ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ: ЗАЧЕМ ХРИСТИАНАМ ЗАКОН, ОБРЯД И ЧЕТКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Обрезание Господне – немного необычный праздник, потому о его значении стоит сказать несколько слов.

Необычность самого события Обрезания состоит в том, что оно полностью относиться к Ветхому Завету. Да, кто-то вспомнит о Сретении, но события Сретения гораздо более подробно описаны у евангелиста Луки, а когда мы говорим о них, то всегда делаем акцент не на строгом исполнении предписаний Закона, а на мессианском значении и начале Новозаветного времени. Об Обрезании же сказано совершенно кратко, да и то не напрямую: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2, 21). Этим событиям не было уделено подробного внимания по той простой причине, что для иудейского младенца мужского пола обрезание считалось само собой разумеющимся.

Давайте будем честны, и признаем, что Обрезание Господне для большинства из нас как-то теряется. В этот день, в отличие от Рождества, Пасхи или того же Сретения, мы не испытываем каких-то особых ощущений, праздничного подъема и вдохновения. Обрезание Господне вообще теряется между двумя Богоявлениями, бывшими когда-то одним праздником. 13 января служится отдание Рождества, а 15 – уже предпразднство Крещения. И вот меж ними, одним днем стоит Обрезание. Кажется, что это всего лишь исполнение ветхозаветного обрядового Закона. Кроме того, в этот день мы еще и почитаем святителя Василия Великого, а также Новый год по Юлианскому календарю. Так и складывается масса причин, из-за которых празднование Обрезания сильно «замыливается». Однако в Церкви ничто не напрасно, потому и нам стоит постараться чуть глубже поразмыслить над событиями данного торжества.

Для начала давайте напомни, что заповедь об обрезании являлась одной и немногих заповедей до учреждения Синайского законодательства. Установлена она была еще при Аврааме: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами… Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17, 10-14).

Если этот закон являлся свидетельством завета между избранным народом и Богом, то зачем тогда нужно было соблюдать его Спасителю, Который, став Человеком, не перестал быть Богом? Первое, что приходит в голову и о чем говорят многие толкователи Священного Писания – это тот факт, что Христа никто бы из израильского народа не слушал бы, будь Он не обрезан. Отсутствие обрезания было свидетельством нечестия, принадлежности к окружавшим языческим народам. Иудеи ожидали Мессию, надлежавшему выйти из их среды, а потому и соблюдение всех обрядовых предписаний являлось обязательным. Спасителю, прежде всего, надлежало искупить подзаконный израильский народ (Гал. 4, 4-5), вынести его иго, которого он сам вынести не мог. Стоит сказать, что в Пятикнижии содержится 613 заповедей, точное исполнение которых было не под силу ни одному человеку, т.е. всякий израильтянин, так или иначе, но нарушал Закон, тем самым постоянно памятуя о своей ограниченности и порочности, всякий, но не Христос. Он был единственным Человеком, не нарушившим ни одного предписания, проявляя полное послушание всем тем законам, которые Сам и установил.

В отношении сказанного у митрополита Вениамина (Федченкова) есть замечательные рассуждения. Размышляя о значении событий Обрезания, он говорит, что тот, кто хочет жить оп новым законам, прежде всего, должен соблюсти старые. Этим самым будет проявлено законопослушание, ведь нарушитель в одном, будет нарушителем и в остальном. «Господь пришел установить Новый Закон, – пишет владыка, – и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону». На законопослушание, необходимое и для всякого христианина, указывают также богослужебные тексты праздника, в которых множество раз встречается слово «закон».

Также стоит сказать и о прообрзовательном значении обрезания. Согласно мнению Евфимия Зигабена оно знаменовало собою будущее крещение. Как отсечение крайней плоти отделяло потомков Авраама от языческого мира, так и воды крещенской купели отделяют христиан. Да, христиане не перестают грешить, не становятся автоматически святыми, но они все же «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9). Когда пришел на землю Первообраз, то необходимость в прообразах отпала. Христос стал как бы последней точкой в Ветхом Завете, Он исполнил все что относилось к Нему Самому, а остальное – лишнее. «Обрезание передается верным чрез посредство святого крещения, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – а святое крещение – образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысись до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь – духовное и очищение грехов».

Итак, мы обозначили два аспекта событий Обрезания Господнего: необходимость исполнения Закона и прообраз будущего крещения. Теперь давайте объединим их в одно комплексное понимание в отношении нас, христиан. Посредством крещения мы стали челнами Церкви, посредством миропомазания – получили благодать Святого Духа для дальнейшего возрастания в Боге, но возрастание невозможно без исполнения определенных правил, исполнения закона. Потому владыка Вениамин и пишет, что прежде чем достигнуть духовных созерцаний, нужно исполнить заповеди о делах. До того как научиться молиться своими словами, нам нужно соблюсти церковный чин. Перед тем как обрести свободу духа, необходимо научиться дисциплине и самоограничениям. Прежде чем вступить в благодатную область, нужно сохранить закон. Бесстрастию обязательно будет предшествовать вполне конкретная борьба со страстями. Умению любить предшествует умение исполнять повеления власти Церкви. Для нас это только начало, ведь закон и буква не спасают, однако довольно часто мы и этого не можем соблюсти.

В день Обрезания нам важно вспомнить, что нам дает закон, для чего необходимо соблюдение внешних заповедей? «Во-первых, – отвечает владыка Вениамин, – чтоб почувствовать, как они тяжелы (операция «обрезания» своей воли), во-вторых, – [чтоб] понять, что мы своими грехами заслужили… эту рабскую школу, в-третьих (и это, может быть, самое главное) – опытно познать, что сама по себе школа закона (буквы, обрядов, даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла». Ценность этих положений нужно воспринять, но ими и ограничиться, ведь зацикленность на обрядовой, законнической стороне чревата разными аномалиями, как, например, у не принявших Христа иудеев или старообрядцев. Закон – прекрасный инструмент, хороший помощник в духовной жизни, но мы стремимся к Царству благодати, начало восхождения в Которое без него невозможно.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/obrezanie-gospodne-zachem-hristianam-zak...