Остров Откровения
9 октября — день памяти святого апостола Иоанна Богослова, единственного из апостолов, кто умер не в результате казни, а своей смертью в глубокой старости. Одно из самых таинственных событий в истории человечества произошло с Иоанном Богословом на небольшом греческом острове Патмос, где он отбывал ссылку.
Патмос — остров площадью 34 квадратных километра с населением чуть больше 2500 человек — на первый взгляд ничем не отличается от других греческих островов: те же вытянутые между линией моря и автодорогами галечные пляжи, те же белые виллы с синими дверями и ставнями, так же по вечерам туристы собираются в самых живописных местах, чтобы наблюдать закат над морем. Но стоит разговориться с местными жителями, и понимаешь про Патмос главное: вся жизнь здесь — и экономически, и метафизически — зависит от монастыря святого Иоанна Богослова.
Во времена Римской империи Патмос был местом каторги, где ссыльные работали на каменоломнях, добывая мрамор. Апостол Иоанн, проповедовавший христианство в Эфесе, был при императоре Домициане сослан на Патмос вместе со своим учеником Прохором. Вероятно, условия каторги были не слишком жесткими, и апостол имел относительную свободу передвижения. Какое-то время они с Прохором жили в пещере в горах. Именно здесь Иоанн надиктовал ученику книгу, вошедшую в корпус Нового Завета под названием «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова». Мистическим образом Святой Дух открыл апостолу картины будущего человечества, конца истории и второго пришествия в мир Спасителя. После этого Иоанн Богослов прожил длинную жизнь: вернулся в Эфес, написал Евангелие и умер глубоким старцем, окруженным учениками. А небольшой островок в Эгейском море оказался навсегда вписан в сакральную географию мира как место, где человечество в лице святого Иоанна получило Откровение Божие. Сегодня любой паломник или турист имеет возможность своими руками прикоснуться к сводам пещеры, по преданию треснувшим, когда Святой Дух заговорил с Иоанном, ощутить тепло камня, на котором покоилась голова апостола, когда тот спал.
«Самоуправляемый и самовластный»
Монастырь святого Иоанна Богослова, который уже более 900 лет остается одним из центров греческой церковной жизни, был основан преподобным Христодулом в XI веке. Он и сегодня выглядит как типичная средневековая крепость — мощное фортификационное сооружение на вершине доминирующей над островом горы.
В 1088 году монастырь получил буллу византийского императора Алексия I Комнина, в которой его объявляли свободным от налогообложения «самоуправляемым и самовластным». С тех пор монастырь, а с ним и сам остров имеют особый статус. С церковной точки зрения Патмос является ставропигиальным, то есть не входящим в состав ни одной епархии, но напрямую подчиняющийся Константинопольскому Патриарху. Наместник монастыря носит также титул патриаршего экзарха острова Патмос (до 1947 года, когда Додеканесские острова, к которым относится Патмос, вошли в состав Греческого государства, экзарх монастыря осуществлял и верховную административную власть на острове).
С государственной точки зрения Патмосу придан статус национального заповедника: на нем никогда не будет аэропорта, запрещено многоэтажное строительство. А если учесть, что многие жители до сих пор обитают в домах, построенных крестоносцами, то даже установку стеклопакетов или солнечных батарей необходимо согласовывать с инспекцией по охране памятников.
С 2000 года монастырем управляет архимандрит Антипа (Никтарис). Он родился в Австралии в семье греческих эмигрантов, но вырос уже на Патмосе и здесь же получил базовое богословское образование в Патмосской Церковной школе. Вся его жизнь, несмотря на длительные периоды отсутствия в годы учебы и служения на Афоне, связана с островом, монастырем и книгой Откровения. Архимандрит Антипа занимается толкованием Апокалипсиса для современного читателя. «Откройте Откровение Иоанна Богослова, — говорит архимандрит Антипа, — и вы прочтете все про нынешний кризис, про то, что нас ожидает и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе. Все это Господь через своего апостола открыл нам, христианам. Текст Апокалипсиса реалистичный. Поэтому от нас требуется только духовная внутренняя работа, чтобы воспринять то, что Господь нам открыл 2000 лет назад».
Сокровища
В середине ХХ века на Патмосе жил старец Амфилохий (Макрис), память которого чтут во всем греческом мире, обсуждается перспектива его канонизации. Он основал здесь женскую монашескую общину Благовещения Пресвятой Богородицы, со временем ставшую монастырем, и долгие годы руководил сестрами. Старец Амфилохий считал, что один из главных вызовов, стоящих перед человечеством, — это экологические проблемы. Патмос был в те годы практически голой, скалистой, выжженной солнцем землей. Старец Амфилохий завез сюда с соседних островов саженцы сосен, которые разрослись по всему острову и теперь дают тень и добавляют патмосскому воздуху, помимо морских запахов, стойкий аромат хвои.
Архимандрит Антипа, толкуя Апокалипсис, тоже говорит об экологических проблемах: «Господь создал нас и вручил человеку власть над миром, над Землею, над тем, что ее населяет и что на ней произрастает. И Господь спросит с нас, призовет нас к ответу, как мы сохранили вверенное нам достояние — преумножили или уничтожили? Уничтожение живого на планете противно Богу и человеку как Божьему созданию. Поэтому призываем задуматься над тем, чтобы сохранить Божий мир таким, каким Господь его задумал».
Но помимо Богом созданной природной красоты, Патмос — один из наиболее убедительных примеров человеческого творчества, вдохновленного христианским откровением и ощущением Божьего присутствия. Монастырь святого Иоанна Богослова не только место, где почти тысячу лет не прекращается молитва и совершается литургия, но и интеллектуальная и творческая точка притяжения православных со всего мира.
В библиотеке монастыря хранится уникальное собрание древних рукописей. Сегодня здесь насчитывается более тысячи манускриптов богословского содержания, 125 документов Византийской эпохи, в основном характеризующих связи монастыря с Константинопольским Патриархатом, включая оригинал буллы (хрисовулы) императора Алексия I Комнина, даровавшей монастырю особый статус. Самая древняя рукопись из монастырского собрания относится к VIII веку.
Старинных печатных книг, представляющих библиографическую ценность, в хранилище монастыря около трех тысяч. Далеко не все они богословского содержания: встречаются и произведения греческих философов, и поэтические сборники, и даже антологии эпиграмм. Монахи не только сохраняют и каталогизируют книги и манускрипты, в монастыре есть мастерская, где насельники занимаются реставрацией старинных изданий. Монастырская ризница де-факто музей, собрание икон и произведений христианского искусства. Самые старые иконы, хранящиеся на Патмосе, датируются XI-XII веками. Византийских икон сохранилось всего восемь, среди них — удивительное миниатюрное изображение святителя Николая XI века, выполненное в технике мозаики. Но большая часть экспонатов — иконы, ризы, богослужебные сосуды, утварь, напрестольные и наперсные кресты — относится к XVI-XVIII векам. Икона «Се человек», выставленная в экспозиции монастырской ризницы, принадлежит кисти Эль Греко. Удивительная особенность музея монастырской ризницы: в ней нашлось место и античным дохристианским экспонатам, таким как, например, голова Диониса, и свидетельствам турецкого нашествия, таким как письменные распоряжения турецких султанов, датирующиеся XIV-XV веками.
Фрагмент храмовой двери
Патмос претендует на то, чтобы быть курортным местом, где будут отдыхать туристы со всего мира. Особые надежды возлагаются на Россию как близкую грекам по вере и менталитету страну. Но трудно себе представить, как турист может приехать на Патмос, не имея никакой религиозной мотивации. Посещение Патмоса лучше объединять с другими Додеканесскими островами (например, Родосом и Косом) или Кикладским архипелагом (Тинос, Милос, Парос).
Патмосский монастырь готов принимать паломников из России. Патриарший экзарх острова говорит, что монастырь может принимать на несколько дней священнослужителей, богословов и исследователей из России, а в скитах, которые летом пустуют, можно на более длительный срок размещать священнослужителей с семьями.
Женский монастырь Благовещения Пересвятой Богордицы, основанный старцем Амфилохием (Макрисом)
У раки с мощами преподобного Христодула, основателя монастыря святого Иоанна Богослова. Преподобный устроил монастырь на горе близ пещеры, в которой, по преданию, апостол получил Божественное откровение. Святой Христодул почитается в Греции как покровитель острова Патмоса.
Текст: Ксения ЛУЧЕНКО. Фото: Владимир Ходаков
Источник: Нескучный сад
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии