От виртуального христианства к реальному. Лилия Малахова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В пору моей церковной юности среди семинаристов был популярен анекдот:
Великим постом игумен обходит кельи и вдруг видит, что один монах варит над свечкой яйцо. Разгневанный игумен врывается в келью, требуя объяснений, монах падает ему в ноги: «Прости, отче, бес попутал!» И вдруг из угла раздался голос бесенка: «Не верь, отче, я сам смотрю и удивляюсь: ни один бес до такого не додумается!»

Почему верующие грешат? Многим из нас доводилось слышать этот вопрос. Как вариант — почему верующие продолжают грешить и даже грешат еще хуже, чем неверующие? На него трудно ответить двумя словами, поскольку причина внешних «раздраев» запрятана глубоко внутри каждого человека. Но если в целом обрисовать картину, то она получится довольно-таки удручающей: христиане нередко поступают с окружающими гораздо хуже, чем неверующие, а должно быть наоборот.

Не секрет: православные, как никто другой, умеют облить тебя грязью, присыпав свое мнение о тебе ссылками на святых отцов, а потом с людоедской улыбкой добавить: «Ну ты прости меня Христа ради!» Давно подмечено: как только на православном форуме появляется какая-нибудь гадость, так обязательно в подписи стоит «смиренный раб Божий имярек». Или другое не менее распространенное явление: участники обсуждения перегрызлись до помутнения разума, взаимные оскорбления льются как из ушата, и у каждого в профиле — «православный МП».

Господи, помилуй нас! Ну почему мы не меняемся, придя к вере? Формулировки в стиле «против православных особо сильно воюет нечистый» лично меня не устраивают. Думаю, все проще, гораздо проще. Источник хамства — в наших собственных душах, в нашем воспитании, в том, как мы привыкли относиться к ближним. Для неверующего подобное поведение еще может как-то быть оправдано, но очень неприятно и обидно, когда кусать начинают свои.

На мой взгляд, диссонанс между тем, что мы исповедуем на словах, и тем, как мы поступаем, заложен в очень серьезной ошибке, которую совершают, наверное, процентов 95 тех, кто считает себя православными. Начиная свой путь к Богу, большинство из нас стремятся как можно больше усвоить правил внешнего поведения, совершенно упуская из вида свою душу.

Давайте вспомним, как мы начинали свой путь? Наверняка большинство рассказов (и мой в том числе) начнется с воспоминаний, как мы впервые пришли в храм и совершенно не знали, как себя вести в нем. Как правильно войти в дом Божий, сколько раз перекреститься, куда поклониться, каким иконам и в каком порядке ставить свечи. У большинства первой православной книгой была брошюра «Как вести себя в храме».

На следующем этапе мы все свои усилия прилагаем к тому, чтобы заучить как можно больше молитв, порядок их чтения, в какие посты что можно вкушать, пополняем свои библиотеки акафистниками и душеполезным чтением. И на этом духовный путь большинства из нас заходит в тупик. Когда усвоены все правила, выучены все тропари и молитвы, пост усугублен до такой степени, что следующим этапом становится только питание солнечной энергией, делать в Церкви нам уже становится больше нечего.

На этой почве у многих начинается кризис веры. Если точнее, то кризис воцерковленного тела. Это тело мы столько времени усердно воцерковляли, приучая его к долгим стояниям на службе, к посту, к своевременным поклонам под строго определенным углом. А вот душа так и осталась невоцерковленной. Все усилия прошли мимо нее красивой походкой. Отсюда уродливые явления в среде верующих: вот этот раб Божий причащается каждое воскресенье, но при этом блудит. А вот эта сестра во Христе усердно кладет земные поклоны, но при этом обдумывает, как бы сына с невесткой развести. А вон тот благочестивого вида христианин не уступит в автобусе место старику. Потому что у многих из нас жизнь отдельно, а вера отдельно. Наши религиозные убеждения часто становятся подобием одежды, которую по возвращении из храма снимают и вешают на гвоздик в прихожей.

К большому сожалению очень и очень многие православные забывают о том, что себя надо менять, прилагая усилия. Перемена характера, привычек, нрава не происходит сама собой. Необходимо принуждать себя жить по-христиански. Усвоить внешние обычаи относительно просто, тем более, когда привлекает новизна. Но не они делают человека христианином. Молитва, поклоны, крестное знамение, исповедь и даже причастие — это вспомогательные средства на пути нашего спасения.

И если мы не прилагаем усилий к тому, чтобы изменить свое отношение к окружающим, то проку от них никакого. Это все равно, что пускаться в плавание с надувным кругом. Да, на воде ты, вроде, держишься, но плавать-то все равно не умеешь. И при любом катаклизме, который у верующих принято называть искушением, пойдешь ко дну под веселое бульканье пузырьков.

Возвращаясь к теме кризиса веры или периода охлаждения, который случается у большинства верующих, хочу сказать, что, по моему мнению, его причина кроется именно в том, что все усилия были направлены на стяжание обычаев внешнего благочестия. Это как игра: до какого уровня я дойду? Основной целью становятся прыжки с уровня на уровень, а когда игра пройдена, она становится неинтересной.

Из года в год одно и то же: Рождество, Крещение, Пасха, Троица. Все богослужения уже посетил, каждое движение священников выучил наизусть, все грехи рассказал, а новых мало. Становится неинтересно, жизнь утрачивает изюминку. Ходить в церковь незачем: она перестала быть источником развлечений. А поскольку человек постоянно желает ощущать остроту жизни, то в таком состоянии, если душа осталась невоцерковленной, вполне может качнуть на прежнюю тропинку, где и пьянки, и блуд, и самоутверждение — пресловутая изюминка будет вновь обретена в грехе.

И все грехи как лишние килограммы после неправильной диеты — возвращаются назад и приводят с собой новые. А некоторые видят в этом еще и особую пикантность: это мне Господь попускает падать, чтобы я видел, к чему стремиться. Или еще лучше: не согрешишь — не покаешься, не покаешься — в Царствие Небесное не войдешь. И без особых забот продолжает падать еще и еще, даже не утруждая себя вставанием.

В немалой степени подобному состоянию верующих способствует странное отношение, распространившееся у нас к исповедующимся: до причастия не допустят человека, который не вычитал положенных молитв, а того, кто одержим ненавистью к ближнему, допустят. Акцент смещается. Верующий понимает, что гораздо важнее исполнить внешнее правило, а на собственно грех можно «забить». Встал перед аналоем, список грехов по листочку зачитал, разрешение получил, и, слава Тебе, Господи, можно продолжать делать пакости невестке, пить, блудить и бить жену. И бесы тут ни при чем, это мы сами никак не найдем мостик, по которому можно перейти в нормальную христианскую жизнь.

Этот мостик есть, и он известен христианам уже более двух тысяч лет. Это Евангелие. Мы часто укоряем протестантов тем, что они отвергают учения святых отцов, но сами совершаем не меньшую, если не большую ошибку: мы не ставим во главу нашей жизни Евангелие. Излишне увлекаясь поучениями и наставлениями, некоторые православные ни разу в жизни не открывали Евангелие, а из тех, кто открывал, немало таких, которые говорят: «Мы читали, но ничего не поняли и больше не читаем».

А ведь Евангелие написано простым языком. Возлюби ближнего своего — как еще понятнее можно написать? Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с ближними. Тяжело понять? Наверное, понять легко, а вот исполнять не хочется. Или, может, мы намеренно бежим от любви к этим противным ближним в формальное исполнение церковного этикета?

Если мы вспомним Евангелие, то в ряду всех событий вспоминается особенная «нелюбовь» Спасителя к фарисеям. Чем же они заслужили такое отношение? Фарисеи — это особая каста учителей. Они наизусть знали Писание, могли часами вести богословские споры, они помнили все религиозные предписания до последней точки: какую жертву как и когда приносить, какую молитву при каком случае читать, что в какие дни дозволяется, а что нет… Но при этом не делали никаких усилий для того, чтобы жить по заповедям. Закон вытеснил Бога из их душ.

Помните, какими словами назвал их Господь? Чаши украшенные, полные нечистот. Многих из тех, кто читает Евангелие в наши дни, думают, что под украшением имеется в виду красивая одежда, бижутерия, косметика, дорогие дома и машины… И это тоже. Но основное украшение фарисея — это доскональное знание закона. Современные фарисеи не пишут цитат из Писания у себя на рукавах, но они досконально знают, в какой день какие стихиры поются, какой акафист и в каком случае прочитать, и на любую твою фразу ввернут цитату из святых отцов, чтобы ты почувствовал себя червем, а не человеком, поношением среди людей. При этом они жестоки и циничны к ближним.

Это они, отбив очередную сотницу, скажут человеку, которого постигло несчастье: «Это тебе по грехам!». Это они, вместо того, чтобы посочувствовать и утешить, еще и еще раз толкнут тебя в лужу, в которой ты оказался, да еще и прокричат вслед парочку обличительных фраз. И именно из их рядов выходят самые отъявленные хулители Церкви.

Сейчас время Великого поста. Это время покаяния, переосмысления своих жизненных позиций, своего места в этом мире. Это прекрасная возможность поменять вектор своей религиозной жизни и соединить наше книжное благочестие с благочестием души, наконец-то перейти этот мостик от виртуального христианства в реальное, в котором преобладающей движущей силой будет Любовь. 

 

Матроны.ру

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=2&id=3354