Отец русского монашества. Татьяна Уютова
Перед современным человеком он предстает на иконе суровым старцем, о жизни которого известно совсем немного. Преподобный Антоний Печерский, проведя жизнь в подвигах и став отцом русского монашества, тихо уходит в мир иной. Но память о нем как бы впечатывается в монастырские пещеры, сердца верующих и календарь Православной Церкви.
Выбор пути
«Измлада же име страх Божий, и желаше во иноческий облещися образ», – говорит житие преподобного. Не было долгих поисков и метаний – Антипа (имя святого в Крещении) еще юношей отдает себя в руки Господа, и Тот устраивает его пути.
Будущий основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова). С молодых лет он чувствовал влечение к высотам духовной жизни и по Божественному внушению отправился на Афон. В одной из обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ монастыря. Игумен, прозрев будущую подвижническую жизнь монаха, дал ему послушание идти на Русь и насаждать иночество в новопросвещенной христианской стране.
Придя в Киев, Антоний стал обходить монастыри, которые основывали иноки-греки, пришедшие с митрополитом Михаилом для Крещения Руси. Но эти обители не содержали чина и устава общежития, принятого на Востоке. Найдя вырытую варягами пещеру в Берестове, инок поселился в ней.
По преставлении благоверного князя Владимира власть захватил безбожный Святополк, севший на престоле в Киеве. Он убил князей Бориса и Глеба. Видя такое кровопролитие, преподобный Антоний снова удалился на Святую Гору. Позже благоверный князь Ярослав, победив Святополка, стал княжить в Киеве. Он любил Берестово с его церковью во имя святых апостолов. А при ней был пресвитер Иларион, который удалялся временами на покрытый вековым лесом холм близ Днепра, где ископал себе пещеру и тайно предавался молитвенным подвигам.
Преподобный Антоний в это время находился на Святой Горе, и снова его игумену было откровение от Бога послать монаха на Русь. Наставник предсказал монаху, что тот явится отцом многих черноризцев. С этим благословением инок пришел в Киев. Для жизни он выбрал ту двухсаженную пещеру, которую ископал священник Иларион.
Преподобный жил в непрестанной молитве, питаясь только водой и хлебом. А порой он не вкушал ничего всю неделю, пребывая в молитвенном бдении и руками копая большую пещеру.
Основание монастыря
Христолюбивый народ стал приходить к подвижнику, принося пищу для поддержания сил, испрашивая совета и благословения. Некоторые стали проситься жить с преподобным. Тогда пришел к нему и Феодосий.
С ранних лет он каждый день был в храме, читал слово Божие, отличался скромностью и смирением. Услышав однажды слова Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня (Мф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что пещера моя скромна и тесна?» – «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он ушел на соседнюю гору, вырыл себе пещеру и стал подвизаться в затворе. Преподобного Феодосия братия избрала игуменом, и тот стал заботиться об учреждении правильного общежития по уставу Студийского монастыря. Все имущество у братии было общее, время монахи проводили в непрестанных трудах; любое дело было положено начинать молитвой и благословением старшего, помыслы открывать игумену, который вел всех ко спасению.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской Церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели.
Труд и молитва, суровый образ жизни, строгость и воздержание во всем – вот что завещал своим ученикам преподобный Антоний. А что было приобретено взамен? Радость о Господе, спокойствие души и свет неизреченный. Тот, кто хоть раз в жизни почувствовал любовь и милость Божию, знает: эти дары ценнее всех сокровищ мира.
Антониевы пещеры
Преподобные отцы копали пещеры для молитвенного уединения, но, как сказал Господь: Не возжигают светильника, чтобы поставить его под спудом, но на свещнице, чтобы светил всем, кто в доме (Мф. 5, 15). Преподобные Антоний и Феодосий не искали славы, но Господь Сам прославил их. Так же как и других Киево-Печерских святых.
Ближние, или Антониевы, пещеры основаны в 1057 году. Они представляют собой сеть подземных лабиринтов, в которых находятся мощи преподобных Киево-Печерских отцов и подземные храмы.
Мощи преподобного Антония так и не были обретены, он желал и после смерти избежать всякой славы и почитания. В пещерах можно посетить келии преподобных Антония и Феодосия, в которых установлены кенотафы (символические гробы, в которых нет святых мощей).
В пещерном коридоре привлекают внимание вмурованные в толщу стены оконца затворников. В результате более поздних переделок ходы Ближних пещер утратили первичные размеры и форму. Теперь их ширина достигает 1,5 м, высота – 2,5 м. Общая длина подземных коридоров Ближних пещер составляет 383 м.
В Антониевых пещерах покоятся мощи 79 святых, среди которых преподобный Нестор Летописец, иконописцы Алипий Печерский и Григорий, преподобный Илья Муромский.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/otec-russkogo-monashestva
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии