Огненный пророк и «веселые» язычники. Руслан Калинчук

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Восхищение на небо пророка Ильи. Фото: klin-demianovo.ru

2 августа Православная Церковь празднует память одного из величайших людей в истории – ветхозаветного пророка Божия Ильи.

Пророк Илья – особый святой для нашей Церкви. К сожалению, у нас нет традиции называть храмы в честь ветхозаветных пророков: нет у нас храмов в честь Моисея, Исайи или Иеремии. А вот храмов, посвящённых пророку Ильи – много. Первый православный храм на нашей земле, в стольном граде Киеве, по преданию был воздвигнут княгиней Ольгой именно в честь пророка Ильи.

Апостол Иаков в своём послании пишет, что Илья был человеком подобным нам (Иак 5:17). Но читая страницы его жития, иногда, удивляешься тому, как те дела, которые совершил этот пророк могут быть под силу человеку.

Огненный пророк

В народе его называют огненным пророком, и что-то воистину цельное, сродни единой природе огня было в этом человеке. Он грозно обличает нечестивого царя-идолопоклонника Ахава, он – один из двух людей, которые, не познав смерти, были Богом живыми взяты на небо, он удостоился быть собеседником Христа на Фаворе, и он снова придет для того, чтобы разоблачить и быть убитым антихристом.

Вся жизнь пророка Ильи была преисполнена чрезвычайной ревностью о Боге. Всем своим пророческим служением он воплотил в жизнь слова Псалмопевца: «Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящий Ти нападоша на мя» (Пс. 68: 9). И святой Илия буквально снедался огнём веры, испепеляя себя, свою жизнь и жизни современников, ревнует о славе Божией. Ревнуя до такой степени, что его поступки часто кажутся нам жестокими.

Нам, людям Новозаветной традиции, людям Евангелия часто, действительно, не понятно, как слуга Бога, слуга того Бога, который завещал подставить правую щеку если тебя ударят в левую, мог убить 450 пророков Вааала?

Что мы знаем о язычестве?

Однако, давайте спросим себя, а что мы знаем о язычестве? Часто приходится слышать, что христианство – религия мрачная. Вот, мол у язычников были веселые культы с танцами, вином и прочими радостями. А христиане только то и делают, что постоянно призывают смиряться и каяться. Но, во всех языческих культах от полуострова Юкатан до Индии есть одна общая черта – человеческие жертвоприношения. Жрецы индейцев майя вырывали и съедали сердце еще живого человека; в Индии вплоть до 19-го века люди приносились в жертву богине Кали. Возможно, приносились бы и сегодня, если бы англичане не перебили всех жрецов этой богини.

Кровавый культ богини Гекаты существовал у греков, людей в жертву богам приносили римляне, ведь игры в римских цирках посвящались богам. Гадиаторские бои были всего лишь театрализованной формой человеческого жертвоприношения, ведь кровь пролитая на арене посвящалась богам.

На этом фоне не особо выделялись и наши с вами предки. В нашей стране в национал-радикальной среде сегодня активизируются процессы возрождения древнерусского язычества. Всем тем, кто считает, что православие ничего не дало нашей земле советую пойти в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры и приложиться к мощам отрока Иоанна, которого вместе с отцом Феодором наши предки принесли в жертву ради освящения капища.

Если вы так страстно хотите возродить верования наших предков, то будьте готовы, что вас могут принести в жертву какому-то Сварогу.

Кто такой Молох

Свой кровавый культ существовал и у финикийцев. Этот народ проживал на севере от земли Израиля. У этого народа был бог, которого звали Ваал, а обряд поклонения ему назывался Молк. Именно Ваала Библия называет Молохом.

У финикийцев была колония в западном Средиземноморье – Карфаген. Из учебников истории мы знаем, что в результате 3-й Пунической войны этот город был разрушен римлянами. Но, касательно этого города интересует нас один религиоведческих момент: римские хронисты пишут, что во время осады города римскими вийськмы карфагеняне молили Ваала о помощи, а в жертву ему каждую ночь приносили 400-600 (!) детей.

Жуткие следы этого культа и до сих пор находят археологи: капища Ваала усеянных детскими скелетами не только на месте древнего Карфагена, но и по всей Палестине. Воистину, только христианский Бог пролил Свою Кровь ради спасения человека, боги язычников требуют крови человеческой!

Чье сердце не дрогнет, видя убийства невинных детей? Чье сердце не переполнится отвращением и жаждой мести жрецам?

Возрастание пророка

Мы теперь знаем, что Господь тогда ещё не открылся как Бог Любви, но Илия хорошо знал, что имя Его – Ревнитель (Исх 34:14).  Во всём подражая своему Богу, огненной нечеловеческой ревностью ревновал пророк о славе Божией. Именно такую ревность святитель Иоанн Златоуст считал причиной того, что Господь забрал пророка Илию на небо.

В своем «Слове о пророке Илие» Златоуст напишет: «Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю».

То есть в ревности пророка Ильи мы можем увидеть удивительную Евангельскую тайну – пришествия в мир милосердного Бога

И в том-то и особенность жизни угодников Божиих, что вся она как бы проходит перед нашими глазами, и в этом подлинное смирение святых: их ошибки, их духовное воспитание и возрастание открыты взору обычных, часто довольно слабых людей. И вот мы, люди простые и немощные, становимся свидетелями того, как Господь воспитывал Своего пророка, прикровенно являя Своё подлинное имя, имя Бога-Любви, уже тогда, в эпоху Ветхого Завета.

Господь и Его пророк

Наверное, наиболее захватывающий момент из жизни святого – явление Господа пророку. Вот мы видим ветер, выворачивающий горы, но не в ветре Господь. Вот произошло землетрясение, но не в землетрясении Господь вот перед нами огонь, сжигающий все на своем пути, но не в огне Господь. Творец является Своему рабу в веянии тихого ветерка и таким образом являет ему тайну Любви – веяния тихого ветерка, который не опаляет, а лечит раны ближнего, успокаивает его – вот то откровение пророку, которое он получает от Бога.

В этом ещё одна тайна Евангелия, тайна Христова.

Пророк Илия – это Ветхозаветная скала веры, такая внутренняя целостность встречается невероятно редко. Но, вот что удивляет: как он, такой ревностный, пламенеющий любовью к Богу не замечает рядом с собой людей? Люди великие тоже изнемогают. И люди, совершившие великое, боятся малого. Не боявшийся жрецов вааловых и низводивший огонь с небес на землю, заключавший небо, Илия убоялся Иезавели. Он просил, чтобы Бог забрал его душу.

Это тоже интересная, яркая черта. Великие часто просят смерти. Просил смерти Иеремия. Просил смерти Иов. Просил смерти и Илия. Он говорил: «Забери душу мою, Господи. Жертвенник Твой разрушен, пророков Твоих убили…» «Я больше не могу», – смысл его слов к Господу. На что Господь ответил ему чрезвычайно важными для нас словами: «Я сберег Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом и уста их не целовали его»

И вот вопрос: как такой славный пророк и прозорливец не заметил рядом с собой семь тысяч праведников? 

Ветхозаветная ревность и Евангельская святость

Святой Илия был подвижником Ветхого Завета, и поэтому его подвиг угождения Богу был таким суровым, отсюда и такая жестокость к людям, опаляющая ближних ревность ради Бога. Пришествие в мир Богочеловека стало подлинным Откровением не только о Боге, но и о человеке, о его высоком достоинстве и необыкновенной ценности для Бога. Поэтому святость Евангельская — иная святость, и Христос воспитывал в этом Своих учеников. Пламенные Апостолы, «сыновья громовы» Иаков и Иоанн, просят у Спасителя разрешения свести, подобно Илие, огонь с неба на самарянское селение, которое не приняло их. Христос запрещает им.

«Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54–56).

Евангельская святость, которой мы восхищаемся в святых – это соединение предельного человеческого усилия с действием благодати Святого Духа, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим 5:5). Ревность веры и любовь к людям. И святые доевангельской поры для нас прежде всего учителя и пример для подражания в этой пламенной ревности, которая есть ответ благодарного сердца на любовь Бога к человеку. К той же пламенной вере нас призывает и апостол Павел: «Духом пламенейте» (Рим 12:11).

Только нам надо всегда помнить о том, какого мы духа и во всём стараться подражать Христу-Человеколюбцу.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/64092-ognennyj-prorok-i-veselyje...