Оптинские старцы про деньги. Арсений Загуляев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Оптинские старцы ( память 24 октября) не обходили тему денег, не считали ее неприличной, низкой, а напротив весьма важной. И часто говорили о ней в своих письмах

Мариус ван Реймерсвал. «Меняла и его жена», 1539 г., фото с сайта https:upload.wikimedia.org
Мариус ван Реймерсвал. «Меняла и его жена», 1539 г., фото с сайта https:upload.wikimedia.org

На дворе сложные времена. Рубль упал, у россиян просроченных кредитов почти на 3 триллиона, санкции, безработица растет. Как тут не заунывать?

Оптинские старцы, к которым в конце XIX века ездила «вся Россия», в похожих ситуациях не давали людям ханжеских или наивных советов типа «затянуть потуже пояса». Они знали, на что способны, а на что не способны люди, и говорили из опыта. Но прежде чем советы давать, подавали пример.

Например, сам старец Варсонофий, из дворян, блестящий офицер, в миру был очень богат. Но щедр. При поступлении в монастырь, еще до пострига и обета нестяжания, пожертвовал в обитель 60 тысяч рублей. Если пересчитать царские рубли в сегодняшние, то получится, по разным расчетам от 40 до 60 миллионов.

Для монастыря это – огромные деньги. Но монастырь строился, кормил огромное количество паломников, которые приезжали в те годы в Оптину, а также помогал нуждающимся, и по крупному, причем не только бедным, но и богатым. Кому лошадь купить, кому — долг заплатить, кому — имение сберечь, если люди чуть по миру не пошли.

В уединенный Предтеченский скит Оптинской пустыни, где принимали народ старцы, приходили из мира письма с рассказами, которые вполне могли бы написать им и мы, сегодняшние. Вот взять хотя бы письмо про то, как затеяли судебный иск, наняли адвоката, а тот увлек ход дела на тупиковый путь, и оно может быть проиграно. Что делать? В случае проигрыша теряется имение и возникает огромный долг адвокату. Прп. Амвросий среди прочего советует присмотреться к адвокату: не работает ли он за взятку на противников.

Старцы не обходили тему денег и тем более не считали ее неприличной, низкой, а напротив весьма важной. Лейтмотив их ответов — нельзя быть рабами денег.

Богатые, но ответственные не пропадут!

«Вас совесть не может упрекать за имение тленных денег, если вы будете ими владеть, а не они вами». — Прп. Мака­рий.

«Пишешь, что тебя беспокоит мысль безнадежия о спасении, что, имея деньги, будто не можешь спастись. Это явное коварство вражие и сеть его, не дающая тебе мира и спокойствия. Оставя пристрастие к сребролюбию, скажи мне: можешь ли проходить жизнь совершенно нестяжательную и нищенскую? Ни силы твои, ни образование, ни состояние твоего здоровья не позволят тебе это исполнить, а того, что выше силы твоей, Бог от тебя не потребует». — Прп. Макарий

«Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись. Например, Филарет Мило­стивый имел огромное богатство, но этим богатством приоб­рел себе Царство Небесное, помогая бедным и обездоленным. <…> Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Стоял, например, один нищий на паперти, терпел холод и голод, чтобы только накопить несколько денег. Накопил рублей сорок-пятьдесят и умер. И пошла душа его в ад, так как она привязана была не к Богу, а к этим рублям». — Прп. Варсонофий

«Богатство для тебя еще вредно. Когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя». — Прп. Лев

«Напрасно ты думаешь, что средства материальные дали бы тебе успокоение. Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами в глазах твоих, но беспокоятся более, нежели ты». — Прп. Амвросий

Про просьбы о помощи и долги

«Долги хуже грехов: в грехах покается человек, и Бог простит, а за долги будут истязывать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь». — Прп. Амвросий

«На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к попрошайничеству. Одно дело — для других просить, а другое — для себя. Милостыню можно просить в крайней нужде, но так, чтобы она не послужила поводом для огорчения кого-либо. За благодетеля, оказавшего помощь, надо молиться». — Прп. Никон

Как жертвовать

«Милостыню надо подавать с рассуждением, а то можно повредить человеку. Надо подробно узнать его нужду вникнуть во все обстоятельства, разобраться». — Прп. Нектарий

«Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, занявши для странницы пять рублей и отдавши ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо, и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано для милостыни занимать деньги и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение для тебя или для других». — Прп. Амвросий

Нужно ли жертвовать то, в чем сам нуждаешься?

«Милостыни ради не должно входить в долги… Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью…». – Прп. Макарий

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности». — Прп. Иосиф

«На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить — это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после». — Прп. Нектарий

«…Господь велит давать благодушно столько, сколько можешь, и этот дар приемлет; а если хочешь иметь совершенство, то тогда отдай все, да и ходи с рукой, прося милостыню, и не огорчайся уже тем, что не имеешь ничего и люди неблагодарны». – Прп. Амвросий

А если обокрали?

«Когда обворуют, то не надо скорбеть, а представить, что дали милостыню, и Господь вернет в десять раз больше. — Прп. Иосиф

«В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни». — Прп. Амвросий


Источник: Милосердие.Ru