Ольга Гуманова: Куда зовут сетевые миссионеры?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
программист

Президент Чечни Рамзан Кадыров призвал оградить молодежь от влияния радикальных исламистских сайтов, через которые происходит вербовка в незаконные вооруженные формирования. Как это ни парадоксально, в наши дни в интернете проповедуют даже представители таких религиозных течений, которые считают пользование "всемирной паутиной" грехом.

"Основную опасность представляют многочисленные сайты, большинство из которых зарегистрированы в странах Европы. На этих сайтах псевдоисламские ученые ведут вербовку молодых людей в ряды ваххабитов и нужно сделать все возможное, чтобы оградить молодежь от виртуального влияния экстремистов", — заявил на совещании в Грозном глава Чечни, слова которого приводит РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Кадырова.

Как отметил президент Чечни, "в интернете очень много сайтов на тему религии ислам. Люди посещают эти ресурсы и считают, что они извлекают для себя пользу, что учатся там канонам ислама, но на каждом из таких сайтов религия трактуется на свой лад, порой целенаправленно вводя человека в заблуждение, наставляя его тем самым на путь радикализма".

Рамзан Кадыров подчеркнул, что на так называемых "исламских" сайтах Коран пытаются трактовать люди, не имеющие соответствующего образования, а, значит, искажающие суть и истинный смысл Священной книги мусульман.

"Ислам запрещает трактовать Коран случайным людям. Их измышления через Интернет становятся доступными для широкой аудитории пользователей и могут нанести значительный урон исламской религии. Молодые люди должны знать это, чтобы впоследствии не стать жертвой чьих-то манипуляций", — продолжил глава республики.

По мнению пресс-секретаря Совета муфтиев России Гульнур Газиевой, предотвратить вовлечение молодых мусульман в экстремистские группировки посредством интернета возможно "через большее информирование как в интернете, так и в стенах мечетей, в образовательных и просветительских учреждениях".

"Дело в том, что когда существуют открытые официальные образовательные и просветительские учреждения со своим каким-то режимом работы, молодежи есть, куда прийти, молодежь можно заинтересовать, направить, проинформировать", — рассказала она в интервью "Правде.Ру".

Как отметила Г. Газиева, "в условиях хаоса, нехватки у мусульман, в частности, мечетей, помещений для просветительских нужд, мы как раз можем упустить часть молодежи". "Именно подростковый, позднеподростковый возраст — это самые такие максималисты, борцы за справедливость. На них могут подействовать, именно убеждая всевозможными способами. Это люди, которых можно увлечь, и есть опасность потерять такую молодежь", — отметила пресс-секретарь СМР.

"Безусловно, нужен запрет любых экстремистских сайтов, но это очень сложно сделать. Это мечта, которую практически не осуществишь. Единственный выход — противодействовать именно через пропаганду умеренного ислама, который присущ России", — убеждена она.

По словам пресс-секретаря СМР, исламских богословов, которые считали бы пользование интернетом греховным, не существует. "Мы не слышали о таких", — отметила она.

В то же время, среди православных жителей России еще лет десять назад были распространены мнения, что интернет представляет собой опасность как орудие глобализации. Многие люди из религиозных соображений отказывались иметь компьютер у себя дома и не устраивались на работу, где пользование компьютером неизбежно.

Осторожное отношение к интернету как к светскому развлечению, провоцирующему разгул человеческих страстей, отнюдь не следует считать заблуждением узкого круга православных фундаменталистов и маргиналов. Отказаться от интернета православных монахов призывает в одной из своих работ, например, такой известный и авторитетный богослов, как Пергамский митрополит Иоанн (Зизиулас), сподвижник Вселенского патриарха Варфоломея.

В грекоязычных поместных православных Церквах к интернету относятся гораздо менее либерально, чем в России. Многие известные монастыри не имеют собственных сайтов, и их насельникам не благословляется выходить во всемирную Сеть. Считается, что это несовместимо с монашеским уединением.

Православный интернет в наши дни являет собой совершенно постмодернистскую картину. Например, существуют целые форумы, участники которых выступают как борцы против либерализма и модернизма в Церкви, осуждают такие методы православной миссии, как проповедь на рок-концертах или байк-шоу. Но в то же время никто из них не дает себе отчета, что оказывается вовлеченным в такое "либеральное и модернистское" явление, как "всемирная паутина", которое ни коим образом не совместимо с позицией "ревнителя чистоты веры". Единственное, что оправдывает присутствие в интернете православного пользователя — это необходимость миссии, методы которой здесь не могут быть "более благочестивы", чем на рок-концерте или на другой тусовке неформальной молодежи. А если отрицать необходимость миссии, что, собственно, и делают "ревнители", то сам факт их пребывания в Сети лишается всякого оправдания.

Впрочем, православной молодежи, как и мусульманской, остро не хватает легальных и официальных помещений, где ей могли бы преподносить каноническое церковное учение, а не сетевую постмодернистскую эклектику.

http://www.pravda.ru/faith/dialog/10-11-2010/1056752-webextreme-0/