Обрезание Господне. Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня наша Церковь празднует еще один праздник, связанный с рождественскими днями – Обрезание Господне. Он входит в число Великих праздников и празднуется всегда первого января по старому стилю.
Очень многие обращают внимание на то, что праздник Рождества Христова по своей глубине, по своей сути и смыслу лишен той радости и веселия, которые свойственны нашему миру в праздновании Рождества. На самом деле, внимательно вчитавшись в строки Евангелия, вдумавшись в смысл происходящего, мы заметим, что праздник Рождества Христова, день Его пришествия в мир, по своей глубине соответствует переживаниям Страстной Седмицы, когда мы предстоим перед крестом Христовым, когда мы соприсутствуем на Его страданиях. Может быть, кому-то странно это слышать, но на самом деле это действительно так.
Христос приходит в мир не для того, чтобы в этом мире жить, а чтобы в этом мире умереть. В этом смысл Его прихода: он приходит в мир Богочеловеком, чтобы быть распятым на кресте. И с самого первого мгновения Его пришествия в мир, на Нем сбываются все пророчества Исайи, (2:15-17). Пещера, в которой Он рождается, символизирует ту пещеру, в которую Он будет положен после Своего распятия. Пелены, которыми повивается Христос, это плащаница, которой обернут Его Иосиф и Никодим. Волхвы, приносящие дары, снова и снова свидетельствуют о том, что они приносят Ему ладан и смирну, как погребальные символы, то же самое что потом принесут жены-мироносицы ко гробу. Это все происходит в день Его Рождества, чтобы показать нам, что Его Божественное пришествие является знаком Его бесконечного умаления перед нами, Его Божественного истощания, как поется в одном из тропарей Страстного канона в Великую пятницу: «на кресте Твое Божественное истощание…».
Но эти события часто остаются для нас совершенно не заметными. За блеском и мишурой елок, праздничных подарков, стола разговения мы совершенно забываем, что Спаситель пришел в мир для того, чтобы за нас пострадать, для того, чтобы взять на Себя грехи мира. С первого дня Он несет на Себе страдания. В первый же день Рождества в память Святой Богородицы мы слышим Евангелие о том, как Ирод убивает вифлеемских младенцев, как Господь изгоняется из места Своего родства. И сегодняшний праздник Обрезания говорит об этом же – о Его божественном истощании и умалении.
На восьмой день, младенца Христа приносят в церковь для того, чтобы по иудейскому закону совершить над Ним обычный для мужского пола обряд обрезания и наречения имени. Безначальный, Невидимый, Непостижимый, Бесконечный, Вечный – это все те слова, которыми мы пытаемся определить неопределимое, бесконечное и непостижимое Божество. Мы знаем, что имя Божие непостижимо так же, как непостижима Его сущность. Имя Божие – тайна, неизвестное, неизреченное имя. И вдруг Господь умоляется до того чтобы быть именованным здесь на земле. И имя, которое Он принимает, – Иисус, Спаситель, Тот, Кто спасает. Он принимает на Себя не только человеческое имя, но это имя несет Его глубокое предназначение служения.
Обряд, который над ним совершается, есть обряд пролития крови. В этот момент впервые проливается Христова кровь на земле. Это довольно странный с точки зрения современного христианина обряд, в котором Господь абсолютно не нуждается. Но он берет на Себя все человеческие установления, все что человечество на себе несет, в том числе даже невозможность исполнить закон.
Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Никто из людей закон исполнить не смог». Все люди на земле оказались виновными пред установлениями Ветхого завета. И вот Христос приходит для того, чтобы освободить от закона и дать закон любви и благодати, но, прежде всего, берет на Себя неисполнимость закона, пролив Свою Божественную кровь. В этот момент Он, хоть и Младенец, но по Своему Богочеловечеству ничем не меньше, чем Христос, распятый на кресте. Он – совершенный Богочеловек и в младенчестве, и в Своей зрелости в момент Воскресения и распятия. И в этот момент в каком-то смысле уже происходит воздвижение креста, происходит движение к Его распятию, Его шествие на Голгофу.
И вот в эти дни Рождества, этот праздник дает нам возможность еще раз по-настоящему проникнуться этими знаками, символами и смыслами. Он пришел к нам, Он пришел для нас, Он пришел, совершенно открывшись для человечества во всей Своей доступности и беззащитности. Пелены, которыми Он повязан в младенчестве, это те самые узы, которыми Господь был связан у Пилата в темнице, и они говорят о том, что Господь даже волю Свою, даже руки Свои связывает для того, чтобы дать свободу действовать нам, дать свободу действовать нам даже против Него, как в случае с Пилатом. Всесильный и Всемогущий, Он связан по рукам и ногам, и предлагает нам действовать в этом мире подобно Ему – любовью, верой, мужеством, терпение, несением Своего креста. В этом есть призыв Рождества: принять такого Бога, жить с таким Богом и, в конечном итоге, жить, так, как Он. А это самое тяжелое и страшное для человека – быть связанным любовью к Христу, быть связанным доверием к Нему так же, как Он доверил Себя нам.
Сегодня мне хотелось еще раз напомнить всем нам, какой Бог нам Себя доверил, и какому Богу мы доверяем себя, чтобы никакие ужасы и страхи мира сего не могли бы нас поколебать в нашей вере. Если Господь так Себя нам доверяет и в этом Своем доверии идет до конца, и это кончается Христовой Пасхой и жизнью вечной для каждого из нас, ток давайте жить без страха, побеждать ненавистную рознь сего мира, взирая на нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.
2010
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии