Один к девяти, или рецепт спасения от душевной проказы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Исцеление десяти прокаженных

Что такое проказа души? Почему Иисус Христос, будучи Богом, направлял людей к священникам — разве Своей силы Ему было недостаточно? Девять прокажённых из известного евангельского рассказа (Лк. 17:12-19) на самом ли деле были абсолютно неблагодарными людьми? Ответы на эти вопросы искал протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов Яра.

Историю об очищении десяти прокаженных читают в православных храмах в Неделю 29-ю по Пятидесятнице.

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Отверженные всеми, но не Христом

По пути в Иерусалим Иисус Христос проходил между Самарией и Галилеей. И вот, вблизи одного из населённых пунктов Он встретил десять человек, больных проказой. Живым трупом можно было назвать каждого из них. Потеря чувствительности рук и ног, гниение тела, выпадение зубов и волос, отпугивающий внешний вид делали несчастных похожими на чудовищ.

Помимо физических страданий, они были резко ограничены в социальных правах. Закон Моисея предписывал для таких людей удаление за пределы населенного пункта: «вне стана жилище его»(Лев. 13:46). Если прокажённые решались войти в город, их разрешалось побивать камнями до смерти, иначе болезнь могла бы перейти на здоровых людей.

Прокажённые выделялись и одеждой. «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Лев. 13:45). Чтобы знать об их приближении в вечернее и ночное время, к одежде прикрепляли позвонцы — колокольчики. На протяжении многих лет, до самой своей смерти, прокажённые наводили ужас на окружающих, уныло повторяя: «Нечист! Нечист!»

Отверженные всеми, они сбивались в группы. Так легче было искать пропитание. Они ютились где-то вблизи городских свалок и выпрашивали милостыню, с большого расстояния громко обращаясь к прохожим.

Так было и в этот раз. Узнав о приближении Иисуса Христа, они стали громко кричать и просить о помиловании. Назвав Его по традиции «наставником», они и не подозревали, что стоящий перед ними способен не только рассказать об истине и наставить на путь спасения, но и совершить чудо очищения от смертельной заразы каждого из десяти человек.

Вера — не ритуалы, а доверие

«Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам», — продолжает евангелист Лука. Действительно, согласно указаниям Пятикнижия Моисея, окончательное слово в установлении диагноза «проказа» должно оставаться за священниками — левитами. В главах 13 и 14 ветхозаветной книги Левит подробно описаны симптомы этого заболевания и приведены правила, как отличить проказу от других болезней.

«Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым» (Лев. 13:2-3). Здесь же описаны и правила, по которым человек из разряда ритуально «нечистых» мог быть вновь признан «чистым». Речь шла об очищения тела и души.

Прокажённые подчинились Наставнику — и по дороге получили полное очищение. Нужно отдать должное доверию, которое проявили по отношению к Иисусу Христу эти уже, казалось бы, во всём разуверившиеся люди. Господь не совершал никаких терапевтических действий, которые Он выполнял в других случаях. Здесь не было ни возложения рук, ни публичной молитвы, ни умовения в источнике воды. Не было даже обещания, что «всё будет хорошо». А было лишь повеление пойти и показаться священнику. Прокаженные подчинились — и стали совершенно здоровы.

В этом эпизоде читается и указание всем нам подчиняться воле Божией. Господь проявляет Себя через людей и обстоятельства. Зачем было прокажённым идти в Иерусалимский храм? Поступок совершенно нелогичный. Дорога, судя по карте, могла занять около недели, а прокажённые были физически истощёнными людьми. Хватит ли сил дойти? Зачем срываться с насиженных мест? Чем они будут питаться в пути? Вдруг там не будет привычных мусорных свалок? Заходить в города они не смогут, значит, придётся брести окольными путями… Можно лишь представить, сколько ещё подобных — вполне правильных и справедливых — вопросов роились в их покрытых коростами проказы головах.

Если бы никуда не пошли, эта короста там бы навсегда и осталась. А так — «когда они шли, очистились». Так бывает и с нами. Скажет кто-нибудь болеющему человеку: пойди в храм, поговори со священником, подготовься к исповеди и Причастию. А человек в ответ будет повторять знакомые фразы: мне это не нужно, у меня Бог в душе, мне никто не поможет.

Отсюда вывод: нужно не только просить у Бога милости и здоровья, но иметь мудрость и смелость принять те дары, которые Он щедро дарит нам. Ведь вера — это не набор ритуальных правил и предписаний, но прежде всего — доверие к Богу, уверенность в том, что всё, что Он делает, идёт нам во благо. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10), — читаем мы в Откровении Иоанна Богослова.

И Бог, и Наставник, и Христос!

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин». Девять других исцелённых пошли дальше. Здесь нет подробностей, и можно лишь предполагать, как скоро возвратился исцелённый самарянин и куда именно пошли девять иудеев.

Наверное, они дошли к священнику, а значит побывали в храме, и даже, наверное, поблагодарили Бога. Они понимали, что одновременное исцеление десяти человек — это чудо, что их личных заслуг в этом нет. Поэтому мы не можем говорить об их абсолютной чёрствости или неблагодарности перед Господом.

Вот только Бог и Наставник Иисус для них не были едины. Между Богом и Иисусом знак равенства они не ставили. Христа в Иисусе увидел лишь иноплеменник самарянин — сектант, как бы мы сказали сегодня, ведь самаряне для иудеев были классической сектой.

Самарянин громким голосом, то есть публично, во всеуслышание прославил Бога и с благодарностью пал к ногам Его. Как это напоминает современные исповедь и причастие! Мы приходим в церковь, каемся перед Богом в присутствии священника и с благоговением соединяется со Христом, причащаясь Его пречистых Тела и Крови.

Главный дар от Бога — наше спасение

«И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Спасение — вот главный дар, который мы можем получить от Бога. Причём, как это не раз подчеркивает Священное Писание, спасение — не абстрактное, философское понятие, которое приведёт нас к лучшей участи в загробной жизни. Уверовавшему в Господа спасение подаётся зримо и ощутимо уже в нашем земном бытии.

Сопоставляя указания книги Левит о ритуальной нечистоте и проказе с учением Православной Церкви, мы понимаем, что ветхозаветная проказа — прежде всего наказание за грех. И чаще всего — за грех осуждения. Если с проказой телесной, или лепрой, как называют её врачи, более-менее научились бороться, то «душевная проказа» характерна для каждого из нас.

Заражённый проказой человек теряет чувствительность тела. Находясь под воздействием греха, мы тоже часто не понимаем, носителем какого духовного вируса стали. Лишь искреннее желание исправиться и помощь опытного духовника могут привести к очищению души.

Один из признаков проказы, согласно книге Левит, — глубина проникновения язвы в тело. «Если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы» (Лев. 13:3). При большом проникновении человека объявляли нечистым. В ситуации с грехом аналогично: чем глубже он проник в душу, тем сложнее такую болезнь лечить.

Если язва перестаёт расти и не распространяется дальше, это не проказа. «Если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым»(Лев. 13:6). Так и человек, раскаивающийся на исповеди, борется с грехом и не даёт ему распространяться дальше. Появляется надежда, что порочность хотя бы в чём-то будет побеждена.

Ветхозаветному священнику давалось семь дней, а если нужно, то ещё семь для того, чтобы вынести определение о ритуальной чистоте или нечистоте человека. «Священник имеющего язву должен заключить на семь дней» (Лев. 13:4). Мы же навешиваем оскорбительные ярлыки друг на друга с большой легкостью. Даже если тебе кажется, что перед тобой стоит отъявленный грешник, задумайся, насколько безгрешен ты сам.

Прокажённому нужно было повторять при встрече с людьми: «нечист! нечист!» (Лев. 13:45). Кто из нас готов так же честно заявить о своей душевной нечистоте? В век толерантности и общественного одобрения греха о публичном покаянии не идёт и речи. Но приносить покаяние в Таинстве Исповеди — задача каждого верующего во Христа.

Прокажённые жили «вне стана», отдельно от других людей. Мысль о том, что нужно удаляться не только от телесной скверны, но и от греха, постоянно подчёркивается на страницах Священного Писания. «Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых» (Пс. 1:1), — с этих слов начинается книга Псалтирь.

К вечному блаженству и вечной радости призывает нас и Христос. Эта радость — в пребывании с Богом. «Встань и иди», — сказал Он исцелённому самарянину. Вырваться из порочного круга греха и двигаться навстречу Господу — это рецепт спасения, актуальный на все времена.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/odin-k-devyati-ili-retsept-spaseniya-ot-d...