От Лубен до Харькова
С первого взгляда может показаться, что склонность к разделению изначально присуща христианству и восходит к первым страницам Книги Бытия. Этот взгляд опасно приближается к рассмотрению людей как созданий двойственной природы, у которых душа и тело трактуются, соответственно, как святое и нечестивое начала личности. Позднее в некоторых кругах Новый Завет интерпретировался как противопоставление веры и дел, и в дальнейшем в истории Церкви продолжалось отделение богослужения от вероучения, Библии от Церковного Предания и одной конфессии от другой.
Россию не миновала беда церковных расколов, главным из которых стал, конечно, великий раскол XVII столетия. Однако первой фазой великого раскола стало распространение в XV-XVI веках различных ересей, которые получили общее наименование: ереси «жидовствующих». Сладкий яд еретиков, отрицавших Святую Троицу и Господа нашего Иисуса Христа, проник во многие сердца православных христиан из числа русской правящей элиты того времени, отвратив их от Бога и святой Церкви. Понадобилось жёсткое вмешательство государства в лице Великого Князя Иоанна III и особенно первого русского Царя Иоанна Грозного, чтобы ересь эта не привела к расколу.
Но пагубную деятельность раскольников остановить не удалось. На протяжении столетий Россию терзали различные церковные разделения и конфронтации. С начала ХХ века, в связи с революцией и свержением самодержавия, в атмосфере общего упадка духовности, активную позицию в религиозной жизни нашей многострадальной родины занял раскол. Украина стала местом, где активно действовали и процветали самые различные церковные и псевдоцерковные организации. На Украине родились и были оформлены различные расколы. Наиболее крупным расколам на территории Украины посвящён труд доктора богословия протоиерея Александра Федосеева «От Лубен до Харькова».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии