ОТКРЫТКИ С БЛЕСТКАМИ — КОЩУНСТВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На церковные праздники в мессенджеры мне постоянно шлют аляповатые вырвиглазные открытки с блёстками и анимациями. Кто-то говорит, что такие картинки кощунственны, а кто-то считает, что так люди выражают свои чувства. Кто прав?

Полагаю, что правы и те и другие.

Мне как-то в «Фейсбуке» попалась на глаза открытка к празднику мучениц Веры, Надежды и Любви, изображающая трёх упитанных младенцев с крыльями, как у бабочек. Конечно же, с блёстками. Или вот через несколько дней будем чтить память Святителя Николая. Я с абсолютной уверенностью могу сказать, что от открыток, изображающих святого как нечто среднее между Папой Римским и Дедом Морозом, с блёстками, снежинками и звёздочками, будет ломиться лента у каждого первого с половиной. Это ли не кощунство?

Впрочем, называть кощунством только открытки было бы неуместным упрощением. Кощунство кроется в самом отношении к празднику. Церковный праздник ведь существенно отличается от праздника светского. И та же память Святителя Николая не имеет ничего общего ни с Днём железнодорожника, ни с Днём Конституции. Светский праздник – это воспоминание того, что было когда-то. Приняли депутаты Конституцию в 1996, вот мы и празднуем. Подписал президент в 1993 году указ, вот мы и поздравляем железнодорожников. Суть церковного празднования совсем другая.

День памяти святого – это, как правило, день его преставления, то есть рождения в вечности. Празднование события евангельской истории – переживание этого события так, как если бы оно совершалось единственный раз в данный момент, то есть вхождение в реальность данного события. Празднование церковного праздника заключается в богослужении. Исполнение праздничного дня – Литургия, и самая лучшая форма взаимного поздравления – совместное участие в ней. Но понятно, что практически у каждого круг общения гораздо шире его прихода.

Естественно, в наше время, когда благодаря интернету рассеянные по миру христиане могут общаться друг с другом, несмотря на расстояние, беспрепятственно и свободно, без взаимных поздравлений не обойтись никак. Однако поздравление поздравлению рознь. Желание сделать ближнему приятное или необходимость завязать разговор в праздничный день неминуемо требуют поздравления как знака внимания или вежливости. Но для этой цели нет ни малейшей необходимости прибегать к китчу. Достаточно просто поздравить словами, неважно, в устной или письменной форме. Сводить же праздник к китчу, безвкусице, аляповатости и является самым что ни на есть кощунством. Так что открытки, конечно, нередко бывают кощунственны, однако кощунство не столько в открытках, сколько в самом подходе к празднику. Если изменить подход, желание слать открытки отпадёт само собой.

Как я уже говорил вначале, правы и те, кто считает, что посредством открыток люди выражают свои чувства. И у одних это действительно желание сделать приятное, поздравить церковного человека с церковным праздником, оказать внимание. Увы, в наше время проблемы со вкусом свойственны очень многим.

Что там открытки, когда пространством интернета гуляют изображения таких, с позволения сказать, икон, при взгляде на которые хочется делать всё что угодно, только не молиться: Сретение в духе ньюборн-фото, Спиридон Тримифунтский в обнимку с овечкой… И православные это публикуют, распространяют и восторгаются. На фоне этого аляповатость безвкусных анимаций – сущий пустяк.

Если уж среди православных и церковных людей далеко не каждому присущ вкус, то что тогда говорить о людях нецерковных, а подчас и неверующих, которым также бывает не чуждо желание поздравить с церковным праздником верующего из среды родственников, знакомых или друзей? Так что удивляться не приходится. Если хорошо знаешь человека и уверен в том, что за присланной открыткой кроется искреннее и доброе чувство, на качество открытки внимания обращать не стоит. В конце концов, расположение хорошего человека куда важнее, чем форма, в которой оно выражено. И неумелое, но искреннее поздравление определённо лучше, чем красивое, правильное, но фальшивое.

Вместе с тем не стоит забывать, что чувства тоже бывают разными. Кто-то посылает открытку из искреннего расположения, а кто-то просто для проформы. Для одних рассылка подобных поздравлений – своего рода компенсация недостатка общения, а для других – выражение потребности быть в центре внимания, пусть даже и в соцсети. Так что свести рассылку аляповатых открыток только к кощунству или к одному выражению добрых чувств непросто. Да и к чему? Что бы мы ни говорили, избавиться от обилия праздничной безвкусицы можно, только до предела уменьшив количество друзей в соцсетях или вовсе удалив аккаунты. А уж что выбрать, пусть каждый решает сам.     

Протоиерей Владимир Пучков

https://pravlife.org/ru/content/otkrytki-s-blestkami-koshchunstvo-ili-vy...