Обрезание Господне – «странный» праздник?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

14 января Церковь празднует Обрезание Господне. Хотяпраздник и входит в число великих, особо почитаемых Церковью памятных дней, у невоцерковленных людей он, скорее, вызывает недоумение. Смысл этого праздника обычно остается тайной не только для невоцерковленных, многим прихожанам «со стажем» он также малопонятен.

О смысле и символизме Обрезания Господня мы спросили у пресс-секретаря Предстоятеля Украинской Православной Церкви протоиерея Георгия Коваленко и настоятеля храма во имя преподобного Агапита Печерского в Киеве протоиерея Андрея Ткачева.

Прот. Георгий Коваленко:
- В церковном календаре нет ничего случайного. И почитание Обрезания Господня является дополнительным свидетельством Церкви об истине Боговоплощения. То, что для нас понятно и не вызывает сомнений, вызвало сомнения у первых христиан. Когда Церковь установила почитание дня Обрезания Господня, она еще и еще раз настаивала на том, что Христос по-настоящему воплотился, Бог по-настоящему стал человеком, который имел плоть. И Христос — не ангел, Христос — Богочеловек.

Как мы видим во Христе сочетание Божественного и человеческого, так же мы видим во Христе сочетание Старого и Нового Завета. Поскольку обрезание является как раз ветхозаветным завещанием, и свидетельствует о том, что Христос принадлежит к богоизбранному народу, что Он из его источника (а это подтверждают все пророчества, которые были до этого о Христе).

Одновременно Христос — начало Нового Завета. И мы еще увидим в истории, как Он будет принимать крещение от Иоанна Крестителя, и тогда скажет слова: «Сейчас предстоит соделать всю правду», которые мог бы сказать, если бы не был младенцем, и во время обрезания. Так же и нам с вами надо следовать примеру Христа. И если есть установленные до нас церковные традиции, церковные обряды, церковные таинства, мы должны выполнять их, как исполнил Господь наш Иисус Христос все ветхозаветные предписания. Ибо, как говорит, Он «пришел не отменить, а исполнить». Так же и мы, выполнив все обряды, все внешнее, должны исполнить его содержанием, смыслом собственной жизни, смыслом собственного мировоззрения, чтобы то, что мы исповедуем извне, изменило нас изнутри и через нас изменило весь мир, который нас окружает.

Прот. Андрей Ткачев:
– Где бы вы ни были в этот день, знайте, что в обрезании Христу нарекли имя Иисус. Восьмой день от рождения – это день наречения имени. Имя Иисус – это божественное имя Иишуа – Бог Спаситель. Это имя Господа, которое было дано Ему и отцом, и Матерью. Ангел сказал Иосифу, когда родит Мария сына, назовешь Его Иисус. И Матери отдельно сказал: родишь Сына, наречешь Его именем Иисус.

Это имя Спасителя – божественное, святое, сильное. Таким образом, это, в принципе, день Иисусовой молитвы, то есть, молитвы именем Иисуса Христа, так как в этот день имя Спасителя открылось миру. Это день, в который железо впервые коснулось тела Иисуса Христа. Его крайняя плоть была обрезана – ребенок плакал, кровь лилась.

Но для нас это время Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного…».

Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день памяти Василия Великого, Обрезания Господнего – в день дарования миру имени Спасителя – Иисус из Назарета. Поэтому на Василия Великого, в старый Новый год читайте Иисусову молитву.


Источник: Портал "Православие в Украине"