Объясняет, не осуждая. Священник Василий Куценко
О Первом послании к Коринфянам, часть третья
В рубрике «Библейская школа» мы продолжаем публиковать объяснения на Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Оно особенно интересно тем, что в нем мы можем найти краткие ответы апостола на различные волнующие коринфян вопросы. Такие ответы на вопросы начинаются с 7й главы, со слов: А о чем вы писали ко мне (1 Кор. 7, 1)…
О чем же писали коринфяне апостолу Павлу?
Первый вопрос касается супружеских отношений. Хотя апостол и пишет, что хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7, 1), все же добавляет: [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2). Видимо, среди христиан Коринфа возникло мнение о необходимости полного воздержания для обратившихся в христианство супругов. Апостол особенно подчеркивает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).
Из первого вопроса логически вытекает другой: как поступать безбрачным и вдовам? Апостол пишет: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 8-9). Сам апостол явно предпочитает безбрачие. Но, осознавая опасность искушений, которым может подвергаться безбрачный, считает вполне возможным вступление в брак.
Апостол отдельно упоминает о вдовах. Оставшаяся без мужа женщина всегда попадает в особые жизненные обстоятельства — ей всегда труднее, чем мужчине. Именно поэтому апостол не исключает возможности вступления в брак и для вдов, которые не могут понести все трудности подвига воздержания.
Из приведенных примеров может показаться, что для апостола Павла брак выглядит чем-то вторичным, меньшим по сравнению с безбрачием. Но это не так. Брак понимается апостолом как средство против такого зла, как грех блуда.
Высокое значение брака апостол подчеркивает в следующем ответе: вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей] (1 Кор. 7, 10–11). Развод для супругов-христиан однозначно невозможен — это повеление Самого Господа. Если же по каким-то причинам развод произошел, то инициатор развода должен остаться безбрачным и понести все тяготы безбрачия.
Но как быть тем семьям, где в христианство обратился только муж или только жена? Продолжать ли верующим супружескую жизнь с неверующими? Ответ апостола таков: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 12–14). Вера во Христа не должна становиться причиной развода, верующий муж или верующая жена должны стремиться к тому, чтобы личным примером добродетельной христианской жизни обратить своих неверующих супругов. Даже в таких случаях, считает апостол, верующие не должны становиться инициаторами развода. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь (1 Кор. 7, 15).
Обращение ко всем без исключения
После рассмотрения вопросов брака и супружеских отношений апостол переходит к отношениям социальным. Как во времена апостола Павла, так и сейчас люди занимают в этом мире совершенно разное положение. Апостол обращается ко всем: каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам (1 Кор. 7, 17). Перед Богом равны и обрезанные (обращенные из иудаизма), и необрезанные (обращенные из язычников), рабы и свободные: раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (см.: 1 Кор. 7, 18–20, 22).
Следующий вопрос вновь затрагивает отношения между христианами и язычниками. Для христианской общины невозможно было полностью разорвать все отношения с внешним миром, который был языческим. Но поддерживая отношения с язычниками, христиане могли подвергаться различным искушениям. Например, что делать, если христианина пригласили на обед к язычникам, где вся пища была освящена жрецами? Или когда христианин купил на рынке освященные в языческих храмах продукты? Апостол отвечает: об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого, и пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 4, 8). Христианину не может повредить пища, посвященная богам, которых попросту нет. Поэтому христианин свободен поступать так, как считает нужным для себя. Но… апостол призывает руководствоваться любовью к немощным в вере, потому что любовь назидает (1 Кор. 8, 1). И если произойдет так, что кто-то из новообращенных увидит брата по вере вкушающим идоложертвенную пищу и соблазнится, то наша свобода станет погибелью для немощных в вере. Потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13). Главное правило, которым должен руководствоваться каждый христианин: поступайте так, чтобы поступки не служили соблазном для других.
Апостол и привилегии
В следующей, 9‑й главе апостол Павел отвечает на вопрос о своем апостольском достоинстве: Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства — вы в Господе (1 Кор. 9, 1–2). Видимо, во время разделений и споров в Коринфе, которые апостол Павел разбирал в 1‑й главе Послания, возник вопрос о том, а является ли Павел вообще апостолом, если он не был учеником Христа при Его земной жизни и был сначала гонителем Церкви? В ответ на это апостол Павел пишет коринфянам: посмотрите сами на себя, если бы я не был апостолом, то не было бы и столько обращенных ко Христу среди вас. Являясь апостолом, Павел и его спутники имеют право получать содержание от обращенных им христианских общин: Или мы не имеем власти есть и пить?.. Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1 Кор. 9, 4, 6–7). Ведь этим правом пользовались все остальные апостолы. Но апостол Павел пишет, что он не пользовался ничем из «апостольских привилегий», дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1 Кор. 9, 12). Апостол предпочитал содержать сам себя, чтобы кто-то не подумал, что он проповедует только ради личной выгоды.
О верности Христу
После этого апостол переходит к вопросам христианской жизни и богослужения. Он приводит пример благодеяний Божиих израильскому народу, несмотря на которые многие израильтяне все равно впадали в грехи и уклонялись в идолопоклонство (см.: 1 Кор. 10, 1–5). Но это не просто история. Все это пример для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они (древние израильтяне. — Авт.) были похотливы (1 Кор. 10, 6). Нельзя быть христианином и при этом блудодействовать, поклоняться идолам, искушать Христа, роптать (см.: 1 Кор. 10, 7–10). Апостол напоминает коринфянам: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 16–17). Тот, кто приобщается Тела и Крови Христа, должен быть верен Христу. Тот, кто, будучи христианином, продолжает жить по-язычески, — вступает в общение с бесами, а совместить в себе Христа и диавола, добродетель и грех — невозможно. Также невозможно быть христианином без благоговения перед Богом и Его заповедями. Благоговение же прежде всего выражается в отношении Евхаристии — Таинства Причащения Тела и Крови Христовых.
В древности Причащение совершалось во время общей трапезы, точно так же как это было совершено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери. Но, видимо, среди коринфян возникли злоупотребления: Вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю (1 Кор. 11, 20–22). Евхаристическая трапеза нередко превращалась в обычное вкушение пищи, при этом некоторые объедались и напивались подобно язычникам, забывая даже уделить особое внимание малоимущим и голодным. Поэтому апостол еще раз напоминает, чтовсякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор.11, 26–29). Участие в Евхаристии требует от христианина подвига. В противном случае Причастие может послужить и в осуждение тому, кто не проявляет должной веры и благоговения, заботясь только об удовлетворении голода.
Завершив этим ответы на волновавшие коринфян вопросы, апостол переходит к наставлениям в духовной жизни и важнейших христианских добродетелях. Но об этом речь пойдет в следующей части статьи.
Газета «Православная вера» № 19 (519)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/obyasnyaet-ne-osuzhdaya
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии