Откуда берутся герои? Михаил Завалов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Герои, которые нас к себе притягивают – будь то наши знакомые, знаменитости или даже герои литературы, - крайне важны. Они показывают, кто мы такие, и позволяют нам живо исследовать различные ценности. Но самих героев и то, как мы их выбираем, нам также нужно исследовать, слишком они важны.

  Бегство Энея из Трои. Федерико Бароччи. 1598


Герои, полубоги и СМИ

Любой человек рождается и живет в окружении героев с их историями, это и есть культура. И в этом смысле мы мало чем отличаемся от людей, живших тысячелетия назад.

Древний Рим, например, знал своих героев: полководцев, атлетов, смельчаков вкупе с персонажами истории, героями эпоса, полубогами и богами. Легендарный Муций Сцевола, демонстративно сжегший свою руку на виду у врагов, воплощал в себе римские добродетели. Эней, предок основателей Рима, который был описан Вергилием по заказу императора, воплощал в себе семейные ценности. До нас дошла масса изображений Энея, покидающего Трою, который несет на себе дряхлого отца и ведет сына. Это значит, что уже в древнем мире героев использовали для пропаганды (по иронии судьбы, сами императоры тонули в разврате, что не мешало им заботиться о «здоровой семье», укрепляющей общество); а для иной недавней эпохи понадобился такой антисемейный герой, как Павлик Морозов. Существовали в Риме и живые герои, включая императоров, и знаменитости. Все было, как у нас, за исключением одного чисто технического отличия, которое все радикально меняет.

Лишь в течение нескольких последних десятилетий образы и слова стало совсем легко тиражировать и транслировать: это значит, что люди получили доступ к самым свежим новостям. В первом веке нашей эры наблюдать за боями знаменитых гладиаторов можно было только в амфитеатре Рима, а империя не могла увидеть, как император садится в колесницу либо, как то любил делать Нерон, декламирует свои стихи (будь там телевидение, вероятно, вся империя – на территории Испании, Египта или Британии – по всем каналам должна была бы слушать не самую прекрасную поэзию). Сегодня мы можем видеть живых героев в реальном времени. Пропаганда тоже стала дешевле, появились специалисты по производству знаменитостей, потому что слава – это еще и деньги.

Дешевый блеск славы

Герои особенно важны в молодости, когда человек выбирает, куда ему двигаться и кем быть. Когда он идентифицирует себя с каким-то героем, это позволяет интенсивно учиться – самым разным, хорошим и плохим, вещам – через подражание. Это нормальный механизм обучения, родственный игре. Кто становится образцом для подражания, скажем, в старшем классе школы? Самые популярные одноклассники. Существует какой-то биологический стадный механизм, который заставляет нас выбирать знаменитых героев, как будто это повышает наш собственный статус. Это касается отнюдь не только подростков.

Самое популярное не всегда самое хорошее. Не все наши герои «виноваты» в том, что стали знаменитыми, но если они к тому стремились, они учат нас определенным ценностям, таким как умение себя подать, соревнование, борьба за власть. Культ знаменитостей в чем-то сродни религии (да, и язык тут близок: культ, кумир, идол и так далее). Библеист Том Райт видит в этом современный аналог язычества: «Мы ожидаем, что знаменитость одновременно в чем-то выше простых смертных, а в чем-то отклоняется от нормального поведения (скажем, в беспорядочном употреблении наркотиков и алкоголя, рискованном вождении машины и хаотичной сексуальной жизни). Любой человек, изучавший классическую античность, увидит в этом знакомые образы: это образы богов и богинь древней Греции и Рима, могущественных, блестящих, капризных, беспутных небожителей, которые оказывают необыкновенную помощь своим любимцам и крайне опасны для прочих людей». Он, среди прочего, тонко подметил ту вещь, что знаменитости находятся вне морали.

Тихий свет

Таким образом, слава и известность подсовывают нам определенных героев, нередко сомнительного качества. За их блеском мы можем пропустить что-то действительно важное. Кроме того, наша культура предлагает нам определенный готовый ассортимент героев. Но стоит ли есть все, что нам предлагают?

Знаменитый исследователь Нового Завета Ричард Бокэм отметил одну интересную особенность канонических Евангелий на фоне античной литературы: это обилие «низких» – не высокопоставленных, лишенных славы – героев, рыбаков и крестьян. Эта особенность совершенно уникальна: во всех других древних произведениях в центре внимания стоят великие и знатные, а простые люди появляются лишь тогда, когда без них не обойтись. Это иная история, иная слава, иной подход к героям.

Да, нам всем нужны хорошие образцы для подражания, которые не зависят от моды и популярности. Если мы живем христианскими историями, быть может, мы заметим вокруг себя много тихих и незаметных героев, которых никто таковыми не считает. Я знал одну старую женщину, которая верила, сидела в лагере, а в другом лагере убили ее жениха, любила людей, жила с племянницей, никогда много не зарабатывала, была бедной, молилась, всегда была благодарна за свою судьбу. С точки зрения славы это убогая жизнь неудачницы, но я уверен, что это настоящее величие, иной тихий свет, который зовет к подлинной человечности, в отличие от блеска «звезд». Подобного света много вокруг нас, гораздо больше, чем кажется. Научившись его различать, можно найти много настоящих героев, неважно, попали они в разряд знаменитых или никто не видит в них ничего героического.

http://www.nsad.ru/articles/otkuda-berutsya-geroi