Очередная "экскурсия для колхозников"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

"Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

https://pravoslavie.ru/142980.html

Смешно. Все было ровно наоборот:

35-е правило Лаодикийского Собора никак не утверждало ангелопочитание, а решительно отвергало его: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению."

блаж Феодорит Кирский в связи с вопросом о чрезмерном почитании ангелов (см.: Кол 2. 18) упоминал этот собор, сообщая, что собор «законом воспретил молиться (προσεύχεσθαι) ангелам» (Theodoret. In Col. 2. 18).

Но какая же стыдобища этот портал "православие.ру " и им подобные! Уже почти полтора века как опубликован классический труд В. Болотова "Михайлов день", а они все рассказывают свои нумерологические сказки!

Болотов показывает египетское происхождение этого праздника из "ночи капли": выпавшая роса давала знак того, что грядет повышение уровня Нила. 22 хиак = 12 атира = 8 ноября в Египте начинались зимние полевые работы Христиане же говорили что в эту ночь Бог посылает Михаила для очищения воздуха и вод. Коптский Синаксарь говорит "Он молит Господа о восхождении Нила и о воздушных переменах". Но само это празднование было установлено в связи с принятием Римской даты Рождества Христова и, соответственно, при отмене более древнего локального празднования дня Крещения Господня в этот день.

Ладно, не смогли монахи найти работу Болотова и прочитать самим.
Но разве трудно найти канон и прочитать его самостоятельно?

Какова же интеллектуальная безчестность православных пропагандистов, что из канона, запрещающего почитать ангелов, делается подпорка именно для их почитания!

Да, я в ярости, и мои как научные, так и религиозные чувства оскорблены.

https://diak-kuraev.livejournal.com/#home

Вот тебе и Михайлов день...

.....................................................................................................................................................................

Вот написал я текст на тему этики (даже не богословия). Нехорошо, мол, про собор, который запретил молитвы ангелам, уверять, будто именно он научил их почитанию и даже установил дату праздника архангела Михаила и небесных сил на 8 ноября старого стиля.

А именно в этом уверял официальный сайт официального «Журнала Московской Патриархии»:
«Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым»» .

С датой Лаодикийского Собора тут явная ошибка. Он не мог быть «за несколько лет до I Вселенского Собора» (т.е. до 325 года). Как замечает архиеп. Петр (Л'Юилье), картина общего состояния церковной дисциплины, нашедшая отражение в правилах Лаодикийского Собора, больше соответствует 2-й пол. IV в. (Петр (Л'Юилье). Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. с. 339).

Но дело не в этом.

35-е правило Лаодикийского Собора никак не утверждало ангелопочитание, а решительно отвергало его:
«Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению."
Ὅτι οὐ δεῖ Χριστιανοὺς ἐγκαταλείπειν τὴν ἐκκλησίαν τοῦ Θεοῦ, καὶ ἀπιέναι, καὶ ἀγγέλους ὀνομάζειν, καὶ συνάξεις ποιεῖν, ἅπερ ἀπηγόρευται. Εἴ τις οὖν εὑρεθῇ ταύτῃ κεκρυμμένῃ εἰδωλολατρείᾳ σχολάζων, ἔστω ἀνάθεμα, ὅτι ἐγκατέλιπε τὸν Κύριον ἡμῶν Ἰησοῦν Χριστόν, τὸν Υἱὸν τοῦ Θεοῦ, καὶ εἰδωλολατρείᾳ προσῆλθεν.

В пятом веке блаж. Феодорит Кирский упоминал этот собор, сообщая, что «собор, сошедшийся в Лаодикии Фригийской, законом воспретил молиться (προσεύχεσθαι) ангелам» (Толкование на Послание Колосянам; https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_poslanie_k_kolossjanam/2)

Полностью: «Защитники закона внушали воздавать почтение Ангелам, говоря, что ими дан закон. Приверженность эта долго держалась во Фригии и Писидии. Потому-то собор, сошедшийся в Лаодикии Фригийской, законом воспретил молиться Ангелам. Но в тех и сопредельных тем местах и доныне можно видеть храмы святого Михаила. Посему так советовали поступать защитники закона, водясь, конечно, смиренномудрием и говоря, что Бог всяческих невидим, неприступен и непостижим и что чрез Ангелов надлежит приобретать Божие благоволение».

«Защитники закона» это иудеи или иудео-христиане. Это точно не гностики, которые всегда были ненавистниками еврейского закона.

И, между прочим, в этом вопросе иудео-христиане были совершенно правы. Ведь таково убеждение апостола Павла – «Закон преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал 3.19). О том же говорил первомученик ап. Стефан: «Сего Моисея Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем… Ангелом, говорившим ему на горе Синае… Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (Деян. 7, 35 38 и 53). (ср. у Ерма: «Великий же и славный ангел есть Михаил, который насаждает Закон в сердцах верующих и наблюдает за теми, которым дал Закон, соблюдают ли они его» (Пастырь. III 8. 3).

Другое дело, что во многих своих ветхозаветных явлениях этот Ангел носит имя Иегова, и его явления есть теофании Логоса, позже воплотившегося в Иисусе Христе.

Но именно в середине 4 века христиане очень ругались друг с другом из-за вопроса как раз о божественном или ангельском статусе Христа. Свидетели Иеговы до сих пор убеждены, что Христос это воплотившийся архангел Михаил
В православии до сих пор крайне редки храмы просто в честь Христа («храм Христа Спасителя»). Зато Византия ставила храмы в честь Софии (Логоса, Христа) в Константинополе, Афинах, Салониках… Возможно, «храмы святого Михаила», упомянутые Феодоритом, ставились тоже в честь Христа. Но ставились они теми, кто считал Христа ангелом, то есть – арианами.

Тогда Лаодикийский собор, запретив молитвы ангелам, таким путем понуждал людей к исповеданию Никейской ортодоксии: молиться можно лишь Богу, а если вы молитесь Христу, значит, должны считать Его Богом.

Молитва ко Христу это очень древняя христианская практика, однако, оспоренная Оригеном в третьем веке. Причем, Ориген употреблял тот же самый термин, что и Лаодикийское правило: προσευχή может возноситься только Богу Отцу (О молитве,14). Ориген также полагал, что уверовавший во Христа человек помещается под покровительство Михаила (Толкования на Мф. 14. 21).

Всё это вместе дает предположить, что Лаодикийский собор принимал свое решение в контексте тринитарных споров, а не в порядке полемики с гностиками или в порядке благочестивого совета о том, кому и как молиться в своем вечернем правиле. Но это – лишь догадки.

Сам же текст Лаодикийского собора просто запрещает молиться ангелам: «не следует христианам отпадать от Церкви Господней и призывать ангелов» (перевод ПЭ). Без пояснений. И это - просто исторический факт.

Другой тоже уже исторический факт – нынешние официальные церковные пропагандисты уверяют, будто «Лаодикийский Собор 35-м правилом утвердил православное почитание ангелов».

И это – вранье. Этот собор ни словечка не сказал о том, как же именно почитать ангелов, если им запрещено молиться. И это вранье тоже – факт, причем требующий определенного и печального вывода: если из канона, запрещающего А (почитание ангелов), делается подпорка именно для практики А. (то есть почитание ангелов), значит, православные пропагандисты порой бывают или интеллектуально бесчестны, или интеллектуально немощны.

Более того, память об этом факте подтверждает предостерегающий призыв: церковный официоз может быть невежественным и (или) лживым, даже когда речь идет о вопросах, далеких от текущей политики.

Дальше можно обсуждать вопрос о том, совпадает ли мнение отцов Лаодикийского собора со мнением церквей из других краев и времен. Но для начала надо просто признать, что древние соборы вовсе не обязаны быть согласными с позднейшей церковной практикой. И надо просто признать эту эволюцию, этот плюрализм, а не натягивать раннее христианство на поздневизантийский шаблон.

Надо понять, что христианин имеет право на неоднозначную реакцию на встреченную им древнюю цитату. Он не обязан вставать навытяжку перед каждым древним авторитетным мнением, потому что знает, что не каждый голос-из-церкви есть голос Церкви как в прошлом, так и в настоящем.

Эльвирский собор запретил делать роспись в храмах и зажигать свечи на кладбищах. И что? Где-то было так, а где-то иначе.

Решимость Лаодикийских отцов надо соотнести с текстом Апокалипсиса: «Я пал к ногам его (ангела), чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» (Откр. 19.10).
Греческий текст Откровения очень не соответствует обычному православному объяснению иконопочитания. У нас говорят, что запрещено поклонение твари (ангелам, иконе, святым), но дозволено почитание. Поклонение – латрия; почитание – проскинесис.
Но в Откр 19.10 «поклониться» – это перевод слова προσκυνῆσαι; «Богу поклонись» - τῷ θεῷ προσκύνησον . То есть это место Писания запрещает воздавать ангелу даже проскинесис (а в византийском придворном церемониале обряд проскинесиса перед императором был очень в почете).

Позднейшие толкования Лаодикийского канона давались с целью примирить его с восторжествовавшим ангело-почитанием. Мол, тут «осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только Ангелам, яко бы творцам и правителям мира. Ап. Павел в послании к Колоссянам пишет об искаженном почитании Ангелов: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (2:18). Еще во дни Апостолов т.об. были люди, которые из ложного смирения говорили, что нельзя обращаться непосредственно ко Христу, что человек не достоин делать это, а должен вместо Христа призывать Ангелов. Правило не запрещает вообще молитвенного призывания Ангелов, но предостерегает от искаженного их почитания вместо Господа Иисуса Христа» (еп. Григорий Граббе).

То, что у апостола говорится о «служении ангелов», а не о «служении ангелам», считается неважным. Весьма вероятно, что выступая против тех, кто мнит себя пребывающим в «служении ангелов», Павел просто осуждает глоссолалию (ср. Кол 3.16).

Но толкование и толкуемый текст никогда не есть одно и то же.
Византийские толкования канонов очень часто говорят не о каноне, а о желаниях толкователя (как и жития святых говорят не о святых, а о том, как стать святым с точки зрения автора жития). Толкования призваны оправдать современную толкователям практику.
И все же впендюривать эти толкования в умы отцов толкуемого собора - это все равно что заставлять Богоматерь молиться формулами 7 Вселенского собора (а именно это сделала Софья Ивановна Снессорева - писательница 19 века, сотворившая "Земную жизнь Богоматери"; она же - редактор «Аскетических опытов» и Сочинений еп. Игнатия Брянчанинова).

Сугубо стыдно совершать такой подлог (да еще сопровождая его высосанными из пальца нумерологическими изысканиями) спустя почти полтора века после публикации классического труда В. В. Болотова "Михайлов день" (Болотов В. В. "Михайлов день", Эортологический этюд // Христианское чтение. СПб., 1892. Т. XI-XII. http://www.odinblago.ru/mihailov_den)

Болотов показывает египетское происхождение этого праздника из "ночи капли": выпавшая роса давала знак того, что грядет повышение уровня Нила. 22 хиак = 12 атира = 8 ноября в Египте начинались зимние полевые работы Христиане же говорили что в эту ночь Бог посылает Михаила для очищения воздуха и вод. Коптский Синаксарь говорит "Он молит Господа о восхождении Нила и о воздушных переменах". Но само это празднование было установлено в связи с принятием Римской даты Рождества Христова и, соответственно, при отмене более древнего локального празднования дня Крещения Господня в этот день.

Ну, а теперь самое интересное – как православная общественность встретила это сообщение из древнецерковной истории.

Я не высказывал своего отношения к вопросу о молитве к ангелам. Не призывал читателей ни к чему. Просто отметил несовместимость подлинного текста лаодикийского правила с его современной препарацией.

..........................................................................................................................................................

А вообще о не-жизни канонов в православной церкви уже в начале декабря выйдет моя книга "Парадоксы церковного права".

https://diak-kuraev.livejournal.com/#home