От страха перед миссией поможет психиатр и чтение Евангелия

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Ольга Курова
После избрания патриарха Кирилла Русская православная церковь проявляет все большую активность, начинает новые миссионерские проекты. В то же время, порой активность Церкви вызывает у различных групп людей страхи. Старые прихожане боятся, что придет масса новообращенных и разрушит их привычный уклад благочестия. Люди светские, относящиеся к Церкви настороженно, опасаются, что придут "агрессивные миссионеры" и навяжут им религию.
О том, как преодолеть свои страхи и тем, и другим, "Правде.Ру" рассказали известные священнослужители.

 

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

— К психиатру. Я не представляю, как можно "навязать религию". Мне уже шестьдесят лет почти. Мне с детского сада навязывали коммунистическую религию. И в школе, и в двух институтах. И даже в семинарии пытались. Ничего не вышло. Режим был тоталитарный, все было. И ничего не удалось навязать.

— Отец Димитрий, а что бы Вы посоветовали первым: верующим людям, которые боятся, что придут неофиты и разрушат их привычный уклад церковной жизни?

— Укладу в главных направлениях две тысячи лет с небольшим. Врата ада Церковь не одолеют. Изменения уклада — они неизбежны. На протяжении нашей истории он постоянно менялся. Например, я уверен, что через двадцать лет 80% женщин в храм будут ходить в брюках. И чего с этим можно сделать? Да ничего. Есть объективные причины, по которым все меняется. Даже мой родной город Москва, он неузнаваем. Из любимого когда-то города я теперь мечтаю, как бы уехать поскорей.

А так — лечить голову.

— И тем, и другим?

— Разумеется. Седативные препараты пить на ночь.

Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

— И тех, и других я бы призвал посмотреть на самую естественную историческую аналогию, которую можно вспомнить в связи с настоящим временем — на эпоху святого равноапостольного императора Константина, когда Церковь и общество находились в ситуации, весьма подобной нынешней. После трех веков, а ныне семидесяти лет, демонических гонений, государство осознало сущностную значимость Церкви для благополучного устроения и течения народной жизни.

В этом смысле, если говорить со стороны Церкви, отказ от использования тех возможностей церковно-государственного, церковно-общественного сотрудничества, которые теперь открываются, было бы предательством по отношению к изначально евангельскому завету свидетельства о Христе Воскресшем и о сути нашего обетования. Другое дело, что к формам этого свидетельства мы должны относиться ответственно и ни в коем случае не подменять второстепенным главное. Все время держать руку на пульсе, отслеживая то, чтобы новые, небанальные, нетрадиционные формы свидетельства о Христе не уводили от главного — веры в то, что Господь возвестил в Евангелии и необходимости нашей сознательной, доброй, благочестивой жизни в Церкви, — а приводили нас к пути воцерковления.

Людей, волнующихся в нецерковной среде, я прежде всего просил бы не отождествлять с Церковью мнение пусть и шумных, но чаще всего на маргинальных позициях стоящих публицистов, интернет-авторов, критиков, а выносить суждения о действительно церковной позиции по тому что-то, что говорят, и что делают люди, которым это в полном смысле поручено, доверено священноначалием.

Иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии, известный публицист:

— Первым, если они еще называют себя церковными, я бы советовал немножечко почитать Евангелие, повнимательнее, поподробнее. И святых отцов, и наши современные церковные документы, обращения Святейшего патриарха. Если они называют себя православными, то они должны перестать быть суеверными и невеждами.

Вторым нужно немножко улучшить свое знание, понимание того, что есть Церковь, что такое религия, что за страна Россия и что такое их жизнь в этом мире. Нужно уровень своего просвещения повышать и раскрывать свои глаза, вылезать из норки, куда они спрятались из-за какого-то своего страха.

И тем, и другим — идти навстречу друг другу.

Читайте также в рубрике "Вера"

 

Ольга Гуманова

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/17-06-2010/1036766-missiophobia-0/