Отряд "Васильков" готовится к бою

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Васильки

Обсуждение статьи на православных форумах:

Блог Виктора Милитарева : http://militarev.livejournal.com/1166773.html#cutid1

Форум Андрея Кураева : http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=340340.0

Бурное обсуждение блог-сферой изгнания из оптинского храма африканца, как и скандал вокруг детского приюта в Боголюбове, не только всколыхнули религиозную и светскую общественность, но и привлекли внимание к злободневной проблеме так называемых "старцев".

Их деятельность, если продолжать её игнорировать, может привести к значительно более печальным последствиям, чем события в детском приюте женского монастыря. На отца Петра (Кучера) обратили внимание лишь потому, что всплыла история о нарушении прав ребенка. Тогда как проблема появления псевдоправославных сект вокруг сомнительных "духовных лидеров" очень остро стоит не только в Боголюбове.

Так, в ставропигиальном монастыре Оптина Пустынь монахи всеми силами пытаются сдержать разрастание опасной заразы под названием "Община Отца Василия". Вся её деятельность направлена на осуществление праворадикальных реформ в РПЦ, прекращение евхаристического общения с Православными Церквями, живущими по новоюлианскому календарю и, главное, формирование недоверия к Патриарху Всея Руси Кириллу.

У "Общины Отца Василия" есть финансирование и поддержка "наверху", собственная газета и даже свой "боевой отряд", проходящий подготовку в тренировочном лагере "Вольница" близ Оптиной пустыни. Но, похоже, властям до этого нет никакого дела.

Как вербуют в "ревнители"

Знаете, как вербует своих сторонников отец Василий? Приезжает, положим, в Оптину некий нецерковный человек, дабы приобщиться к чистоте Православия. Он надеется обрести здесь душевный покой, напитаться духом истинного старчества.

Но он даже не успевает войти в обитель, как попадает в обработку единомышленников отца Василия. Ещё на подходе к обители, на стоянке для паломнических автобусов ему вручают отпечатанный типографским способом на хорошей бумаге цветной номер газеты "Дух христианина". Затем в храме на него начинают "охоту" "ловцы человеческих душ", посланцы отца Василия. Они обрабатывают новичка в лучших сектантских традициях, как бы между прочим сообщая ему, что сегодня здесь причащаться нельзя, так как оптинским монахам сослужат "еретики". Новичок и подвоха никакого не чувствует - ведь всё происходит в святом месте. Да и в газете, которую ему дали, сомнительные идеи очень ловко замаскированы под "правильные" и "хорошие" статьи.

В итоге впечатлительный паломник очень быстро пополняет собой ряды общины иеромонаха Василия (Мозгового), которого и в сектантстве не обвинишь: он ведь как ни как насельник монастыря, за богослужением поминает Патриарха Кирилла, а, значит, формально никаким раскольником не является. Может, этими доводами руководствуются администрация города Козельска и депутаты Госдумы? Ведь к ним постоянно обращаются те, кто всерьез обеспокоен активностью членов Общины отца Василия, тех, кого в народе называют "васильками".

Борцам с издателями "Духа христианина", впрочем, удалось добиться ряда побед. Священный Синод запретил распространение этой газеты и отозвал благословение одного из самых известных в России архиереев Сербской Православной Церкви епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия, по словам которого редакция газеты "в последнее время развернула настоящую антицерковную кампанию по дискредитации священноначалия Русской Православной Церкви".

Но деятельность общины «Василия Великого» уже давно вышла за рамки внутрицерковных проблем. Недавно осужденный самарский блоггер Дмитрий Кирилин (по данным УФСБ, он побуждал граждан России к насильственному изменению основ конституционного строя РФ и свержению политического режима, навязанного, с его точки зрения, так называемым "мировым правительством"), смотрится младенцем на фоне журналистов из "Духа христианина".

Хотя очевидные признаки всех указанных нарушений российского законодательства и так налицо. Об этом свидетельствуют нижеприведённые цитаты (орфография сохранена - прим. автора). Судите сами!

"Ни для кого не секрет, что нынешние власти РФ не являются полностью самостоятельными. Они делают то, что им рекомендуется другими государствами: США, Израилем, странами "семерки".

Или: "У нас есть только один путь и один выбор - национальная контрреволюция. Он дал в руки нам, христианам, меч священной войны. Опасаясь гнева русского народа, начинающего осознавать свое рабское положение в своей собственной стране, властно-олигархический класс Росфедерации все активнее ищет защиту своего доминирующего положения и награбленного богатства у националистического криминалитета, а также в странах Запада, в НАТО. Развитая сеть криминальных чеченских, азербайджанских, дагестанских, еврейских, таджикских, китайских, вьетнамских и других этнических структур является сегодня властной опорой Кремля и олигархата".

"Поэтому жалобы и взывания к власти о защите прав и жизни русского и других коренных народов России безпочвенны и безполезны - властные структуры не станут подрывать созданную ими систему удержания этой самой власти с помощью уголовно-силовой антирусской социальной среды".

Вот такого рода призывы и лозунги переходят из номера в номер "Духа христианина".

Кто такие "васильки"?

Что в реальности представляет собой община отца Василия (Мозгового), или, как её ещё называют, «Община Василия Великого»? В 2005 году значительная группа людей объединилась вокруг иеромонаха Оптиной пустыни, так называемого "псевдостарца", и его "правой руки" и сподвижника иеромонаха Илии (Копылова). До того времени отец Василий занимался в монастыре издательской деятельностью, был регентом. После перенесённого инсульта лишился дара речи, и теперь общается со своими духовными чадами с помощью записок.

Суть проповедуемого общиной учения, если говорить кратко, в том, что "васильки" не согласны с некоторыми пунктами Устава РПЦ, в частности, с теми, что касаются литургического общения с Поместными Церквями, принявшими новоюлианский календарь. Впрочем, это были лишь первые действия отца Василия. Теперь, увлеченный "противостоянием", он систематически критикует священноначалие, борется против ИНН, новых российских паспортов с биометрическими данными, сражается с "экуменистами" и "новостильниками" в Русской Православной Церкви.

Осуждению со стороны "васильков" подвергается всё и вся, что кажется им выходящим за рамки истинного и чистого Православия - от набора цифр до школьных тестов, одежды и даже ... прививок.

Вот как отзывается об отце Василии блоггер (живущий рядом с монастырем и пожелавший не называть себя): "Этот относительно молодой человек (ему еще нет и сорока) называет себя старцем и вещает как пророк. Но ведь после болезни он даже не может говорить, у него в голове произошли какие-то необратимые изменения. Теперь он только пишет и ещё фильмы снимает. Как ни странно, на больных людей сегодня спрос большой. Судя по всему, его активно финансируют, так как он содержит большое количество неработающих людей и сам занимается творчеством. Мозговой - реальная сила в Оптиной".

"Вольница" и РОНС


Впрочем, "Община Василия Великого" не ограничивается лишь информационной деятельностью. В пятнадцати минутах ходьбы от Оптиной пустыни расположился военно-патриотический лагерь "Вольница". В нём подготовку прошли уже сотни подростков.

В лагере готовят настоящих боевиков, настраивают на необходимость борьбы с "правящим режимом".

По словам монахов, пытающихся противостоять "Общине Василия Великого", проект "Вольница" начинался как вполне мирный клуб обучения подростков кикбоксингу. Сейчас этот "детский лагерь" превратился в мощный тренировочный центр, в котором подростков, со слов организаторов, тренируют и воспитывают отставники силовых ведомств.

Фактически "Вольница" стала "дочерней структурой" аналогичных лагерей Русского общенационального союза (РОНС) небезызвестного экстремиста Игоря Артемова, хотя формально отделением и лагерем РОНСа не является.

Но лишь формально, факты говорят совсем о другом. Именно "Дух христианина" неоднократно вступался за Игоря Артемова, даже тогда, когда на него было заведено уголовное дело за драку в 2005 году. Газета постоянно печатала статьи, в которых цитировала Артемова, призывавшего к свержению "нынешней нерусской власти в стране, от которой ждать защиты русских бессмысленно". Сейчас триумвират отца Василия, "Вольницы" и "Духа христианина" втихую пытается скрыть следы совместной деятельности. Сегодня руководителем "Вольницы" является некто Дмитрий Дикарев, но если набрать в поисковике Интернета фразу "военно-патриотический клуб "Вольница", первая же ссылка сообщит вам, что его руководителем и основателем долгое время официально считался Дмитрий Морозов, главный редактор "Духа христианина". Более того, идейная вдохновительница газеты, духовная дочь отца Василия Галина Симонова привезла на VII съезд РОНС большую делегацию и с трибуны заявила, что Синод несправедливо запретил "ДХ" и что официальные представители РПЦ продолжают создавать газете проблемы. В ответ РОНС принял резолюцию в поддержку "Духа христианина".

Такое единение Русского общенационального союза, газеты "Дух христианина" и общины отца Василия вполне понятно: ведь активисты РОНС открыто призывают к свержению действующей власти и руководства РПЦ. Не стоит также забывать, что организаторы и исполнители теракта на Черкизовском рынке признались, что являлись выпускниками лагерей РОНС, подобных "Вольнице" и непосредственными активистами организации Игоря Артемова.

И стоит ли удивляться тому, что Россия вместо православных подростков, любящих свою Родину, может скоро получить сотни "выпускников-террористов".

Откуда деньги?

 Возникает естественный вопрос: на какие деньги существует опасный триумвират "газета-лагерь-община"? И почему до сих пор власти откровенно игнорируют экстремистские материалы, распространяемые газетой "Дух христианина", в которых можно прочесть и про "зверей, топчущих российскую землю", и про "жидов", и про продажную власть?

Издание газеты, тираж которой временами доходит до 50 тыс. экземпляров, стоит недешево. По словам насельников Оптиной пустыни, бойцы, тренирующиеся в лагере "Вольница", используют дорогую экипировку, палатки, учебное оружие. Да и на территорию общины регулярно наезжают дорогие иномарки с респектабельными номерными знаками.

Сама собой напрашивается прямая аналогия с Боголюбовским монастырем. Так ли это - доказать пока невозможно, но факт остается фактом. По словам борцов с "васильками", как только община отца Василия чувствовала угрозу, тотчас раздавался телефонный звонок от покровителей сверху, и администрация города Козельска отступала. Единственное наказание, которое понёс за свою деятельность отец Василий (Мозговой), закончилось для него двухнедельным снятием мантии. Правда, его сподвижника о. Илью (Копылова) всё же отправили из Оптиной в Санкт-Петербург.

На различных Интернет-форумах высказываются мысли о том, что деятельность общины и "Дух христианина" финансируется из-за рубежа. В качестве спонсоров называют Фонд "Гласность" - грантополучатель РОО "Открытая Россия", NED (Национальный Фонд в Поддержку Демократии, США), Фонд Форда (США), Фонд Дж. и К. МакАртуров (США), Фонд "Евразия", Посольство Нидерландов в РФ и др. Наши источники, близкие к Патриархии, не исключили, что подобного рода финансовая поддержка действительно могла оказываться из-за границы.

Впрочем, скорее всего, прямых денежных вливаний не было, но если какие-то средства и поступали, то сейчас все прекратилось за ненадобностью. Отцу Василию удалось наладить машину со своей системой финансирования, Галина Симонова фактически "выдавлена" из руководства газеты "Дух христианина" и круга приближенных о. Василия после того, как вдохновители общины убедились, что Диомид окончательно проиграл Патриарху Кириллу.

Любопытно, как сами издатели "Духа христианина" объясняют то, что не удаётся сделать многим федеральным изданиям. Тем, кто никогда не видел "Духа христианина", нужно пояснить, что эта газета напечатана в цвете на дорогой белой бумаге. Выпуск одного такого номера стоит очень и очень недешево, а Дмитрию Морозову удивительнейшим образом удаётся издавать издание всего за 26 тысяч рублей, как он утверждает на страницах сайта "Русский взгляд". По словам Морозова, деньги на издание "ДХ" получает от подписчиков. Если учесть, что среди авторитетных ежедневных газет окупаемые издания можно пересчитать по пальцам (многие не могут выйти на самоокупаемость даже с помощью размещения рекламы), то Дмитрию Морозову впору продавать свой секрет успешного СМИ как запатентованное "ноу-хау". Дмитрий Морозов заключает: "Всем известно, что кто платит, тот и заказывает музыку". Вот с этим не поспоришь!

К чему стремятся "васильки"?

Возможно, кто-то захочет спросить: ради какой цели работает слаженная машина "Вольница" - "Дух христианина" - община отца Василия? Что можно ожидать от этого "триумвирата" и почему столь большая активность проявляется именно вокруг "Оптиной пустыни"? Судя по всему, в планах членов "Общины Василия Великого" стоит "ползучий захват" Оптиной пустыни. Ведь монастырь под Козельском в восприятии православных не просто монастырь, а место, где сохраняется истинное Православие, символ русской веры с его памятью подлинного старчества. Захватить здесь власть означает получить возможность говорить от имени всего Православия. По крайней мере, так могут воспринять ситуацию рядовые прихожане.

Понятно, что история с Боголюбовским монастырем завершилась не так, как этого хотели оппоненты Петра (Кучера). Фактически обсуждение происходящего вокруг "старца" о. Петра свелось к вопросам ювенальной юстиции и проблеме одной девочки-воспитанницы православного приюта. А одиозный духовник Боголюбовского монастыря между тем продолжает нести в массы свои взгляды на Православие, спорные и с канонической, и с догматической точек зрения.

Думается, что подобный "победный" опыт о. Петра (Кучера) вполне может вдохновить руководство общины Василия Великого на реальные действия с целью присвоения имени Оптиной пустыни для собственных нужд и акций. Ведь для начала многого не требуется. Нужно лишь получить официальное благословение на деятельность общины у монастырского священноначалия, построить храм около Оптиной, а далее - дело за малым.

Если этому не помешать, то очень скоро представители общины захотят говорить от имени ставропигиального монастыря. А это куда серьезнее полукарикатурного раскола Диомида.

Ольга Тропкина

Источник: http://www.otechestvo.org.ua/main/20101/2138.htm