ОГРАНИЧЕНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ НАУКИ
Для христианина совершенно абсурдно ожидать познания истины от мирской науки, бессмысленно уповать на спасение от нее. Ведь, наука – это принципиально ограниченное и относительное знание.
Прежде всего, она ограничена по предмету своего познания, ибо изучает лишь физический мир и человека, вынося вопрос о Боге за скобки своего рассмотрения. Ученые говорят о методологическом атеизме научного подхода. Они пытаются постигать мир и человека, исходя из них самих, приписывая им некие имманентные законы существования, действующие сами по себе безотносительно к Богу.
В свою очередь мир и человек анализируются наукой, то есть раскладываются на бесконечное количество бесконечно уменьшающихся фрагментов, элементов, частиц, каждая из которых становится предметом отдельного научного анализа. В результате научное представление о мире и человеке становиться фрагментарным, атомарным, бесконечно сложным, неопределенным и лишенным целостности. Поэтому нет и не может быть единой и целостной научной картины мира. Возможны лишь множественные, противоречащие друг другу научные гипотезы и теории, каждая из которых обладает своей долей вероятности.
Мир и человек становятся бесконечно дискретными, бесконечно делимыми, бесконечно простирающимися во все стороны. Человек воспринимает себя как бесконечность, находящуюся между двух других бесконечностей – бесконечностью вселенной и бесконечностью микромира. Бесконечный объект, в принципе, не может быть познан определенно, ясно и твердо.
Наука ограничена по своему субъекту. Познающий человек – чрезвычайно ограниченное и слабое существо: он ограничен во времени, в пространстве, в своих познающих возможностях, силах и действиях.
Наука ограничена методологически. Эмпирическая, экспериментально-математическая наука выносит за скобки вопрос о сущности изучаемой реальности, о ее существовании и содержании. В центре ее интересов – лишь функции изучаемых предметов. Она объявляет ключевые богословские и философские вопросы о бытии, сущности, причине и цели сущего метафизической бессмыслицей. Единственный вопрос, на который должно отвечать – вопрос о функции ‑ «Как это работает?». Научные теории о законах физического мира – лишь описания функций и ничего более. Они лишь описывают, но ничего не объясняют.
Итак, наука принципиально и неискоренимо ограничена во всех фундаментальных аспектах свого существования - по своему предмету, по своему субъекту, по связующему их методу и по своему результату. Без исключения все научные построения частичны, относительны и сомнительны. В науку нельзя верить, в ней можно лишь сомневаться.
Наука сознательно-произвольно ограничивает себя изучением исключительно материально-физического мира. Изучаемый ею мир принципиально несамодостаточен и несамосущ как в целом, так и в своих частях. Принципиально относительный, сложный мир, взятый сам по себе, не даёт да и не может дать самодостаточно-исчерпывающего ответа на фундаментальные вопросы о причине, цели и общем смысле своего бытия. Он даже не может поставить перед собой эти вопросы. Если же такие вопросы и ответы на них всё же где то находятся, то они необходимо должны лежать вне сферы материального универсума. Как таковые они существенно запредельны, трансцендентны для него. Наука же, всецело живущая своей погруженностью в этот мир, признающая и знающая только его, и принципиально исключающая его открытость чему-либо трансцендентному, тем самым обрекает себя только лишь на его феноменологическое описание.
Естественно, что, описывая принципиально несамодостаточную относительную реальность, наука в результате будет давать несамодостаточную же научную картину (модель) этой реальности. Не задаваясь вопросами о глубинных основаниях сущего и лишь как бы извне рассматривая его отдельные части, наука будет порождать лишь более-менее вероятное описание частных сторон мира, всегда зависимое от метафизической точки и мировозренческого ракурса зрения субъекта, его наблюдательности и точности используемого инструментария. Такое описание мира никогда не будет однозначным и предельно обоснованным, в силу изначально-заданной поверхностности и частичности самого подхода. Как не абсолютно обоснованное знание, научное описание всегда есть лишь вероятностное знание, оно всегда кардинально гипотетично по своей сути.
Описанием относительного мира занимается не менее относительный субъект. Из взаимодействия относительного познающего субъекта и относительного познаваемого объекта получается познавательно-теоретическая модель, которая не может быть никакой другой по своему характеру, кроме как относительной же. Ведь из соединения двух относительностей не может произойти ничего, кроме относительности же. Поэтому наука, как несамодостаточное отражение несамодостаточного мира, не способна дать какой-либо абсолютно обоснованной картины сущего. Ибо, как всецело живущая стихией этого относительного мира, она не приемлет да и не может принять ничего абсолютного, ничего сверх-сущего, ничего трансцендентного по отношению к себе, что было бы равнозначно её самоубийству.
Единственное, что она абсолютно принимает, это свою абсолютную монополию на познание мира и человека. Наука заявляет, что ее относительное и ограниченное познание – это единственно возможное познание, то есть познание как таковое. Современная наука есть, по сути, абсолютная теория относительности или абсолютная гипотеза, что и позволяет ей быть ярчайшим олицетворением и локомотивом западной нигилистично-релятивистской цивилизации. Для науки, кроме ее собственного подхода и результатов, нет и не может быть иных достоверных видов познания. Ни богословие, ни философия, ни мистика, ни искусство не являются в строгом смысле путями познания, ведущими к истине. Все они иллюзорны, фиктивны, иррациональны и необоснованы.
В отличие от научной атеистическо-позитивистской гносеологии, правоcлавная гносеология всецело исходит из Бога, опирается на Бога и направляется к Нему одному. По своем содержанию она всецело задается Божественным Откровением, постигает его нетварной Божественной благодатью, устремляется к экстатическому единению с Богом через Господа нашего Иисуса Христа и Его Церковь. Православная гносеология абсолютно Теоцентрична, абсолютно Христоцентрична, абсолютно Экклесиоцентрична и потому абсолютно сотериологична. Спасение - не в науке. Спасение - во Христе, Который постигается не горделивым разумом, но благодатной смиренной верой.
http://www.pravlife.org/content/ogranichenost-i-otnositelnost-nauki
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии