Отшельница Эдигна Пухская. Легенды и вымыслы. Анатолий Гурьевич Холодюк
День памяти блаженной Эдигны 26 февраля
Во времена Средневековья отдельные места на карте Баварии были освящены христианскими подвигами девственниц, живших в полной изоляции от мира. Своей верой в Христа, благочестивой и уединенной жизнью они подражали отшельникам первых веков христианства. Некоторые из таких дев имели благородное происхождение. Они прибыли из Франции, что прослеживается на примере жизни блаженной Аврелии из Регенсбурга, скончавшейся на берегах Дуная около 1027 года. Одной из отшельниц предположительно французского происхождения была и блаженная Эдигна (Edigna) Пухская. Ее история имеет некоторое сходство с жизнью блаженной Аврелии, о чем на латинском языке написал в трехтомном труде «Bavaria sancta» (1615—1627) — иллюстрированном сборнике святых Баварии [1] мюнхенский писатель, историк и иезуит Матвей Радер (Matthаеus Rader).
Местом отшельнической жизни и кончины блаженной Эдигны († 26 февраля 1109 года) было расположенное на возвышенности баварское поселение Пух (Puch). Имеются сведения о существовавшей здесь с 784 года маленькой церкви или часовни в честь Архангела Михаила. Ныне бывшая деревня Пух с 1978 года является частью города Фюрстенфельдбрук (Fuerstenfeldbruck), отстоящего от Мюнхена примерно в двадцати пяти километрах.
В верующем народе Баварии легендарная Эдигна прославлена благочестивым трудом и посмертными чудесами. Никаких достоверных исторических сведений и документов о происхож-дении, личности и жизни Эдигны не имеется. Народная молва издавна гласила, что «Эдигна была дочерью французского короля. Она прибыла в Пух, где жила в большом дупле липы». Поскольку отшельница умела читать и писать, то верующие указывали на ее благородное происхождение. Эдигна не канонизирована Римско-католической церковью, но издавна почитается блаженной и местночтимой святой. В последние три десятилетия к отшельнице Эдигне проявили повышенный ин-терес верующие из украинской диаспоры Баварии. Они же стали называть бывшую деревню Пух одним из тех мест в Баварии, что «связаны с историей Киевской Руси».
До недавнего времени в немецкой справочной литературе о житиях святых и блаженных Западной церкви сообщались лишь краткие сведения об Эдигне. Она родилась «в XI веке во Франции (?)» и, возможно, была «дочерью или близкой род-ственницей короля Генриха I или Филиппа I.» [2, 3, 4]. Маловероятным показалось немецким историкам, что Эдигна была дочерью французского монарха Филиппа I, и они отвергли эту версию. Со ссылкой на легенду в книгах писали, что в молодом возрасте Эдигна решила посвятить себя Богу и удалиться от мирской суеты. Она покинула свою родину и прибыла в Баварию. Запряженные в повозку волы остановились на склоне холма в Пухе (Puoche), где уже были часовня и липа. Кроме того, закричал ее петух, которого она взяла с собою. Одновременно «без вмешательства человека зазвонил ее колокольчик в багаже». Эдигна увидела в этом знак Божий и решила поселиться в местечке Пух. Здесь она устроила себе жилище в полом стволе липы. 35 лет Эдигна пребывала в бедности и вела строгую, благочестивую жизнь [5].
Более подробные сведения о блаженной Эдигне и ее жизни в Пухе содержатся в других легендах, устных преданиях и небылицах. Приведем в сокращении еще одну версию легенды, распространенной в верующих кругах Баварии.
…Обет девственности Эдигны оказался во Франции под угрозой запланированного брака, поэтому она бежала из страны в одежде простолюдинки. Путь беженки пролегал через леса в сторону Баварии. На ее двухколесной повозке, запряженной волами, был укреплен колокольчик и находился петух. Случилось так, что во время сна Эдигны неожиданно закричал петух и одновременно зазвучал церковный колокол и зазвенел ее колокольчик. Это произошло недалеко от липы и маленькой церкви в баварском местечке Пух. Эдигна увидела в этом знак Божий, назначивший ей постоянное место молитвы и миссионерской деятельности. Эдигна нашла убежище в большом дупле старой липы, служившим ей 35 лет зимой и летом жилищем. Она вела благочестивую жизнь, питалась тем, что приносили ей крестьяне. Приходившим к ней людям она проповедовала Евангелие и учила детей чтению и письму. Она совершила много чудес для людей. После кончины Эдигны, наступившей в Пухе 26 февраля 1109 года, из липы вытекало целебное масло. Однако оно высохло, когда было продано за деньги, написал баварский хронист Матвей Радер.
Самое древнее письменное свидетельство об Эдигне датируется 1521 годом. Первые изображения отшельницы появились на створках алтарей в начале XV века, а вотивные таблички, рассказывающие об исцелениях по молитвам к Эдигне, — в 1639 году. Одна из таких табличек изготовлена в баварской деревне Маммендорф [6]. Художники изображали Эдигну стоящей или сидящей в липе, а также на телеге со Священным Писанием, колокольчиком и петухом. На более поздних изображениях Эдигна представлена в монашеском одеянии и королевской короной, лежащей у ее ног. Рядом с отшельницей распласталась змея и стоит петух. Ладонь правой руки Эдигны лежит на черепе, а в левой руке – стебель лилии. Имеются изображения, где Эдигна держит Священное Писание с восседающим на нем петухом. Бытует мнение, что мифологический символ петуха как сакральной птицы и другие элементы вотивных табличек и текстов легенды представляют Эдигну как «язычницу» и «богиню Дриаду на дереве».
Культ Эдигны широко распространился в Баварии в конце XVI и в XVII веках. Около 1600 года в Пухе обнаружены костные останки Эдигны, и полные мощи отшельницы стали доступными для почитания верующими. Ныне ее мощи находятся за стеклом специального реликвария в левом боковом алтаре местной церкви. В ризнице хранится якобы и ручной «колокольчик отшельницы», но о его происхождении точных сведений нет. Мощи (десница?) блаженной Эдигны находятся также и в баварской деревенской церкви Св. Эдигны в Хофдорфе (Hofdorf).
Со времени обретения мощей Эдигны ее стали называть в народе блаженной. Ее имя люди призывали в молитвах в самых различных случаях. Одновременно началось паломничество в Пух из окрестных деревень. Этому способствовал близлежащий цистерианский монастырь в Фюрстенфельде, за которым и была закреплена церковь в Пухе. Отшельница Эдигна стала очень почитаемой в Мюнхене и других городах Баварии.
Верующие считали Эдигну своей помощницей в трудных жизненных ситуациях, особенно в несчастных случаях, при утере или краже вещей. Об этом упомянул в 1521 году баварский историк Иоганн Авентин (Johannes Aventinus)[7]. Чудесные исцеления через заступничество Эдигны зафиксированы с 1590-го по 1616 год. Ежегодно совершала паломничество в Пух Елизавета Рената Лотарингская, герцогиня и курфюрстина Баварии (1574 — 1635) — супруга Максимилиана I, герцога Баварии. Известно, что последняя супруга императора Священной Римской империи Фердинанда II – Элеонора Гонзага (1598 — 1655), дочь герцога Мантуи Винченцо I и Элеоноры Медичи однажды потеряла ценное ювелирное изделие и по молитвам к Эдигне нашла его [8]. Можно привести и другие примеры о паломничестве в Пух и о произошедших исцелениях по молитвам к блаженной Эдигне.
Ныне внимание паломников привлекают в Пухе посвященная святому Себастьяну и блаженной Эдигне церковь и растущая рядом с нею «липа Эдигны». Здание построено на фундаменте более старой церкви. В середине XV века возведена новая церковь в стиле поздней готики, а в первой половине XVIII века здание церкви отреставрировали в стиле барокко. Потолочные фрески кисти Йозефа Кренауэра (Joseph Krenaer; XVIII век) воскрешают сцены из легенды об Эдигне. Интерьер церкви украшают ее живописные изображения и коллекция из более двух десятков вотивных табличек и памятных досок.
Внимание паломников привлекает «Липа Эдигны», ее считают исторической реликвией Пуха. В устных преданиях это дерево называют «тысячелетним». Бытует мнение, что возраст этого дерева насчитывает якобы «1200 лет». Конечно, это не та древняя липа, чей полый ствол, по преданию, служил укрытием для легендарной отшельницы. От ствола первоначальной липы осталась лишь часть, поэтому прежние ее размеры уже нельзя определить. Прежняя крона липы, образованная несколькими основными ветвями, больше не существует. В 1880 году во время штормового ветра одна из двух основных ветвей дерева откололась. До рубежа веков оставшаяся крона под-держивалась деревянными балками. В 1947 году гнилая часть ствола была срублена. Полость, в которой якобы жила Эдигна, ныне отсутствует. Из оставшегося ствола появились молодые побеги, образующие сегодня ветви-деревья высотой до 20 метров. Вторичная крона имеет диаметр около 17 метров.
Рядом с липой возвышается распятие, а в небольшом домике, похожем на часовню, находится расписная деревянная фигура блаженной Эдигны. Липа окружила часть этой часовни, поэтому создается впечатление, что липа и часовня, выросли вместе. Оставшийся ствол липы трудно измерить из-за вросшей в него часовни. На сохранившемся рисунке 1883 года запечатлена древняя липа, основание которой могли обхватить несколько человек. В 2005 году диаметр липы в окружности составлял около 10,5 метров.
Поскольку отсутствует древесина первоначального ствола, то годовой подсчет колец невозможен. Фактический возраст липы, считают ученые, можно определить только приблизительно. В 2008 году представитель Немецкого архива деревьев оценил возраст липы в 500—700 лет [9]. По мнению некоторых мюнхенских ботаников, липа насчитывает около пяти столетий.
Дерево окружает железный забор высотой около 1,5 метра. В XIX веке липа была защищена штакетником, так как люди неоднократно срывали ее листья и ветви. В народе сохранилось предание, что листья липы, которые собирают в полночь, обладают чудодейственным свойством.
Вот уже несколько десятилетий «липа Эдигны», церковь и мощи блаженной Эдигны стали местом поклонения не только немецких католиков, но украинских верующих и беженцев из Украины. Посещают паломническое место и православные. В последнее время в Пухе регулярно бывают государственные деятели этой страны и дипломаты Генконсульства Украины в Мюнхене. Так, в феврале 2007 года мощам блаженной Эдигны поклонился тогдашний президент Украины Виктор Ющенко, инициировавший принесение в Киев частицы мощей Пухской отшельницы. Эдигну признали блаженной и в Украинской грекокатолической церкви.
Что же побудило украинских чиновников и верующих проявить интерес и поклоняться блаженной Эдигне? В 80-е — 90-е годы прошлого столетия, когда в 1978 году за алтарем бывшей церкви в Пухе строители обнаружили предполагаемое место захоронения Эдигны, появились новые предположения о ее происхождении и «славянской крови». В девичестве, оказывается, Эдигну звали «Эммой», под личиной которой якобы скрывалась «французская принцесса-беглянка», чьими родителями была королевская чета: Анна Ярославна из Киева и французский монарх Генрих I.
Эти тезисы подкрепило появление в 1991 году в баварском Дахау немецкой книги, где ее автор Роберт Бёк (Robert Beock) сообщил, что, «согласно последним исследованиям», Эдигна является «дочерью» короля Генриха I Французского и его «жены, русской принцессы Анны Киевской» [10]. Однако о содержании и месте проведения этих «исследований» автор умолчал и какие-либо ссылки в своем издании не привел. Приблизительно в те же годы возник повышенный интерес к отшельнице Эдигне Пухской в среде украинской диаспоры в Германии. Несколько позже о блаженной Эдигне узнали от верующих и священнослужителей Украинской грекокатолической церкви и в Киеве. Украинские литераторы (Гребенюк В., Фольварона-Пишнюк Т., Ирванец А.) написали о блаженной Эдигне драму, поэму и «роман-молитву».
В Баварии появился еще один вариант легенды об Эдигне, записанный автором в 2015 году в Пухе из уст украинских паломников [11].
…Согласно новой версии предания, Эдигна была дочерью по имени «Элла» герцога Бургундии и короля Франции Генриха I (1008 — 1060), женившегося на Анне Киевской (род. между 1025 и 1036 — между 1075 и 1079), младшей дочери князя Ярослава Мудрого. Эдигна в раннем возрасте приобщилась к Богу и решила для себя выбрать духовную стезю. Чтобы сохранить девственность, принцесса бежала из Франции. В память о своей матери она взяла с собою в дорогу лишь колокольчик. В 1074 году по пути в Киев Эдигна оказалась в Баварии, где ей приснился сон: если она будет ехать в повозке, то должна остановиться в том месте, где одновременно услышит петушиный крик и звон колокола. Вскоре она встретила крестьянина на запряженной волами телеге, согласившегося ее подвезти. В телеге находился и петух. Когда девушка проезжала мимо церкви и древней липы, то неожиданно забил колокол (вариант — «зазвенел колокольчик») и одновременно пропел петух. Эдигна восприняла это как промысел Божий, назначивший ей место постоянного пребывания и молитвенного служения в деревне Пух. Здесь Эмма сменила свое девичье имя на новое — «Эдигна» и поселилась в полой (или в большом дупле) «тысячелетней» липы, растущей рядом с деревенской церковью. Эдигна вела уединенную жизнь, учила детей грамоте, распространяла среди жителей христианское учение, знакомила их с текстом Священного Писания. Эдигна совершила паломничество в Иерусалим. Она разбиралась в травах и снадобьях, утешала больных и лечила всех тех, кто приходил к ней за помощью и житейским советом. По ее молитвам прекращались болезни домашних животных и скота.
Если дать волю фантазии, то Эдигна могла искать убежище не только в Киеве, но и в баварских городах Регенсбурге или во Фрайзинге, где в VIII веке правил епископ Корбиниан, родом из Франции. Если из королевского двора сбежала принцесса, то почему ее не искали и не нашли в соседних с Францией землях?
В церкви в Пухе можно видеть одно вотивное или памятное изображение, изготовленное представителями Украинской церкви в изгнании и датированное 6-м июля 1988 года. На нем на украинском и немецком языках начертано: «Блажен-ная Эдигна, правнучка Святого Владимира, дочка Анны Ярославны, молись за нас и наш народ». Вероятно, этот текст и послужил поводом для одной немецкой журналистки, написавшей в очерке, что мать Эдигны — «родом из Украины» [10]. Не случайным является и появление у восточных христиан иконописных изображений и современных картин блаженной Эдигны, где ее лик очень походит на славянский тип лица.
Исторические источники, подтверждающие связь Эдигны с Анной Ярославной (известной также как Анна Киевская и Анна Русская), младшей дочери киевского князя Ярослава Мудрого, отсутствуют. Нет достоверных упоминаний и о дочери Анны Ярославны по имени «Эмма». Они присутствуют лишь в свободной энциклопедии «Википедия», где редактировать статьи может любой пользователь Интернета. Так, в статье «Anna von Kiew» на немецком языке в той же Википедии вообще нет упоминания о «дочери» по имени «Эмма» (февраль 2023 г.) В статье «Anne de Kiev» на французском языке, рассказывающей и о детях Анны Киевской, сообщается, что «существование» дочери Эммы, «также известной как Эдигна Пухская, признанной Католической церковью в 1600 году блаженной», является «сомнительным» (февраль 2023 г.)
В социальных сетях можно встретить разные рассуждения относительно года рождения и количества детей у Анны Киевской. Так, сын Роберт появился на свет в 1054 или 1055 году, дочь Эмма — тоже в 1055-м. Существует мнение, что эти дети — «двойняшки, родившиеся в 1055 году» и др. Трудно отличить правдоподобные факты от домыслов, ибо нет ссылок на серьезные источники.
Высказываются гипотетические предположения, что Эдигна родилась «между 1052 и 1064 годами»; «в молодом возрасте она бежала в 1074 году с королевского двора и скончалась в возрасте 47—57 лет». Отшельницу Эдигну называют в украинской прессе «правнучкой князя Владимира и внучкой Ярослава Мудрого», но этот тезис авторы не подтверждают ни документами, ни аргументированными доказательствами. Одно известное украинское агентство опубликовало на своем сайте материал, где можно прочитать, что Эгидна… «на одну треть украинка». Другие публикации это оспаривают и подчеркивают, что «мать Эдигны» — «русская княжна Анна Ярославна».
В Баварии берегут память о блаженной Эдигне. В главном соборе Мюнхена «Фрауэнкирхе» на одном из витражей работы Роберта Раболта (Robert Rabolt) изображена Эдигна в числе других святых архиепархии Мюнхена-Фрайзинга. В этом же соборе первоначально находилось первое живописное изображение Эдигны на деревянной створке алтаря XV-го века, а теперь часть алтаря выставлен в Баварском Национальном музее В Мюнхене. В том же музее имеется еще одна алтарная створка того же периода с изображением блаженной Едигны.
Одна из улиц в Пухе носит ее имя — Эдигнавэг (Edignaweg). Жители гордятся своей покровительницей. Некоторые женщины носят имя Эдигна, другие имеют это имя в качестве второго имени. На кладбище в Пухе на каждом двадцатом могильном кресте и памятнике, установленных на захоронениях женщин, начертано имя «Эдигна».
Ежегодно по три паломничества совершают в Пух католические приходы из окрестных деревень Оберпфафенхофен и Митерндорф, а также прихожане церкви Св. Бернхарда (St. Bernhard) из Фюрстенфельдбрюка. Сохранились воспоминания, что в середине XX века паломники под звон ручного «колокольчика Эдигны» трижды обходили алтарь церкви, «привлекая этим внимание покровительницы к принесенным проблемам и нуждам». Ныне по завершении паломнической службы с церковной колокольни в Пухе раздается звон «колокола Эдигны».
Начиная с 1959 года, когда отмечалось 850-летие со дня кончины Эдигны, в Пухе стали устраивать один раз в десять лет, то есть в годы, заканчивающихеся на цифру «9» (скончалась в 1109 г.), праздничные театрализованные представления, посвященные легендарной покровительнице. Следующий праздник пройдет 26 февраля 2029 года. В Пухе функционирует «Ассоциация Эдигны», занимающаяся подготовкой театрализованных праздников. При ее участии в мае 2019 года в рамках «Дней Европы» в Киеве показали немецкий проект «Ex Voto Edigna», посвященный легендарной фигуре блаженной Эдигны Пухской.
…Кто знает, может, во Львове и Киеве новорожденным девочкам присвоят имя Эдигна, а кому-то из паломников и современных почитателей Эдигны в Баварии и в Украине уход из мирской жизни покажется привлекательным, а монашество — истинной жизнью христианина?!
Литература
[1] BAVARIA SANCTA – Leben der Heiligen und Seligen des Bayerlandes / Die selige Edigna, Einsiedlerin. ;berarbeitete Fassung von 1861, auf der Grundlage von Matth;us Rader. Dr. Magnus Jocham (Bearbeiter). Электронная версия.
[2] Edigna. См.: Heilige und Selige der R;misch-Katholischen Kirche. Erster Band. — Leipzig: Vier Qullen Verlag, 1929. S. 298.
[3] Edigna, Sel. См.: Wimmer O., Melzer H. Lexikon der Namen und Heili-gen. I—nnsbruck-Wien: Tirolia-Verlag, 1988. S. 231.
[4] Schauber V., Schindler H.-M. Heilige und Namenspatrone im Jareslauf. — Augsburg: Pattloch Verlag, 1998. S.81.
[5] Sauser E. Edigna von Puch. In: Biographisch-Bibliographisches Kir-chenlexikon (BBKL). Band 16.-Bautz: Verlag Traugott, Herzberg ,1999, Sp. 431 — 432.
[6] B;ck R. Wallfahrt im Dachauer Land. — Museumsverein Dachau e.V., 1991, S. 266.
[7] Там же.
[8] Там же, с. 266 —277.
[9] Ullrich B, Kuehn S., Kuehn U. Unsere 500 ;ltesten Baoume. Exklusiv aus dem Deutschen Baumarchiv. — Muenchen: BLV Buchverlag GmbH & Co. KG, 2009.
[10] Boeck R. Wallfahrt im Dachauer Land. — Museumsverein Dachau e.V., 1991, S. 266.
[11] Холодюк А.Г. Бавария. География христианских святынь и реликвий. – ИД «АДЕФ-Украина», 2015, с.124 – 126.
[12] Zellinger I. Sie ist die Dorfpatronin von Puch. Merkur: 16.01.2021. Электронная версия.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии