Образ отца, в котором все толкователи единодушно видят Творца, акцентирует внимание на отличительных качествах Божественной любви. В притче любовь отца к сыну настолько совершенна и самоотверженна, что он не останавливает сына, пожелавшего покинуть отчий дом (Лк. 15:12). По-человечески, отец мог бы просто не дать просимого наследства, и тот бы призадумался, прежде чем оставлять родной дом. Но не такова любовь Божия.

Отец не ограничивает сына, дает ему все, на чем тот настаивает, — часть своего имения, предназначавшуюся тому в наследство, несмотря на то, что сын еще не умеет распоряжаться полученным богатством, дорожить тем, что создано отцом и дается ему даром. Отец не думает ни об утраченном состоянии, ни о крушении своих надежд на рачительного наследника, он безоговорочно принимает решение сына.

Глядя, как сын удаляется в чужую землю, где рядом не будет отеческой заботы, мудрого совета, помощи, отец крайне сожалеет о поступке сына. Родительское любящее сердце хочет оградить свое дитя от всех ожидающих его бед и страданий, от вреда, который он сам себе принесет. Но он не удерживает сына, чтобы не навредить ему еще больше, лишив его возможности научиться анализировать свои поступки, задумываться над результатом собственного выбора. Ведь только вдалеке от дома тот может познать всю пагубность отказа от любви и мудрости отца.

Сын уходит, и отец не обижается на своевольное чадо, не винит его в жестокости, не желает ему никакого зла. Он хочет только одного: вновь увидеть сына живым и принять в отеческие объятья. Долгие годы отец ждет его возвращения, не забывая о нем ни днем среди забот, ни ночью во время отдыха. О всецелом погружении в ожидание свидетельствуют слова притчи, которыми описывается возвращение блудного сына: отец, увидев его еще издали, бежит навстречу (Лк. 15:20). В этой сцене отражена степень участия Господа в деле спасения человека, превосходящая все человеческие возможности: когда человек идет к Богу, Бог «бежит» ему навстречу.

Престарелый отец не держится приличий, соответственных его возрасту, и, невзирая на свое солидное положение, спешит изо всех сил, потому что встреча с сыном для него — величайшее счастье. Его сын был мертв, и вот он вырвался из власти смерти, он был потерян для отца и вот теперь нашелся! Мгновение, когда отец принимает в свои объятия сына, запечатлено на бессмертном полотне Рембрандта, которое хранится в Эрмитаже. Художник тонко передал и отчее милосердие, и бережность, с которой отец принимает сына, словно бесценное сокровище. Сын же смиренно, с покаянием припадает к отцу.

Отцу открыто глубокое изменение, происшедшее в сердце сына, и он ни в чем не упрекает раскаявшегося, не требует от него возмещения растраты и тому подобного. Отец великодушно, с радостью, полностью восстанавливает его в сыновнем достоинстве, без каких-либо оговорок. Радость царит во всем доме — эта великая радость на Небесах даже об одном кающемся грешнике (Лк. 15:10)! И в других притчах Спаситель неоднократно говорит о величайшей ценности покаяния в очах Божиих (см. Лк. 15:4–9).

Мы видим, в каком недоумении пребывает при этом старший сын. Он, никогда не покидавший отца, во всем ему послушный, не может понять, чем его блудный брат заслужил такие почести? Но разве можно упрекать солнце за то, что оно светит всем без исключения? Лишается его только тот, кто сам прячется во тьму, но стоит только оставить мрак и выйти к солнцу, и оно тут же согревает своими теплыми лучами. Так и любовь Божия остается неизменной, даже когда человек уходит от Бога. Господь не гневается на грешника, но продолжает любить и призывать его к Себе разными промыслительными путями, пока это возможно.

Картина Рембрандта «Блудный сын» воспроизводится в финальной сцене фильма Андрея Тарковского «Солярис». Пережитое в космических странствиях избавляет героя от рационализма, и он возвращается домой другим человеком, способным сопереживать, любить людей, а не абстрактное человечество, ценить и бояться потерять то, что ему дорого. Сквозь оконное стекло он видит в доме постаревшего отца и льющийся с потолка дождь — символ незримого плача об ушедшем сыне. Прежде, будучи погруженным в решение глобальных проблем, он не замечал отцовских слез и его любви. Только теперь он понимает, как мучительно отец переживал разлуку, однако верил в сына и не переставал ждать его возвращения.

vm.ru