От национализма к расколу: путь бывших клириков УПЦ
Как митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко), священники Андрей Дудченко и Георгий Коваленко пришли к расколу.
Украина мучается от церковного раскола. Он подобен яду, который, попав в организм, производит сильные боли. Он похож на опухоль, высасывающую жизненные соки из организма. Он как омертвевший во чреве матери ребенок, который и сам гниет, и разлагает материнскую плоть. Раскол – главная проблема Украины, порождающая по дальнейшей цепочке нестроения социального и политического порядка.
Но самое опасное действие раскола даже не в разрушительном воздействии на жизнь государства в целом, а в том изменении личности, которое неминуемо следует за уклонением в лже-Церковь. Страшно то, что происходит в расколе с человеком, с его душой.
Здесь нет нужды выдумывать какие-то басни и страшилки. Примеры – перед нами. Речь пойдет об известных священнослужителях, которые перешли из УПЦ в ПЦУ. То, что они делают, говорят, пишут сейчас, оставляет гнетущее впечатление. И поневоле задумываешься: насколько же права Церковь в том, что она всегда рассматривала раскол как тягчайший грех и видела только один путь решения этой проблемы: покаяние раскольников.
Беглец от «русского мира»
Экс-митрополит Симеон (Шостацкий), бывший митрополит УПЦ, ныне клирик ПЦУ. Закончил Московскую семинарию, был пострижен в монашество в Даниловом монастыре. На епископской кафедре в Виннице показал себя как неплохой хозяйственник, пользовался уважением в церковном народе. Незадолго до «объединительного Собора» ПЦУ обманул свою паству: пообещал не участвовать в нем, но все же явился на «Собор». С этого момента началась уже иная история митрополита – история лжи, предательства, иезуитской изворотливости, помрачения ума.
Свой новый путь в ПЦУ Симеон начал с захвата кафедрального собора Винницы. Будучи главой общины, митрополит заранее ввел в состав юридической десятки, определяющей судьбу общины, своих людей. В день «объединительного Собора» храм заняли молодчики спортивной внешности, которые вместе с работниками СБУ поставили «охрану» и отняли ключи от собора.
Переход общины собора в ПЦУ прошел «единогласно» – десять человек плюс Симеон проголосовали за смену юрисдикции. А 300 прихожан, половина хора, весь детский хор, почти все священники были вынуждены уйти.
Вскоре после выхода из канонической Церкви Симеон заявил, что в УПЦ нет любви и что он сам много лет обманывал людей, проповедуя идеи «русского мира». Широкую известность получила реплика экс-митрополита, что духовенству УПЦ предлагают деньги, дабы они не переходили в ПЦУ (ни одного фактического доказательства Симеон не привел).
28 декабря 2018 года митрополит Симеон подал иск в Винницкий горсуд с просьбой отменить указ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия от 17 декабря, которым его освободили от управления Винницкой епархией УПЦ и запретили в священнослужении. Суд отказал.
Широкую известность получила реплика экс-митрополита Симеона, что духовенству УПЦ предлагают деньги, дабы они не переходили в ПЦУ.
Испугавшись, что верующие УПЦ совершают молитвы возле захваченного кафедрального собора в Виннице, Симеон объявил, будто они «хотят забрать собор у Православной Церкви Украины, чтобы в Преображенском соборе не звучала украинская речь, чтобы с амвона проклинали до десятого колена тех из вас, кто жаждет Украинской Церкви, чтобы в соборе проповедовали не Христову веру, а идеологию т.н. "русского мира"».
Сегодня бывший митрополит остается в раскольнической структуре, продолжая поливать грязью вчерашних братьев и сослужителей. Очевидно, он мучается неудачей на «объединительном Соборе», где его не выбрали в руководители новообразованной «Церкви». Мучается и тем, что проект ПЦУ провалился на Винничине, и Симеон потерял большую часть приходов. В то же время запрещенный в служении иерарх не может смириться для покаяния и возвращения в УПЦ.
В связи с этой темой на ум приходят слова митрополита Запорожского Луки: «Если мы обратимся к личным историям нынешних руководителей ПЦУ, то сразу заметим тот неприглядный факт, что их объединяет конкретная греховная страсть – памятозлобие. Злопамятство как качество – это склонность личности к проявлению стойкого, навязчивого воспоминания об обиде, оскорблении, причиненной несправедливости, "зле и вреде". При этом человек поражен злобой, не имеет искреннего желания простить, а зачастую хочет отомстить, взять реванш».
Вчерашний клеймитель раскола
Экс-митрополит Александр (Драбинко), бывший митрополит УПЦ, ныне «митрополит» ПЦУ. Закончил Московскую духовную семинарию, затем Киевскую духовную академию. В 2002 г. защитил диссертацию «Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)», в которой обличал УПЦ КП, УАПЦ и Константинопольский патриархат, действия которого в Эстонии прямо назвал антиканоническими. Брошюру Александра (Драбинко) «Почему раскольнические группировки в Украине называются неканоническими» трижды переиздавали. По его сценарию в 2003 году сняли фильм «Анатомия раскола», где озвучили однозначную позицию по теме украинских автокефальных расколов: раскол есть грех, который врачуется только покаянием ушедших и их последующим возвращением.
Но по мере того, как Драбинко входил во взаимоотношения разного уровня с членами автокефальных группировок, его взгляды начали меняться. Менялась и его жизнь.
21 февраля 2012 года Синод УПЦ освободил Драбинко от должностей председателя отдела внешних церковных связей УПЦ и главного редактора официального сайта УПЦ и вывел из состава постоянных членов Священного Синода УПЦ. В справке к журналу № 23 заседания Синода сказано следующее:
«Его (митрополита Александра – Ред.) деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое смущение среди верующих. <…> Пользуясь должностью секретаря Предстоятеля УПЦ, постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви и главы ОВЦС УПЦ, он позволяет себе в эфире светских общенациональных средств массовой информации <…> открыто выступать с критикой решений Высшей Церковной власти, искусственно противопоставляя Священный Синод Украинской Православной Церкви Ее Предстоятелю. <…> Он дозволяет себе недвусмысленно порочить своих собратьев-архипастырей, членов Священного Синода УПЦ, организует публикацию в антицерковных СМИ строго конфиденциальных церковных документов, предназначенных для ознакомления исключительно членам Священного Синода».
Комментируя это решение Синода, тогдашний управделами УПЦ архиепископ Митрофан (Юрчук) заявил, что архиепископ Александр выдавал свои мысли за мнение предстоятеля УПЦ митрополита Владимира.
«Его (митрополита Александра – Ред.) деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое смущение среди верующих».
Из постановления Священного Синода УПЦ
В июне 2013 года в многочисленных публикациях СМИ и блогосфере имя архиепископа Александра оказалось связанным с историей похищения двух монахинь – настоятельницы и одной из насельниц киевского Покровского монастыря. К возбужденному уголовному делу архиепископа привлекли в качестве свидетеля.
25 мая 2018 года Священный Синод УПЦ определил:«Призвать преосвященного митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра своим неприличным поведением и жизнью не порочить высокий сан епископа, который он носит, а также в дальнейшем воздержаться от любых публичных выступлений и высказываний, что вызывают возмущение среди епископата, клириков и мирян Украинской Православной Церкви и вносят соблазн в сердца верующих. В случае игнорирования этого братского вразумления Священный Синод будет вынужден принять другое решение дисциплинарно-канонического характера».
Еще будучи каноническим митрополитом, Драбинко не стеснялся клеветать на Церковь, которая является его духовной матерью и в которой он получил все: монашеский постриг, священство, епископский сан, образование и прочее.
«УПЦ превратилась в некий островок русской идентичности в Украине. <…> Российские политологи неслучайно рассматривают УПЦ как самую крупную "русскую партию" в Украине. <…> УПЦ – действительно крупнейший "русский остров" в украинских общественных "водах". <…> На протяжении последних лет УПЦ постоянно утрачивает позиции, теряет прихожан» (интервью сайту «Левый берег» 07.01.2017 г.).
При этом иерарх признал, что является… главным идеологом «русского мира»: «А вы знаете, что теория "русского мира" в своей основе принадлежит мне? Так вот, если у нас есть единое славянское пространство, то нет проблем, чтобы в Киеве находился Патриарх Киевский и Всея Руси» (интервью газете «Сегодня» 13.06.2010 г.).
Блаженнейший Онуфрий жалел владыку Александра до самого его ухода в раскол. В то время, как киевское духовенство возмущалось действиями и высказываниями одиозного митрополита, Блаженнейший молился о нем и не предпринимал никаких канонических мер.
Митрополит Александр отплатил Блаженнейшему за его снисходительность и братскую любовь весьма своеобразно. После предательства родной Церкви и перехода в Константинопольский патриархат, а затем в ПЦУ, Драбинко подал в суд на Митрополита Онуфрия. Документ имел следующее обозначение: «о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального (неимущественного) ущерба».
Последующие высказывания Драбинко, пожалуй, можно собрать в книгу афоризмов. Трудно сказать, чего там больше – лжи или выдумок, ереси или безграмотности, двойных стандартов или осознанного манипулирования фактами.
Например, в недавнем интервью он заявил: «У нас есть Православная Церковь Украины, которая заняла свое место в диптихе Православных Поместных Церквей, и она уже никуда не денется. Кто не верит в это, тот верит, что приедет Путин на танках и у нас не будет Украины».
«УПЦ превратилась в некий островок русской идентичности в Украине. <…> Российские политологи неслучайно рассматривают УПЦ как самую крупную "русскую партию" в Украине».
Экс-митрополит Александр (Драбинко)
О владыке Гедеоне (Хароне) экс-митрополит сказал, что в сенате США тот «ябедничал, жаловался на какие-то притеснения, гонения, которые якобы испытывает Украинская Православная Церковь в последнее время от нынешней политической власти в Украине».
После того, как Кипрская Православная Церковь начала сбор подписей в защиту прав верующих УПЦ, чтобы подать иск в Европейский суд по правам человека, Драбинко назвал это «провокацией».
Комментируя возвращение священника Николая Бреги вместе с общиной из раскола обратно в каноническую Церковь, запрещенный в служении иерарх отметил, что отец Николай «кается, как куры из "Скотного двора" Оруэлла», а само покаяние назвал «падением на колени перед ханом в белой шапке», «рабским и азиатским», и проявлением «пропагандистской тоталитарной машины московского типа Православия».
Кстати, Драбинко тут же «освободил» священника Николая Брегу от должности настоятеля и велел опечатать его храм. Вот такая «европейская демократия».
Пожалуй, здесь остается только молиться. Уклонение в раскол действительно помрачило рассудок бывшего иерарха. Больна совесть, болен разум. А ведь он человек образованный и относительно молодой. Как рассказывают, некогда обладал многими хорошими человеческими качествами. Куда все подевалось? Воистину, когда Бог желает наказать человека, отнимает у него ум.
Модерновый модернист
Протоиерей Андрей Дудченко. Бывший клирик храма, в который я сам ходил восемь лет. Человек широкого кругозора, неплохой публицист. Был. Пока не увлекся идеями автокефалии и не вошел в общение с раскольниками. То, что он начал писать и говорить потом, выходило за рамки самого модернового модернизма. Неудивительно, что в первые же дни существования ПЦУ Дудченко был уже там.
«Церковь Божия во Христе – шире, глубже и полнее моей собственной конфессиональной ограниченности… Церковь Божия есть – и она состоит из всех, кто верен Богу и Христу Его. Где бы ни были эти люди, в какой бы из рассеянных и разделенных земных юрисдикций они ни состояли».
Это пишет не протестант – это пишет православный священник (тогда еще священник канонической Церкви). Для него Церковь – это вообще все верующие во Христа, без конфессиональных различий. Веруй как хочешь, молись с кем хочешь и как хочешь… Оснований для каких-либо разделений вообще нет!
Цитата из другой статьи Дудченко: «Среди всех отточенных богословских формулировок мы повторяем и исповедание веры в Церковь: "единую, святую, соборную и апостольскую". Но где эта единая Церковь? Можно повторять заученный Символ веры и успокаиваться, но достаточно раскрыть глаза и убедиться, что Церковь у нас явным образом не едина. Мы разделены на православных и католиков, на греко-католиков и разные православные юрисдикции, не признающие друг друга. Но есть ли основания для этого разделения?»
Действительно, есть ли основания для разделения православных и католиков, православных и протестантов, православных и униатов? Какая вообще разница? Для Дудченко – никакой. Очевидно, вопрос о границах Церкви для него не представляет никакой догматической трудности. Их просто нет, да и все. Веруй, как пожелаешь.
«Мы разделены на православных и католиков, на греко-католиков и разные православные юрисдикции, не признающие друг друга. Но есть ли основания для этого разделения?»
Протоиерей Андрей Дудченко
Конечно, для запрещенного ныне в служении протоиерея древние каноны Церкви не являются авторитетными. Но раз мы завели этот разговор, стоит вспомнить некоторые из правил, которые касаются раскола.
- 10-е правило святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».
- 45-е правило святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен».
- 65-е правило святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».
К сведению Дудченко, «конфессиональный эксклюзивизм» разделяет не только Православная Церковь, но и католическая, утверждая, что Христос «основал на земле» единственную Церковь и учредил ее как «зримое собрание и духовную общину». «Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую. Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним»(Конституция II Ватиканского Собора Lumen Gentium).
По учению Дудченко, находящиеся в расколе могут спокойно пребывать в нем, нисколько не сомневаясь в своем выборе. Искать истину и прислушиваться к голосу Церкви вообще не нужно.
Обсуждая Критский Собор 2016 года, который так и не стал Всеправославным, потому что на него принципиально не явились четыре Церкви, Дудченко написал:«Главная новизна Собора – в осуждении фундаментализма, в том числе православного». Вот что грезится модернисту – полное разрушение православной традиции, в том числе и богословской!
Тексты Дудченко заставляют вспомнить слова известного апологета современности, священника Георгия Максимова: «Общая размытость и неопределенность экклезиологии в умах многих православных приводит к нечувствию всей тяжести греха раскола, непониманию того, что это духовная смерть и богоборчество и что в отношении Церкви раскольники становятся не менее чуждыми, чем еретики».
Экуменист-националист
Протоиерей Георгий Коваленко, бывший клирик УПЦ, ныне «священник» ПЦУ. В прошлом занимал серьезные посты в Церкви. Образованный, интересный человек. Был. Пока не увлекся националистическими и автокефальными идеями. То, что он начал писать и говорить с начала 2010-х годов, вообще трудно классифицировать и обозначить. Похоже, это и есть то самое «украинское богословие», которое Коваленко пытается создать в своем экуменистическом заведении «Открытый православный университет Святой Софии-Премудрости».
Так, в 2013 году, накануне гей-парада, Коваленко заявил, что, по его мнению, гомосексуализм «пока еще» называют извращением.
Священник регулярно появлялся на Майдане, выступал там и в своих речах и публикациях того времени активно поддерживал «революцию достоинства».
В 2015 году он опубликовал «Десять заповедей украинца» – кощунственное передергивание Декалога. Например, во второй «заповеди» Коваленко предлагал такой тезис: «Украинец верит в Бога и в Богом данную Украину. Украинец остается украинцем, даже когда находится за пределами Украины, и благодарит Бога за все». Оказывается, верить надо не только в Бога, но и в Украину… Оказывается, только украинец остается украинцем, когда выезжает за пределы Украины. Мексиканца или итальянца, конечно, это не касается. Какое удивительное прозрение!
Коваленко известен как лоббист откровенно католических проектов. Например, он является автором петиции о признании католического Рождества 25 декабря государственным праздником. 7 марта 2016 года на сайте РИСУ, а через несколько часов и на официальном сайте УГКЦ появилась новость «Православные христиане мира: "Настало время признать ужасную правду о Львовском псевдособоре 1946 года"». Одним из подписантов документа был и наш одиозный протоиерей. Одна из фраз обращения: «Мы склоняем наши головы перед мучениками Украинской греко-католической Церкви…»
Недавно Коваленко назвал УГКЦ и ПЦУ «родными сестрами, которые имеют общие корни Киевской Церкви Владимира, могут понять друг друга и найти много сфер для сотрудничества».
Совместно с представителями УПЦ КП и УГКЦ он подписал заявление о том, что позиция УПЦ не соответствует Евангелию и исторической правде. Авторы заявления «с сожалением констатировали», что «ни Русская Православная Церковь, ни Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) до сих пор не признали своего соучастия в трагических событиях ХХ века по запрету и попыткам ликвидации Украинской греко-католической церкви, а также и в других преступлениях атеистического тоталитарного советского режима против свободы совести и человеческого достоинства».
«Украинец верит в Бога и в Богом данную Украину. Украинец остается украинцем, даже когда находится за пределами Украины, и благодарит Бога за все».
Протоиерей Георгий Коваленко
Свой «Открытый православный университет Святой Софии-Премудрости» отец Георгий открывал с помощью и участием униатов.
В 2017 году на телеканале 1+1 вышла передача «Тайны код веры: христиане или язычники» с отцом Георгием Коваленко в качестве ведущего. Протоиерей перед камерами демонстративно снял священническое облачение и вышел из храма, прокомментировав свой символический поступок тем, что в Церкви он не нашел истины и уходит искать ее в мир. Замечательно, что поиск истины священник продолжил в беседах с колдунами, гомосексуалистами, сектантами и предложил искать ее даже в язычестве.
В эфире ТСН 26.07.18 Коваленко заявил, что в Украинской Православной Церкви сегодня нет любви и уважения друг к другу.
В 2018 году он призвал верующих праздновать Хеллоуин и называть его Днем всех НЕсвятых. В июле 2019 г. объявил, что святые благоверные Петр и Феврония Муромские не могут считаться покровителями семьи, и украинцы не должны почитать их в таком качестве.
Богословские и философские идеи отца Георгия привели его в ПЦУ. Что ж, этот итог закономерен. Потому что национализм неминуемо сужает мышление до местечкового уровня, а церковного мыслителя приводит в «свою» национальную «Церковь». Этот путь неминуемо связан с аберрацией нравственного чувства – ведь национальная идея поглощает все живое и по-человечески нормальное.
Гомосексуалисты для Коваленко хороши, УГКЦ – сестра, каноны Церкви отменены, Хеллоуин – хороший праздник, захватов храмов УПЦ он в упор не видит, а во всей УПЦ не нашел примеров любви… Что тут сказать? Коваленко оказался там, куда шел всю жизнь. Рядом с Филаретом Денисенко, Епифанием Думенко, Евстратием Зорей и т.д. И дал всем нам внушающий пример движения человека в раскол через увлечение националистическими и экуменистическими идеями.
* * *
«Избегайте змеиных советов людей злых и отпадших от Церкви, ибо, поистине, таковые люди являются змеями. Будучи врагами и волками, под видом друзей и в овечьей шкуре эти воющие волки ищут пищу и, когда находят беззащитную овцу, хватают ее и терзают. Так поступают и эти лукавые люди, и лжеучителя, притворяющиеся благочестивыми и внешне облеченными в образ нищеты, внутри же помраченные в своих помыслах, являющиеся любителями удовольствий, сребролюбцами, тщеславными, гордыми, любящими стычки и славу, злопамятными и совершенно безумными».
Эти слова великого борца с расколами, подвижника XIII-XIV веков святителя Феолипта, митрополита Филадельфийского, вспоминаются теперь, в разговоре о наших ренегатах. Некогда они послушали не тех, кого следовало бы слушать. Теперь они сами отравляют ядом своих идей тех, кто слушает их. И нужно понимать, куда ведут такие общественные деятели, как Драбинко, Дудченко, Коваленко и иже с ними.
Что делать, чтобы с нами не случилось того же, что и с бывшими священнослужителями УПЦ? Ответ лишь один – верить Церкви. Верить в то, что мудрость Церкви проверена временем, и она не от мира сего. Твердо держаться Церкви, помня, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Доверять предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Онуфрию, который сегодня стал фигурой, объединившей вокруг себя канонических православных. Помнить: Бог не оставит своих. Надо только, чтоб мы были теми, кем должны быть.
О расколе будем думать, как учил святитель Феолипт: «В Писании сказано, что распинавшие разделили ризы Христа и об одежде Его метали жребий. Раскольник же не только разделяет правосмыслие верующих, сохраняющее единство и согласие Церкви, но расчленяет и различные собрания, раскалывая и рассекая единую Церковь; он подменяет звание Христово именами человеческими».
А к самим раскольникам наше отношение не меняется. Мы сожалеем об их уходе и ждем их возвращения. И надеемся на чудо, потому что мы верим в Бога, творящего чудеса. Богу все возможно.
Закончить хотелось бы словами того же святителя Феолипта, положившего всю жизнь на борьбу с церковными расколами. Это обращение к современным ему раскольникам. Слова нисколько не устарели и вполне подходят для нашей сегодняшней ситуации. Владыка Симеон, владыка Александр, отец Андрей, отец Георгий! Пишу «владыка» и «отец», потому что Церковь еще не извергла вас из сана. Услышьте нас! И почувствуйте наше искреннее участие в вашей судьбе и в участи тех, кто идет вслед за вами. Мы ждем вас. И молимся Богу о вашем возращении.
«Будучи твоими братьями, мы оплакиваем твое отделение от Церкви... Мы желаем твоего возвращения прежде, чем смертельная гангрена распространится в тебе. Выбор между жизнью и смертью дан тебе. Ныне нет независящих от тебя обстоятельств, препятствующих твоей воле к здравию... Пока весы перемен находятся в твоих руках, яви свое расположение к возрождающей Церкви. Не оставайся, сыне, в несогласии со своей Матерью, ругая ее и похищая ее чад посредством губительных глаголов, дабы в клевете на святыню и в разрывании церковного единства не застал бы тебя последний день».
Сергей Комаров
https://spzh.news/ru/zashhita-very/64112-ot-nacionalizma-k-raskolu-puty-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии