Оптинский старец в казахстанской степи. Наталья Волкова
Что мы знаем о Казахстане? Это обширное государство, находящееся к югу от России, бывшая союзная республика. В советское время здесь добывали уголь и другие полезные ископаемые, развивали промышленность, осваивали целину. Отсюда с космодрома Байконур запускали ракеты в космос… Все это — во многом благодаря огромной армии так называемых спецпереселенцев — раскулаченных крестьянских семей из России — и заключенных. В Казахстане было много лагерей, один из крупнейших — Карлаг, Карагандинский лагерь, в котором и отбывал свой срок преподобноисповедник Севастиан Карагандинский, преемник Оптинских старцев. Об этом святом, о его жизни и служении в Караганде повествует книга «Живой воды неиссякаемый источник: Карагандинский старец преподобный Севастиан». Автор и составитель — историк Казахстанской митрополии Вера Королева.
Впервые эта книга была издана уже давно, а в нынешнем году собрание биографических материалов, воспоминаний духовных чад, поучений старца выдержало уже пятое издание. Думается, что и шестое будет, потому что святой Севастиан был удивительным подвижником веры.
В миру старец Севастиан Карагандинский носил имя Степана Васильевича Фомина. Родился он в 1884 году на Орловщине в крестьянской семье. Рано умерли отец и мать — пятилетний Степан остался жить в семье старшего брата. Средний брат, Родион, ушел послушником в Оптину пустынь, куда за ним через некоторое время подался и Степан. В 1909 году он стал келейником Оптинского старца Иосифа, после кончины которого в 1911 году перешел к преподобному Нектарию. Мудрое руководство старцев дало плод — в 1923 году Степан Фомин стал монахом, а в 1927-м принял священный сан. Рядом со старцем Нектарием он оставался до самой его кончины — Оптина была уже закрыта, гонения на Церковь не только не ослабевали, но лишь усиливались. Затем отец Севастиан был назначен в Ильинскую церковь города Козлова. На первом своем приходе он не забывал традиций Оптиной, не прерывал общения с бывшими насельниками известного на всю Россию монастыря.
В 1933 году иеромонах Савастиан был арестован. Следствие по своему делу описывал так: «Поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража в тулупах менялась через два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой “шалашик”, что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: “Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму”. И посадили на семь лет». Год отец Севастиан трудился на лесоповале, в России, а затем его перевели в поселок Долинка, в Караганду, где размещалось главное управление Карлага. Здесь батюшка работал водовозом.
После освобождения иеромонах Севастиан (Фомин) остался в Караганде, в поселке Большая Михайловка. Еще во время заключения к нему приехали инокини из числа тех, с кем он был знаком в Оптиной. Избушка отца Севастиана потихоньку превратилась в молельный дом, вокруг нее стала расти община. Вот как вспоминала об этом Раиса Ивановна Кузьмичева, из семьи спецпереселенцев. Когда она была маленькой девочкой, то часто гостила у старца. Говорила, что это было самое счастливое и наполненное время в ее полуголодном детстве: «В 51‑м году батюшка купил нам домик на Мелькомбинате. К этому времени многие верующие по благословению батюшки уже переехали на Мелькомбинат из разных уголков Караганды… В основном это были семьи или, точнее, остатки семей, уцелевшие после перенесенной ими в начале 30‑х годов трагедии спецпереселения. Насельники Мелькомбината — это люди с исстрадавшимся сердцем, переломанными судьбами, овдовевшие жены, осиротевшие дети. У каждого была своя боль, свои душевные раны. Были люди с тяжелым характером, капризные, мнительные, агрессивные, замкнутые. Но батюшка находил подход к каждой страдающей душе. Также среди людей, окружавших старца, было много монашествующих, высланных в Караганду в годы гонений или позднее приехавших к нему из Центральной России. Они составляли костяк карагандинской общины. Среди них были люди уникальные, талантливые, подвижники высокой духовной жизни. Это была крепкая община, степной казахстанский “скит”, который во время безбожного коммунистического режима сумел организовать и взрастить на святой земле карагандинских лагерей Оптинский старец».
В 1955 году в Большой Михайловке удалось открыть храм. Он был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Отовсюду стекались к нему люди — весть об отце Севастиане переходила из уст в уста не только в Казахстане. И кто скажет о нем лучше, чем его прихожане, его духовные чада?
Матрона Тихоновна Фролова, фронтовая медсестра, отчаявшаяся найти счастье в личной жизни и много по этому поводу наломавшая дров («А у меня сердце такое было скорбящее, уже от гуляния переполнилось тоской»), поехала в Караганду искать спасения от уныния. И осталась там жить. Она вспоминала о старце так: «И сколько я жила, всегда люди на меня жаловались — я была действительно поведения неприличного. А батюшка говорил: “Она на фронте была, она очень много потерпела, а Господь ее хранил. Не надо ей напасти строить”… Я медсестрой была, батюшке часто банки ставила, и он говорил: “Матрона, ты меня лечишь, и я тебя полечу”. И мне все легче и легче становилось. Сколько трудов ему было с нами, такие мы все были для него ценные».
Отец Севастиан хорошо знал, насколько ценна каждая душа для Господа. Татьяна Артемовна Изюмова, тоже из семьи переселенцев, вспоминала: «В 1955 году, когда мне было уже шестнадцать лет, я познакомилась с батюшкой Севастианом… Он был такой благообразный, необыкновенной доброты и очень ласковый. С людьми общался очень просто, добродушно, всех встречал с душевной теплотой… Когда я впервые пришла, батюшка спрашивает: “А где твоя мама?” — “Батюшка, — отвечаю я, — моя мама умерла, я ее не помню”. — “А она отпета?” — “Нет”. — “Ну давай твою маму отпоем”. И сразу стал служить погребение по моей маме».
Старец Севастиан помогал всем, кто приходил в Рождественский храм с открытым сердцем. Хорошо знал его и митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), который о Большой Михайловке так говорил:«Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».
Протодиакон Василий Денежкин рассказывал, как отец Севастиан принял свое возведение в сан архимандрита в 1957 году: «Принял с глубоким смирением. Как-то после службы, держа в руке митру, он сказал: “Вот — митра. Вы думаете, она спасет? Спасут только добрые дела по вере”». Скольким людям старец помог — и не сосчитать! Сохранились свидетельства о том, что он давал деньги своим чадам, чтобы те, в свою очередь, незаметно помогали другим. И это только малая толика…
В своих проповедях и наставлениях отец Севастиан часто обращался к Иоанну Богослову — апостолу любви и мира. Мирный дух и любовь между людьми старец ставил превыше всего. Елена Александровна Агафонова вспоминала: «Батюшкиной заботой все связывалось в единый союз любви. И батюшка очень дорожил этим союзом и часто нам говорил: “Девочки, ешьте, пейте, спите сколько вам угодно, только живите мирнее”».
Скончался схиархимандрит Севастиан (Фомин) на Радоницу 1966 года, 19 апреля. Незадолго до этого, чувствуя, что уходит, он простился со своим приходом. Была суббота Страстной седмицы. После Литургии он вышел к народу и сказал: «Ухожу от вас. Ухожу из земной жизни. Пришло мое время расстаться с вами. Я обещал проститься и вот исполняю свое обещание. Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь — это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость… Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри души своей и в сердце, — мирной тишиной и любовью. Чтобы взгляд ваш никогда ни на кого не был косым. Прямо смотрите, с готовностью на всякий добрый ответ, на добрый поступок. Последней просьбой своей прошу вас об этом. И еще прошу — простите меня».
Когда старца хоронили, множество людей пришло и приехало издалека его проводить. Народ шел по дороге огромной многотысячной толпой — на шоссе остановилось движение. Многие стояли у ворот своих домов и у окон. Все время провожающие пели пасхальный тропарь…
В 1997 году схиархимандрит Севастиан (Фомин) был прославлен в лике местночтимых Карагандинских святых. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе преподобноисповедник Севастиан Карагандинский внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В Караганде был построен и освящен собор — Свято-Введенский, так же как и любезная сердцу старца Оптина пустынь. Здесь есть придел во имя святого Севастиана.
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/optinskijj-starec-v-kazakhstansko...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии