Официальная папская художница Наталья Царькова закончила работу над большим портретом почетного папы Бенедикта XVI

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Официальная папская художница Наталья Царькова закончила работу над большим портретом почетного папы Бенедикта XVI
Она работает в Риме с 1995 года в традиционной технике масляной живописи

РИМ. Официальная папская художница Наталья Царькова, работающая в Риме с 1995 года в традиционной технике масляной живописи, окончила работу над большим портретом почетного папы Бенедикта XVI, сообщает catholicnewsagency.

Православная Наталья Царькова, официальная папская художница, занимающаяся преимущественно портретной живописью, любит работать с натуры. «Я предельно щепетильна в деталях, потому что они многое говорят зрителю, – признается Царькова. – Я должна все увидеть, потрогать и почувствовать руками и душой, чтобы верно написать». Однако в ходе работы над ее нынешней картиной – прижизненным портретом почетного папы Римского Бенедикта XVI – некоторые предметы было невозможно доставить в ее студию в историческом центре Рима. К примеру, чтобы изучить личные четки папы, Царьковой пришлось самой навестить отставного понтифика в его доме при монастыре Матер Экклесия в Ватикане. «Он с ними никогда не расстается, и они стали, по сути, частью его самого», признается Наталья. Православная художница является уроженкой России, она переехала в Рим из Москвы в 1995 году на постоянное жительство в своем доме-студии близ Пьяцца Навона, а о работе над картиной она рассказала в интервью службе EWTN News.

В 2006 и 2007 годах Царькова уже написала два официальных портрета папы Бенедикта XVI по заказу Ватикана. Теперь она завершила работу над его портретом «в служении» в качестве почетного папы Римского. «Я стремлюсь передать ощущение, что [его] жизнь и миссия далеко не окончена, ибо многое еще предстоит сделать, – говорит художница – Вот книги, вот рукописи в руках его ангела-хранителя, и тот указывает на них, напоминая: «Святой отец, взгляни на эти книги, уже написанные тобой; тебе еще многое предстоит окончить и опубликовать, дабы оттенить новым светом и красками труды твоей жизни».

Царькова писала эту картину четыре года и представила публике на особой церемонии открытия 3 ноября в Палаццо Чези близ Ватикана. Это большое полотно размером в 2 на 1.8 метра. «Я выбрала рассветный час в поиске освещения сцены, – говорит художница. – Он символизирует надежду и новую жизнь, этот первый свет нового дня, он мягко облекает почетного папу римского. Вот он выхватывает ... его руку, правую руку, и, что особенно важно, его четки». На полотне запечатлены многие важные аспекты личности отставного папы римского. Царькова называет их «секретами в мелочах», поскольку они являются лишь очень внимательному зрителю: вот в дальнем углу рыжий кот Бенедикта умывается лапками на заднем плане, а вот в кувшине мелькает образ Бенедикта XVI, играющего на пианино. «Музыка – это не только ноты, но и часть его души, – отмечает художница. – Музыка присутствует во всем, в том числе в молитве, в ней тоже есть своя музыка». Розы как «символ Девы Марии и символ любви» также присутствуют на полотне. «Это любимые цветы папы Бенедикта, – указывает Царькова. – Я специально спрашивала его об этом».

Помимо папы Бенедикта, на портрете запечатлен его личный секретарь архиепископ Георг Гансвайн (Georg Ganswein), и его старший брат, монсеньор Георг Ратцингер (Georg Ratzinger), ушедший в лучший мир в 2020 году. Художнице удалось сделать наброски для портрета Георга Ратцингера во время одного из его приездов в Рим. «Я здесь собрала его близких всех вместе, они выступают здесь перед зрителем одним целым, – говорит Наталья. – Он склоняет голову, прислушиваясь к словам Папы Бенедикта, и по выражению его лица вы можете видеть, что его думы обращены к чему-то вечному и прекрасному».

Портретистка не забыла и скромных служительниц, которые ежедневно занимаются готовкой пищи, уборкой и стиркой в доме почетного папы. Это сестры Кристина, Кармелла, Лоредана и Розелла из монашеской общины Memores Domini, которых она считает «Папской семьей». На картине она запечатлела сестру Кармеллу, пришивающую пуговицу к сутане папы Бенедикта. «Есть такое народное поверье: если хочешь загадать желание, пришей пуговицу, – улыбается художница. – Здесь сестра Кармелла, кажется, загадывает желание, чтобы Бог послал папе крепкое здоровье. Хотя мне, пожалуй, следовало бы самой уточнить у сестры, что она на самом деле здесь желает».

В своем первом официальном папском портрете Царькова запечатлела святого Иоанна Павла II при его жизни. Она создала в общей сложности три рисунка и три картины маслом, увековечивающие образ польского папы римского; первая была завершена к его 80-летию в юбилейный 2000 год и сейчас висит в музее Ватикана. Всю свою жизнь после обретения зрелого мастерства и признания Наталья посвятила созданию образов святых, Богоматери, Тайной вечери, портретов пап и кардиналов и иным церковным образам и темам. Портреты папы Иоанна Павла I и Бенедикта XVI кисти Царьковой уже представлены зрителям в галереях музеев Ватикана. В 2001 году ей выдали специальное разрешение на доступ в зал синода, чтобы она могла запечатлеть генеральную ассамблею Синода епископов.

В ходе работы над нынешней картиной Наталье пришлось часто навещать почетного папу римского, чтобы сделать наброски и фотографии его самого, внутренней обстановки и домашних служительниц, а потом обработать эти находки в студии. По ее словам, трудней всего ей пришлось в работе над лицом папы Бенедикта, а также в поиске общей композиции и гармонии деталей. «Я не хотела, чтобы движения внутри картины в чем-то повторялись, а тем более сталкивались, конфликтовали. Я стремилась уложить их в единое гармоничное целое».

Художнице было нелегко работать над портретом во время пандемии COVID-19, в особенности в полной изоляции на многомесячном карантине. Во время вынужденного затворничества, когда ей приходилось общаться лишь со своим домашним филином, картина служила ей любимой и желанной компанией, по ее словам. «Я неизменно говорила каждое утро, проснувшись «Доброе утро, Святой Отец!», а ложась спать, никогда не забывала попрощаться с его образом словами «Спокойной ночи, святой отец!», - улыбается Наталья. Она признается, что духовно принадлежит к русской Православной церкви, но при этом видит в папе Бенедикте «учителя, отца и друга». Во время карантина служба попечения Ватикана неизменно посылала ей корзинки с фруктами и овощами из его садов, а сам папа Бенедикт тоже не забывал ее, и даже прислал ей в подарок молитвенник, «чтобы мы могли молиться вместе», по ее словам.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10190675.html