ОТКУДА БЕРУТСЯ МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

В одной из своих бесед митр. Антоний Сурожский обозначил трехуровневый общественный кризис, который выглядит так:

1. Культурный кризис.
2. Интеллектуальный кризис.
3. Духовный кризис.

Нужно сказать, что эти кризисы нельзя рассматривать обособлено, так как все они взаимосвязаны, при этом духовный кризис является самым глубоким. Прокомментируем каждый из них.

Культурный кризис

О том, что Запад ушел от своих христианских корней, достаточно давно говорят многие мыслители, и с подобным мнением вряд ли кто-то станет активно полемизировать. Причиной умирания «христианской души» западного общества, частью которого являемся и мы, вопреки расхожему мнению, нужно назвать не мультикультурность, а монокультурность секулярности. «Наш век стал веком геноцида, сексуального хаоса и поклонения деньгам. Или все философы лжецы, или мы обречены – разве только мы раскаемся и “обернем время вспятьˮ», – пишет американский философ Питер Крифт. Однако торжество постхристианского общества на Западе не должно вводить нас в горделивое самообольщение, так как всё то, что популярно там, со временем становится популярным и у нас. Так вот, количество православных христиан должно исчисляться не официальными статистиками, а количеством людей, подходящих к Чаше в воскресный день. Достаточно просто объективно взглянуть на цифры.

Итак, согласно официальным данным (до начала войны), население Украины составляло 42 584 542 человека, количество приходов УПЦ 12 653. В разных храмах может быть совершенно разное количество прихожан, потому возьмем усредненное значение в 75 причастников на каждый приход. В принципе те или иные коррективы этой цифры сути дела не изменят. Умножаем 12653 на 75 и получаем 948975 прихожан. В перерасчете на количество населения мы получаем 2,22% реальных, а не мнимых православных. Учитывая, что перепись населения Украины давно не производилась, результат может быть другим, но вряд ли он превысит 5%. Большинство населения нашей страны, конечно же, ассоциирует себя с православием, но такая позиция связана с тем фактом, что они просто здесь родились и выросли, это так называемое историческое христианство. Следствием такого «христианства» является то состояние общества, при котором это же большинство остается совершенно индифферентным к вопросам религии и духовности.

Возвращаясь к вопросам культуры, обратимся к так называемому современному искусству. По большому счету это «искусство» и искусством назвать нельзя, однако его единственная польза состоит в яркой демонстрации духовного обнищания и мелочности современного человека. Защитники современного «искусства», конечно же, станут настаивать на том, что за всей неприглядностью и скудостью продуктов данного «творчества» кроется некий глубокий смысл, но таким образом они ставят себя в незавидное положение, так как им все-таки придется признать либо несостоятельность подобного рода деятельности, либо собственную глупость. Попробуем проиллюстрировать высказанное мнение примером. В подобном современным «творцам» положении оказывались древние язычники, когда вступали в спор с христианскими апологетами и стремились через довольно развратные мифы говорить о благородных мотивах и действиях богов. Так, у апологета Арнобия Старшего мы можем прочесть следующее: «Прежде был обычай посредством аллегорической речи придавать неприличному приличный смысл и облекать в благопристойный вид то, о чем неприлично говорить. Но по вашему свидетельству, в неблагопристойной форме говорится о благопристойных предметах, и безукоризненное в нравственном отношении излагается в грязных выражениях, так что то, что прежде благопристойность прикрывала вследствие боязни неприличия, теперь, с изменением образа изложения, изображается в пошлом и неприличном виде». Таким образом, либо за произведениями современного «искусства» на самом деле ничего глубокого не стоит, либо их создатели настолько глупы, что за неприглядностью своих «творений» скрыли важные смыслы, которые и разгадать толком никто не может. Вывод, думаю, очевиден.

Таким образом, мы можем воочию наблюдать кризис культуры. Когда теряются религиозные и моральные ориентиры, то теряется и источник настоящего вдохновения. Церковь никогда не погибнет и будет стоять до скончания века, а вот современный человек может погибнуть в море бескультурной секуляризации.

Интеллектуальный кризис

Интеллектуальный кризис является следствием кризиса культурного. Можно сказать, что данный кризис имеет два вектора действия: первый заключается в растрате огромного количества интеллектуального ресурса человечества, направленного на обеспечение и развитие общества потребления; второй – это абсолютная секуляризация науки и отказ от ее смыслового содержания. Мы не говорим о необходимости искусственного объединения научных и религиозных знаний – задача эта никому не нужная и, в принципе, неподъемная. Однако же нельзя скрывать и того, что сегодня многие ученые при трактовке тех или иных явлений исходят из общепринятой в данный момент времени научной парадигмы, а не из наличествующих фактов. Примером тому могут быть изначальное неприятие научным миром теории Большого взрыва, современные гипотезы о множественности миров и чревоточинах, скандал с подделкой пилтдаунского человека или рассмотрение пакицетуса в качестве переходной формы от сухопутных млекопитающих к китам, при том что палеонтолог Филипп Джиндерих в свободной манере изобразил это существо целиком, основываясь лишь на черепе и собственной фантазии.

Критики христианства считают, что вера в личностного Бога приведет науку в тупик, так как всё можно будет списать на Божью волю. Такой подход поражает своей наивностью, ведь вера не мешала достичь научных высот таким светилам, как Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Нильс Бор и др. Сегодня тот же дарвинизм приходится рассматривать не как научную теорию, а как мировоззренческую позицию, влияющую на многие сферы деятельности человека, его исповедующего. В этом плане христианство, в качестве объяснительной основы, ничуть ему не уступает. Забыв Христа, современное общество забыло также, что многие европейские и американские университеты начинали свое бытие именно с кафедр теологии.

Интеллектуальный кризис привел также к тому, что люди в своем большинстве перестали читать серьезные произведения, перестали работать над собственным мировоззрением, неосознанно отдавшись в этом вопросе случайным факторам. Популярность социальных сетей привела к тому, что информация теперь подается человеку в беспорядочной дискретной форме. Даже самые «правильные» и информационно насыщенные группы никогда не предоставят материал в целостном, завершенном виде. Противоположностью такого вида подачи информации является книга. Мы можем запомнить лишь 10-15% из прочитанного, однако и эти 10-15% будут целостным «куском» информации, закрепленным в памяти на всю жизнь. Книга влияет на мировоззрение, жизненную позицию, отношение к окружающим людям или условиям жизни, ничего подобного социальные сети сделать неспособны. Это пожиратели времени, в лучшем случае создающие иллюзию образованности, а чаще приводящие к отупению и полной индифферентности к чему-либо, кроме самих себя.

Люди, оторванные от книг, сами себя лишают способности критически мыслить, внутренняя жизнь такого человека, несмотря на красочность поглощаемого контента, становится довольно бедной. Интеллектуальный кризис так дальше и будет обслуживать нужды общества потребления, христианство же всегда будет противостоять такого рода явлениям, призывая человека к покаянию, развитию и изменению своей жизни.

Духовный кризис

Духовный кризис начинается с кризиса Истины. Сама идея существования объективной истины сегодня игнорируется. В большинстве своем образовательные учреждения и СМИ, формирующие умы, вопрос истины либо забрасывают на далекий задний план, либо вообще игнорируют. Однако существование объективной Истины не зависит от воспринимающего ее субъекта. Дважды два всегда будет четыре независимо от того, знаю я таблицу умножения или нет, живу я в просвещенной Европе или бегаю по джунглям Южной Америки. Истина существует и всегда одна, игнорирование или отрицание этого факта приводит человека к религиозному и духовному релятивизму, а также к «махровому» скептицизму. К сожалению, такая позиция наиболее популярна в современном мире и люди забывают, что за жизненной, мировоззренческой позицией стоит вопрос спасения души каждого отдельного человека.

Затрагивая проблему духовного кризиса, митрополит Антоний Сурожский отмечает две характерные черты свойственные секулярному обществу:

1. Потеря чувства Бога.
2. Острая реакция на мир.

Полная потеря чувства Бога и определяет секулярное общество. Человек, обращаясь внутрь себя, все больше и больше осознает свою привязанность и принадлежность этому материальному миру. Но, несмотря на всё сказанное выше, к счастью, радикальной секуляризации общества еще не произошло. Церковь все-таки еще не стала совершенно чуждой современному человеку. Даже часто критикуемое западноевропейское общество, в своих лучших и иногда видных представителях, сохраняет здоровое христианское сознание.
Острая реакция на мир не предполагает развития более глубокого понимания мира. Острая реакция на мир строится на отрицании иного измерения мира, непонимании, забвении или просто невосприятии вечности, бессмертия и Бога.

В диалоге с современным человеком довольно часто приходится говорить не о конфессиональных или догматических различиях, а об общехристианских понятиях, в этом плане митр. Антоний подытоживает: «Когда мы думаем об этом обществе, которое содержит Бога и человека в их становлении Царства и Тела, то мы видим, что оба аспекта, о которых я говорил, касаются Церкви», – потому многое зависит от нас, христиан. Активизация и направление внутренних человеческих сил на поиск объективной Истины, избавление человека от духовной бесчувственности и слепоты в условиях трехуровневого кризиса и составляют суть нашей с вами миссии.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/otkuda-berutsya-mnogie-problemy-sovremen...