Отличие «я» от «Я есмь». Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Притча о званных и избранных. Фреска. Фрагмент. Фото: troitse-paraskevo.ru
Притча о званых и избранных. Фреска. Фрагмент. Фото: troitse-paraskevo.ru

Воскресная проповедь на тему евангельской притчи о званых на пир.

Притча «О званых на брачный пир» снова и снова напоминает нам о том, что Бог призывает нас отвергнуть этот мир как царство земное и тленное, и стать жителями Града Небесного, наследниками Царства Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Но для того, чтобы ответить на Его приглашение, нужно выйти из этого мира сначала умом и сердцем, а затем, если будет на то воля Божия, и телом.

Но вечная свобода духа человеческого начинается с познания Царства Божьего, которое находится внутри нас самих.

Современный человек напоминает путника, заблудившегося в темной бесконечной пещере со множеством ответвлений. Он знает, что есть выход, и ему нужно найти его как можно скорее, чтобы не погибнуть от голода и жажды. Но вместо этого он начинает собирать камешки, валяющиеся под ногами, полагая, что это кусочки золота. Мы роемся в мусорных баках философских рассуждений, религиозных спекуляций, теорий обогащения, хотя знаем, что всем нам предстоит умереть. А эта краткая жизнь определит наше место в вечности.

«Когда ты перестаешь думать о своем теле, Бог начинает заботиться о нем. Когда ты забываешь о своем уме, ум забывает о тебе. Когда ты не слушаешь помыслы, ты словно сбрасываешь тяжкие цепи. Когда ты забираешь свое сердце из этого мира с его эгоизмом, Христос наполняет твое сердце Своей нескончаемой любовью, Своей беспредельной милостью, Своей Божественной благодатью» (старец Симон Безкровный).

Наш религиозный эгоизм хочет, чтобы мы срочно стали преподобными старцами, известными молитвенниками, наставниками, прозорливцами и признанными чудотворцами. Именно он заставляет нас ненавидеть тех, кто не разделяет наших убеждений, требует от Бога чудес, воодушевляется, когда читает о них или узнает от кого-то.

Но настоящее чудо начинается там, где происходит совершенное отвержение всякого эгоизма со всеми его пожеланиями. Там, где прекращает действовать человеческий эгоизм, начинает действовать Бог.

«Чудо – это не зрелище. А кто сам станет чудом, тот уже ничего не говорит…» (З. Миркина). Постигший Истину прекращает говорить, доколе не получит благословение от Господа. «Прекратить говорить умом – лучший путь ко Христу. Начать говорить сердцем – лучший способ общения со Христом. Пребывать в совершенном безмолвии духа – лучший метод соединения со Христом» (старец Симон Безкровный).

Задача христианина – постичь, что душа и дух разделены, и что они не одно и тоже. Погружаясь в мир, душа действует как ум с его помыслами. Пребывая в теле, она проявляется как эгоизм с его страстями. Но когда душа обращается внутрь, она как бы вся замирает, и ее внешняя суетная деятельность прекращается, так как она встречается с духом, в котором живет Христос с Его благодатью. Здесь происходит разделение внешнего, душевного и временного, и внутреннего, духовного и вечного.

Дух человеческий не занят земным и преходящим. В его ведении находится жизнь небесная, жизнь Божественная. Это есть наша истинная личность, созданная по образу и подобию Божию. Основа духа – это благодать, бытие духа – Царство Небесное, источник духа – Пресвятая Троица. Духовное рассуждение – это не житейская мудрость, а умение различать духовную жизнь от душевной, понимание разницы между эгоизмом и созданием, помыслами и благодатью, между временным «я» и вечным Христоподобным бытием «Я есмь».

Это «Я ЕСМЬ» является пределом для ума, дальше и больше которого он не может ничего ни помыслить, ни постичь, ни истолковать. Только духу человеческому в крайнем благоговении и смирении по Божественной милости и благости дано войти в это «Я ЕСМЬ» как во Святая святых. Там блаженство чистоты сердца, которое Бога узрит, там блаженная нищета духа, которому принадлежит Царство Небесное, там священное безмолвие, войдя в которое умолкают слова, исчезают мысли и представления, прекращаются все вопросы.

Познание истины начинается с познания себя. С постижения того, что человек есть дух – вечный, нетленный и бессмертный. В этом духе все духовно: и тело, и душа, и ум. Когда эта истина постигается во всей полноте, она делает нас свободными от уз мира, тела и ума.

В этой истине человеку открываются любящие объятия Христа, в которых нет никакого эгоизма, а только совершенная любовь, обожение и единство. В этом Богопостижении любящий находит абсолютную Божественную любовь, рассудительный – духовную неотмирную мудрость, нищий духом – нескончаемое блаженство освобождения от всего мирского и отверстые врата Царства Божия, чистый сердцем – соединение с благодатным Сердцем всей вселенной – Христом и зрит Бога, как Он есть. Именно поэтому нам нужно учиться благодарить Бога за все случающееся с нами. Благодарность уничтожает эгоизм. А уничтожение эгоизма и есть спасение. Поэтому благодарящий как за доброе, так за злое, спасается без всяких затруднений.

Когда человека поймали разбойники и заковали в цепи для того, чтобы сделать своим рабом, ему нет смысла обращаться к ним за помощью в организации побега. Бесполезно обращаться к помощи ума с просьбой освободить нас от навязчивых помыслов. Только благодать Духа Святого может помочь тем, кто искренне и настойчиво ищет у нее спасения.

Несмотря на кажущуюся многообразную активность, ум представляет собой только непрестанно клубящиеся мысли, «то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15). Страстная сторона ума есть наша душа со всеми ее переживаниями и скорбями. Ум с его мыслями и душа с ее страстями и переживаниями – наш эгоизм. А он представляет собой корень греха и смерти, закваской для которого служит лукавая и изворотливая мысль.

Когда-то мы были школьниками, студентами, потом врачами, бухгалтерами, учителями, водителями и проч. Но кем мы были на самом деле? Кто мы сейчас? Можем ли мы дать себе самим определение? Мы судим других людей, в то время как даже о себе ничего не знаем. Кто мы есть на самом деле, знает только Бог, который создал нас для Своей вечности.

Война когда-то прекратится. Все мы очень ждем этого момента в надежде на то, что потом сможем с облегчением вздохнуть. Точно также мы когда-то ждали, когда прекратится эпидемия, и мы сможем «жить как раньше». Но вместо этого началась война.

Что будет после войны? Что начнется потом? Мы ждем облегчения, но может случиться так, что оно не наступит. Одна беда нередко сменяет другую. Однако любому горю когда-то придет конец так же, как и земной жизни каждого из нас. Не может прекратиться только Бог.

Если бы мы смогли прямо сейчас прекратить искать земное счастье, то обнаружили бы, что Бог рядом с нами. Он всегда есть, здесь и сейчас. Наш эгоизм и постоянное недовольство жизнью не дают нам чувствовать Божественное присутствие.

В этом мире нас ждут только искушения. Беспокойный ум подобен водовороту в жизненном море. В этом водовороте гибнет все, что приближается к нему. Только умиротворенный ум соединяется с сердцем и позволяет ему постигать истину, которая делает его свободным. Истина заключается в том, что Источник Живой воды, текущий в Вечное Царство Божие, находится внутри нас самих. Это и есть Христос, живущий в нас Своей нескончаемой благодатью. А мы всегда пребываем в Нем.

Дух живет в тишине, а тишина настаивается на смирении. Смириться – значит всю свою жизнь предать в руки Божии, не оставив себе даже одной маленькой мысли. Только так наш рассудок успокоится от мятежных помыслов и избавится от омрачающих его заблуждений. Через кротость и тишину ум соединяется с сердцем, а сердце с Богом.

Зачем человеку искать это единство, зачем стремиться к нему? Да потому, что Христос есть Альфа и Омега всего бытия, Он есть единственное начало и конец всего, что есть, что было и что будет. Только в Нем одном заключается всякое счастье, всякая премудрость и сила, вся полнота блаженства, неисчерпаемость любви, которая есть дыхание всей вселенной.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/75872-otlichie-ja-ot-ja-esm